Воздушные пути Печерских обителей. Олег Слепынин

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Никто не знает, где кончаются пещеры Киево-Печерской лавры, как никто не ведает, куда могут увести пещеры Псково-Печерского монастыря. Говорят, не исключено, они соединены между собой. Во всяком случае, если б это стало доказанным фактом, мы б и не сильно удивились, правда?.. Потому что эти пещеры, эти древние наши крепости-монастыри навек между собой соединены путями воздушными.

Между святыми обителями нашими по земным дорогам 985 км. А по воздушным – аршин: лишь лоб перекрестить.

Наши Успенские церкви

В 4-ю неделю по Пятидесятнице, в нынешнем году это 21 июля, Церковь прославляет Собор преподобных отцов Псково-Печерских.

«Из древнего местного предания известно, - говорит современный Псково-Печерский летописец, - что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы… Имена всех их остались неизвестны, летописная история сохранила лишь имя “начального инока” преподобного Марка». Преемственно, в память этого предания на Святой горе в свой час была возведена церковь во славу преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, а позже в пещерном Успенском храме левый придел освящён в их честь. Над входом в Успенский храм мы видим рядом с иконой Успения Киево-Печерскую икону Божией Матери с предстоящим Ей Антонием и Феодосием.

Своё начало Киево-Печерская лавра берёт от пещерки святителя Илариона, митрополита Киевского, который, желая уединённой молитвы, удалялся от столичной маеты на днепровские холмы, гделес велик, и там ископа печерку малу двусажену. В той пещерке позже поселился отшельником преподобный Антоний, который, углубляя, копая пещеру, не давая себе покоя ни днём, ни ночью, пребывая всегда в трудах, молитвах, бдении, привлёк к себе своим подвигом боголюбивых русских людей, в их числе и преподобного Феодосия…

Вот и Псковская земля была обильна лесами. Звероловы как-то «слышали в глухом лесу близ ручья Каменца гласы поющих неизреченно и прекрасно и ощутили благоухание яко от множества фимиама. Потом открылась и причина: владелец участка однажды «рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: “Богом зданныя пещеры”.

Полагают, случилось это в 1392 году. В тот год великий князь Московский Василий I, сын Дмитрия Донского, упреждая активность Золотой Орды, вступил в союз с Литвой. Это позволило Руси не оказаться между молотом и наковальней, сберечь Псков, на который кроме Литвы претендовал и Тевтонский орден.

Датой основания монастыря называют 1473 год, когда выкопанная в холме близ пещеры церковь была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. В нынешнем году святой обители 540 лет. Конечно, не случайно церковь была освящена в честь этого Богородичного праздника.

Основатель Псково-Печерского монастыря преподобный Иона Шестник (до пострига в монахи – Иоанн) пришёл с семьёй на запад Руси «от Московской страны». Летописец говорит: «Пришед на сие место, начаша копати вместе с матушкой Марией в горе церковь за Богом зданною пещерою к западу». В это же время в Москве уже намечалось строительство нового Успенского собора, который стоит и поныне. В свою очередь старый Успенский храм, пришедший в Кремле в ветхость, в своё время строился по инициативе митрополита Киевского Петра, который перед тем пребывал во Владимире, а ранее имел резиденцию в Киеве. Вспомним слова Д.С. Лихачёва: «Храмы, посвященные Успению Богоматери, занимают в культуре Древней Руси особое место. Три момента здесь привлекают наше внимание: их распространенность; расположение в центре оборонительных сооружений (кремлей, монастырей); единство традиционного архитектурного образа». Заметим – не лишь в Древней Руси, но и Средневековой. Единство же образа возникло как трепетное подражание чудесно возведённой Великой Успенской церкви в Киеве, заложенной в 1073 году при Антонии и Феодосии Печерских, ровно четырьмя веками ранее.

Не лишено любопытства наблюдение, что тёмные отшельнические пещеры, изначально назначенные как будто для спасения одиночных иноков, ищущих благодати богообщения, становились центрами просвещения для новых земель, куполами Успенских соборов очерчивая раздвигающуюся Святую Русь.

