Воздвижение Креста Господня: знак победы

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

27 сентября празднуется Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – двунадесятый праздник, установленный в память обретения Креста Господня, которое произошло в Иерусалиме около Голгофы — на месте Распятия Иисуса Христа.

Если сравнить Воздвижение с другими двунадесятыми праздниками, то можно отметить, что этот праздник имеет свои особенности. Он и величествен и грустен. С одной стороны, он напоминает о торжестве Христа над смертью, а с другой — о Его страданиях на Кресте и о греховности людей.
Святые равноапостольные Константин и Елена. XII век, Полоцк

Как был обретен Крест Христов

Вскоре после Распятия Христа, святой Крест был утерян. Существует три различные версии предания его обретении. Согласно наиболее древней ( IV-V вв.), святой Крест находился под языческим святилищем Венеры. Напомним, что после разрушения Иерусалима римскими войсками Святые места, связанные с земной жизнью Спасителя, оказались в забвении, а позже, при Адриане, на месте некоторых из них были построены языческие храмы. Город разрушили полностью, по слову Спасителя, Который предсказывал, что «не останется здесь камня на камне».

Но прошло несколько столетий, и во главе Римской империи стал принявший христианство после чудесного явления ему знака Креста император Константин. Ему хотелось восстановить память о земной жизни Спасителя, а его мать императрица Елена горячо желала поехать в Святую землю: найти места земной жизни Христа и среди них в особенности Крест, на котором Господь был распят и гроб, в котором Он был погребен.
Когда языческое святилище было разрушено, обнаружилось три креста, а также табличка (титло) с надписью, сделанной по приказу Пилата на латинском, греческом и еврейском языках «Иисус Назорей, Царь Иудейский», и гвозди, которыми Он был пригвожден.

Для того чтобы узнать, какой именно из крестов –тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине.

Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на Истинное Древа Креста Господня, и святой Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.

Предстоятель Иерусалимской Церкви его поднимал, то есть воздвигал (отсюда — Воздвижение), поочередно обращая ко всем сторонам света, — чтобы все верующие могли если не прикоснуться к святыне, то хотя бы увидеть ее.

Царица Елена до окончания строительства храма не дожила. Но она успела сделать главное дело своей жизни: поспособствовала утвердиться христианству как самой крупной — и на тот день, и сейчас — мировой религии. За что и была названа равноапостольной — то есть равной апостолам по степени значимости для Церкви.

Другие версии обретения Креста

В Сирии в первой половине V в.возникла иная версия событий. Якобы Крест был обретен не в IV, а в III в. Протоникой, женой императора Клавдия II.
И третья версия, также, видимо, сироийская по происхождению, сообщает, что святая Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев. В конце концов, один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, все же указал место – храм Венеры.

Святая Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены три креста – и явить Крест Христов помогло чудо - воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо.

Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима; впрочем, церковные историки не упоминают ни об одном епископе Иерусалима с таким именем в IV в. Несмотря на древность первой версии, предания об обретении святого Креста, в средне - и поздневизантийскую эпоху наиболее распространенной стала третья версия; в частности, на ней основано сказание из Пролога, предназначенное для чтения на праздник Воздвижения Креста Господня, согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.

Возвращение Креста Господня в Иерусалим

Точная дата обретения святого Креста неизвестна – по всей видимости, это произошло где-то в 325-326 гг. После обретения святого Креста, император Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей торжественностью, а около 335 года была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День Обновления (то есть освящения) Мартириума и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения святого Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления.

Позже, в VII веке, стали вспоминать еще одно событие: возвращение Креста Господня в Иерусалим из Персии (это современный Иран). Христианскую святыню, разбив греческое войско, захватил в плен персидский царь Хозрой II. Отвоевать ее удалось только через 14 лет, когда греки разбили персов. Животворящий Крест с великим торжеством и благоговением был принесен в Иерусалим. Его сопровождал Патриарх Захария, который все эти годы был в плену у персов и неотлучно находился рядом с Крестом Господним. Великую святыню пожелал нести сам император Ираклий. По преданию, у ворот, через которые нужно было пройти на Голгофу, император внезапно остановился и, как ни пытался, не мог сделать ни шагу. Святой Патриарх объяснил царю, что путь ему преграждает ангел, ведь Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь, будучи униженным и гонимым. Тогда Ираклий снял корону, свой царский наряд, оделся в простую одежду и… беспрепятственно вошел в ворота.

Место обретения Честного и Животворящего Креста Господня — сейчас внутри Храма Воскресения Христова или Храма Гроба Господня. Оно так и называется — придел Обретения Креста. В этом приделе в пол встроена плита красного мрамора с изображением православного креста. Здесь Крест Господень изначально и хранился.

Установление праздника

Праздник Воздвижения Креста Господня изначально был связан с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения, т.е. тем событиям, которые и сегодня празднуются 26 сентября и называются в церковном обиходе «Воскресением словущим». По отношению к ним Воздвижение Креста Господня первоначально имело второстепенное значение. Согласно «Пасхальной хронике» VII в., священнодействие Воздвижения Креста Господня было впервые совершено в ходе торжеств при освящении иерусалимских церквей.

При этом уже в конце IV в. праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников, наряду с Пасхой и Богоявлением. По свидетельству паломницы конца IV в. Эгерии, Обновление праздновалось в продолжение восьми дней: каждый день совершалась Божественная литургия, храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху, а на праздник в Иерусалим приходило множество людей. Эгерия подчеркивает, что Обновление праздновали в тот же день, когда был обретен Крест Господень.

Выбор дня празднования Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня  на 13 или 14 сентября как даты праздника Обновления мог быть обусловлен как самим фактом освящения именно в эти дни, так и сознательным выбором. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из трех главных праздников ветхозаветного богослужения, отмечавшегося на 15-й день седьмого месяца по еврейскому календарю (этот месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. Кроме того, дата праздника Обновления 13 сентября совпадает с датой освящения римского храма Юпитера Капитолийского, и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого. Наконец, возможны параллели между Воздвижением Креста Господня  14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Воздвижением и праздником Преображения за 40 дней до того. Вопрос о причине выбора именно 13 сентября как дня праздника Обновления (и соответственно 14 сентября как дня праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня окончательно не решен.

В V в., по свидетельству церковного историка Созомена, праздник Обновления отмечался в Иерусалимской Церкви по-прежнему очень торжественно, в продолжение восьми дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения». Согласно сохранившемуся в армянском переводе иерусалимскому Лекционарию V в., на второй день праздника Обновления святой Крест показывали всему народу. Тем самым, первоначально Воздвижение  было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления - аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или святого Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.

Начиная с VI в., Воздвижение Креста Господня  постепенно становилось более значительным праздником, чем праздник Обновления. Если в Житии преподобного Саввы Освященного, написанного в VI в. преподобным Кириллом Скифопольским, говорится о праздновании Обновления, но не о Воздвижении Креста Господня, то в Житии преподобной Марии Египетской, традиционно приписываемом святому Софронию Иерусалимскому (VII в.), говорится о том, что преподобная Мария направилась в Иерусалим на празднование именно Воздвижения Креста Господня.

Само слово «воздвижение» среди сохранившихся памятников впервые встречается у Александра Монаха (527-565 гг.), автора похвального слова Кресту, которое должно читаться на праздник, согласно многим литургическим памятникам византийской традиции.

Впоследствии именно Воздвижение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения святого Креста из плена в марте 631 г. (с этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста). Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня.

Где Крест Спасителя находится сейчас?

В очень многих местах одновременно. Дело в том, что еще царица Елена разделила его на две части: одну поместила в серебряную раку и оставила в Иерусалиме, другую увезла в столицу Византийской империи, Константинополь. По дороге она оставляла небольшие частицы Креста в основанных ею же монастырях, так как каждому христианину хотелось прикоснуться к святыне, а совершить для этого путешествие в Иерусалим или Константинополь была возможность далеко не у каждого. И царица Елена посчитала нужным сделать именно так — разделить крест на частицы.

К середине IV в., как свидетельствует святой Кирилл Иерусалимский, частицы Истинного Древа распространились по всему христианскому миру. В двух исследованных археологами разрушенных христианских храмах Северной Африки сохранились надписи от 359 и 371 гг., в которых упоминаются имевшиеся в тех храмах частицы Честного Креста. О том, что частицы Истинного Древа находились даже в наперсных мощевиках многих христиан, сообщают святители Григорий Нисский и Иоанн Златоуст.

Части Креста Господня, большой фрагмент титло с надписью Пилата, гвозди, орудия Страстей Христовых и перст апостола Фомы, который тот вложил в раны явившегося апостолам Христа, находятся в Риме – в церкви Санта-Кроче ин Джерусалемме. Эта базилика, в которую можно легко пройти пешком по бульвару от Латеранского собора, была основана св. Еленой. По легенде под плитами ее пола находится земля, которую равноапостольная императрица привезла из Иерусалима.

Богослужение Воздвижения

В создании песнопений праздничных вечерни и утрени Воздвижения участвовали Феофан, св. Косма Майумский и другие известные церковные гимнографы.