Любовь к отеческим гробам

О первом строителе, преподобном о. Ионе, памятно, что когда он умер, завершив подвиг, на нём была обнаружена вросшая в тело кольчуга. Он носил вериги, ведя битву духовную. О его жене Марии, в постриге Вассе, знаем, что раку с её мощами когда-то пытался вскрыть рыцарь-мародёр, но из щели ударило пламя. Обуглившаяся полоса на тёмной, вдоль щели, древесине видна и сейчас. От раки исходит удивительный аромат.

Преподобные Иона и Васса были погребены в Богом зданной пещере, где прежде был погребён начальный инок Марк, о месте захоронения которого знал о. Иона.

С погребения преподобной Вассы берёт начало обычай ставить некоторые гробы в пещере открыто, не зарывая. Запаха тления нет. Обычай пришёл, вероятно, через Киев, пришёл из древнейших времён. По апокрифическим Притчам мидрашей, Авраам, проникнув вслед за телёнком в пещеру Махпела, «остановился, поражённый чудным видением: озарённые огнём лампад, в гробнице покоились Адам и Ева, и благоухание исходило от первородной четы. Эту пещеру Авраам избрал местом вечного упокоения для себя и для жены своей Сарры». Пещера Махпела, разумеется, почитаема и христианами.

В известных семи пещерных галереях Псково-Печерской обители упокоены многие тысячи насельников монастыря и мирян. Вид одного из кладбищ, ворота которого приоткрывают перед посетителем, — яркое вразумление нашим суетам. Запылённые временем гробы установлены штабелями, какой-то из них, разрушаясь, накренён. Понимаешь, что под гробами и в непроглядной глубине пещеры всё прах – тлеющие облачения, доски и кости.

В подземном некрополе погребены предки первого нашего историка В.Н.Татищева, величайших в своих искусствах М.И.Кутузова, М.П.Мусоргского, А.С.Пушкина… Удивительно, где узловые моменты русской истории – там Пушкины. Хотя вроде и не диво, что они, псковские помещики, погребены здесь. Но Пушкиных более, чем представителей других родов. Достоверно известно о семи, но есть обоснованное предположение, что к ним можно прибавить ещё три имени. Документально установлено, что «за период 1558-1599 гг. приблизительно каждый десятый, поступающий в Псково-Печерскую усыпальницу, был из рода Пушкиных» , пишет исследователь М.Ф. Мурьянов.  Исследователь говорит: «Ни один другой род не похоронил здесь столько своих представителей – факт выдающийся». Это притом, что родовой усыпальницей Ганнибалов-Пушкиных был другой Свято-Успенский монастырь псковщины – Святогорский…

Кто из нас не проговаривал, затаив дыхание:

Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.

Пушкин в 1821 году провёл в Киеве две недели. Он осмотрел всё, что возможно, – руины, церкви, древние монастыри, обошёл пещеры... После Киева в уже завершённой поэме «Руслан и Людмила» появилось: «Там русский дух... Там Русью пахнет!»

Чудо

Самым известным Псково-Печерским игуменом был преподобномученик Корнилий, по преданию умерщвленный царём Иоанном IV Грозным… Рассуживать дело преподобномученика Божия и помазанника Божия —  занятие вряд ли возможное. Уклонимся и мы, повторив пушкинское: «Ни за что на свете…»

Рака с мощами преподобномученика Корнилия Псково-Печерского

Игуменство Корнилия было долгим, трудным и плодотворным – 41 год. Профессор Василий Синайский в замечательном историческом очерке, изданном в Риге в 1929 году, писал: «Корнилий был поистине для Псково-Печерского монастыря тем же, чем Феодосий для Киево-Печерского монастыря. Оба они были подлинными вторыми основателями своих монастырей и первыми основателями их как монастырей деятельных…» Деятельных – в отличие от отшельнических. В.И Синайский, преподававший (1911-1922) в Киевском Свято-Владимирском университете гражданское право, был знатоком старины, он пишет: «Преподобный Корнилий принадлежал, как Феодосий Киево-Печерский, к людям, кои одарены огромной энергией не только тела, но и духа. Их жизнь поэтому может служить образцом деятельной любви к Богу и человеку». Преподобный Корнилий был историком-летописцем, он строил и перестраивал церкви, при нём, по приказу Ивана Грозного, были проведены огромные работы по возведению мощных крепостных стен с семью боевыми башнями. Это сыграло свою роль при нашествии войск «евроинтегратера ХVI века» Стефана Батория в 1581 году. Интересно, что неудача Батория при пятимесячной осаде Пскова связана с именами Антония Киево-Печерского и Корнилия Псково-Печерского.

Существует удивительная, необыкновенной композиции икона Божией Матери «Псково-Покровская», именуемая ещё «Видение старца Дорофея». На ней мы видим Псковский кремль и Псково-Печерский монастырь. Икона повествует о том, как столп света осенили путь от Пскова к Печерской обители, «и под тем светом идущую по воздуху Пречистую Богородицу, сопровождаемую по левую сторону Её преподобным Антонием Киево-Печерским и по правую – Корнилием Псково-Печерским. Она вошла с ними и стала на самой стене градской. На Её зов явились псковские святые, и с ними она держала военный совет, как истая Взбранная Воевода…»

Тридцать штурмов выдержал Псковский кремль. В память о чуде каждый год в седьмую Неделю по Пасхе совершался крестный ход из Псково-Печерского монастыря во Псков с чудотворной иконой Божией Матери «Умиление», которая этим же путём была принесена в псковскую крепость в 1581 году.

Алипий

Монастырь никогда не закрывался. Свыше полутысячи лет звучит в нём молитва. В тяжелейшие для церкви межвоенные годы он пребывал в составе Эстонского государства. От разорения «хрущёвских» времён его уберегли  - подобно тому, как и Почаевскую лавру, - монахи фронтовики.

В 1959-1975 годы наместником был архимандрит Алипий (Воронов).

В годы войны он в составе 4-й танковой армии участвовал в операциях на Центральном, Западном, Брянском, 1-м Украинском фронтах. Он защищал Москву, освобождал Украину, брал Берлин; И.М. Воронов был награждён боевым орденом и медалями. Он не только сумел оградить монастырь от помрачения хрущёвской поры, но в 1973 году добился от немцев возвращения монастырских ценностей. В сокровищнице обители, помимо многих иных, были дары, кажется, всех государей, начиная с Ивана Грозного и его первой жены. Царица Анастасия Романовна вышила для монастыря плащаницу…

Архимандрит Алипий был профессиональным художником, коллекционером и отлично разбирался в искусстве. Своё монашеское имя он получил в честь преподобного Алипия, инока Киево-Печерского монастыря, который, как мы знаем, принимал участие в росписи и создании мозаик Великой церкви в ХI веке – Успенского собора Киево-Печерской лавры...

Отражения в святых водах

После катастрофического разрушения 1941 года киевский собор был отстроен и освящён на Успение 2000 года.

И вновь купола Печерских Успенских соборов, разделённые семью широтами, словно б отражения друг друга в небесных водах вечности. Купола Псково-Печерского монастыря устроены по типу глав Киево-Печерской лавры (в стиле “украинского барокко”). Их пять, темно-синих с золотыми звездами. Купола расположены в одну линию на скате крыши… Точно как отражение!

И ещё отражение в ряби святых вод.

В живописном пространстве монастыря, среди храмов и строений, есть небольшая восьмигранная часовня из сочно-красного кирпича, устроенная над артезианским колодцем. Надпись золотом по периметру карнизов сообщает, что глубина колодца 55 саж. (это 116 метров!), что устроен он с участием благотворительницы обители Е.А. Россинской в 1910-1911 годах. Фамилия, похоже, «киевская»: фасадные стены часовни освящены иконами Господа Вседержителя, святых равноапостольных Ольги и Владимира, страстотерпцев Бориса и Глеба.

Конечно, всё родное, никому и в голову не могло прийти, что враг историю так подчистит и подмалюет, что лавра вдруг окажется вне Руси, оставаясь в Киеве.

 

Преподобные отцы наши Псково-Печерские: Марк, Иона, Корнилий, Вассиан, Дорофей, Лазарь, Симеон, Александр и мати преблаженная Васса, преподобные отцы наши Киево-Печерские: Антоний, Феодосий и прочие все, молите Бога о нас, о спасении Руси

http://odnarodyna.com.ua/node/14811