Прежде всего, их целью было — связать новозаветные события с ветхозаветными, найти в Ветхом Завете прообразы Креста Господня. Так, в одной из стихир на литии мы слышим: «Прообразуя Крест Твой, Христе, патриарх Иаков, внуком благословение даруя, на главах переменены руки сотвори».

Составитель канона празднику Воздвижения Креста Господня  яркий прообраз Креста усмотрел в действии Моисея при переходе израильтян через Чермное море. Это нашло свое выражение в 1-й песне канона: «Крест начертав Моисей, впрямо жезлом Чермное пресече, Израилю пешеходящу, той же обратно фараоновым колесницам ударив, совокупи, вопреки написав непобедимое оружие, тем Христу поим Богу нашему, яко прославися».

Стихиры честнаго Креста, которые поются после изнесения Креста из алтаря на средину храма для поклонения:

«Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся, на немже Христос, Царь славы, волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство...» «Приидите, людие, преславное чудо видяще, Креста силе поклонимся...» «Днесь Владыка твари, и Господь славы на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает; сладость церковная...» «Днесь Неприкосновенный существом, прикосновен мне бывает, я страждет страсти, свобождаяй мя от страстей...»

В конце утрени под праздник установлен особый чин воздвижения Креста. Он имеет многовековую историю. Самая ранняя запись этого чина сохранилась в так называемом Иерусалимском канонаре, относящемся, по времени своего происхождения, к 634—644 гг., а в Русской Православной Церкви обряд Воздвижения святого Креста известен с XIII в.

В настоящее время изнесение и Воздвижение Креста Господня совершается в следующем порядке. На всенощном бдении, во время пения Великого славословия, настоятель в полном облачении совершает с диаконом каждение святого престола, на котором лежит святый Крест. По окончании Великого славословия настоятель взимает Крест на главу и исходит северными дверьми — с предшествующим ему свещеносцем и диаконом с кадилом — до Царских врат. По окончании Трисвятого настоятель произносит в Царских вратах: «Премудрость, прости». Певцы поют трижды «Спаси, Господи, люди Твоя...» Затем честный Крест износится обычно на середину церкви перед святыми вратами, алтаря, иерей полагает его на заранее приготовленный аналой, совершает вокруг него троекратное каждение и, если не совершается чин Воздвижения, поется трижды тропарь: «Кресту Твоему покланяемся...», творя земной поклон после каждого пения тропаря. То же поют и певцы, и совершается поклонение Кресту при пении стихир.

В соборных храмах, и в некоторых отдельных церквах, с благословения епархиального архиерея, совершается следующий чин Воздвижения Креста Господня. После изнесения Креста на середину храма и троекратного каждения настоятель совершает три поклона до земли перед святым Крестом — и, взяв Крест, обычно украшенный живыми цветами, стоя на восток (к алтарю) начинает первое воздвижение — поднятие Креста вверх. Перед Крестом, на некотором расстоянии, становится диакон, держа в левой руке свечу, а в правой — кадило, и возглашает громко и раздельно во услышание всех: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Певцы поют сто раз: «Господи, помилуй». В начале пения «Господи, помилуй» настоятель трижды осеняет Крестом на восток и при пении первой половины сотницы медленно преклоняет главу свою с Крестом насколько может ниже, «на пядь от земли». При пении второй половины сотницы настоятель медленно поднимается. При пении в 97-й раз «Господи, помилуй» настоятель выпрямляется и, стоя прямо, опять трижды осеняет Крестом на восток.

После этого настоятель обращается лицом на запад. Диакон переходит на противоположную сторону и, стоя перед Крестом, возглашает: «Еще молимся о стране нашей, властех и воинстве ея, рцем вси».

Настоятель совершает второе воздвижение, как и первое. Третье воздвижение — лицом к югу. Диакон возглашает: «Еще молимся об оставлении грехов Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси».

Четвертое воздвижение — лицом на север. Диакон возглашает: «Еще молимся о всякой душе христианской, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси».
Пятое воздвижение — опять лицом к востоку. Диакон возглашает: «Еще молимся о всех служащих и послуживших во святем храме сем, отец и братии наших, о здравии и спасении и оставлении грехов их, рцем вси».

По пятом воздвижении певцы сразу, без пауз, поют «Слава, и ныне», «Вознесыйся на крест волею...». Настоятель полагает Крест на аналой и поет: «Кресту Твоему...» трижды, затем то же поют певцы, и начинается чин поклонения святому Кресту. Певцы исполняют положенные стихиры.
По окончании поклонения аналой с Крестом поставляется на солее, по правую сторону от Царских врат, до дня Отдания праздника.
 

Подготовил Дмитрий БОРИСОВ


Источник: Нескучный сад