Восстановление общения между Сербской и Македонской Православными Церквами как новое свидетельство преодоления церковных разделений

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Статья доктора богословия, доктора теологии, кандидата юридических наук, профессора Межрегиональной академии управления персоналом иерея Павла Бочкова посвящена вопросам церковного единства и межцерковных отношений в новейшей истории Сербской и Македонской Православных Церквей. Несмотря на существующее разделение, трудный диалог и взаимные обвинения, этим двум Церквям удалось преодолеть существующие разделения в 2022 году, что стало заметным событием в мире межправославных отношений и фактом исцеления еще одного крупного раскола.

Македонская Православная Церковь – Охридская архиепископия исторически существовала в 1019–1767 гг. как часть Болгарской Православной Церкви. Вследствие изменения геополитических границ в связи с Балканскими войнами 1912–1913 гг., а затем и Первой мировой 1914–1918 гг. македонские приходы перешли в ведение Сербской Православной Церкви, и только в годы Второй мировой войны, когда Македония была аннексирована Болгарией, на некоторое время она стала вновь частью Болгарской Православной Церкви. Однако после разгрома Германии и ее союзников македонские приходы вновь вошли в юрисдикцию Сербской Церкви.

Идея возрождения автокефальной Охридской архиепископии в виде поместной Македонской Православной Церкви возникла в 1943 г.[1] Сторонники хотели провозглашения курса на церковную независимость Македонии и перехода на македонский язык в богослужении.

В 1946 г. македонские клирики провели собрание, учредившее инициативный совет по организации Македонской Церкви. В 1958 г. в Охриде был проведен церковно-народный собор, обратившийся к священноначалию Сербской Церкви с просьбой о предоставлении церковной автономии на территории Македонской Республики. В июне 1959 г. собор Сербской Православной Церкви утвердил Автономную Македонскую Православную Церковь в каноническом единстве с Сербской Православной Церковью. Результатом единства стали хиротонии двух епископов для Македонской Церкви: 19.07.1959 г. был рукоположен епископ Престанско-Битольский Климент (Трайковский), а 26.07.1959 г. – епископ Златовско-Струмицкий Наум (Димовский)[2]. Не удовлетворившись полученной автономией, македонское духовенство продолжило курс на признание автокефалии юрисдикции.

3.12.1966 г. синод Македонской Православной Церкви своим письмом № 226 обратился к Сербской Православной Церкви с требованием о предоставлении автокефалии. Архиерейский собор Сербской Православной Церкви в мае 1967 г. отказал Македонской Церкви в этой просьбе. Собор выразил свое решение следующими словами: «Не может быть удовлетворена просьба Священного Архиерейского Синода Македонской Православной Церкви от 5 декабря 1966 г. за № 226 о предоставлении Автономной Македонской Православной Церкви автокефальности.

Если же она, вопреки канонам, сама на своем Митрополичьем церковно-народном Соборе провозгласит себя Автокефальной, то она будет рассматриваться Сербской Православной Церковью, так же, как и другими Автокефальными Православными Церквами, как раскольническая религиозная организация и, как таковая, отлучена от общения с нами.

Священный Архиерейский Синод Сербской Православной Церкви полагает своим долгом оповестить об этом все Православные Церкви-Сестры, подчеркнув, что это провозглашение противоречит канонам Православной Церкви и было сделано против воли и решения Церкви-Матери – Сербской Православной Церкви»[3].

Невзирая на отказ, при активном участии светских властей, 17–19.07.1967 г. в Охриде прошел «церковно-народный собор», провозгласивший автокефалию Македонской Церкви, о чем собор уведомил письменно Сербскую Православную Церковь[4]. Последняя отреагировала довольно жестко. Решением Священного Синода в сентябре 1967 г. Македонская Церковь была названа раскольнической, а с ее епископатом и клиром было разорвано евхаристическое общение[5].

С этого момента фактически Македонская Церковь вынужденно пребывала в изоляции, приступив к самостоятельной организации своей церковной жизни. По состоянию на 1967 год, Македонская Православная Церковь насчитывала 3 архиереев, 334 священника и около 400 приходов. Монашеская жизнь была не развита: в 1992 году в юрисдикции пребывало 10 монахинь, которые жили при общинах Битолы и Прилепа и тогда же возникла община монахов в старинном монастыре св. Наума на озере Охрид[6].

В 1991 г., после провозглашения независимости Республики Македония, вопрос о признании автокефального статуса Македонской Церкви стал подниматься уже на государственном уровне. Попытки урегулирования канонического статуса предпринимались не раз, однако терпели неудачу.

«14 января 2001 г. в монастыре св. Наума под Охридом сербская и македонская стороны приняли текст проекта договора о восстановлении церковного единства. 17 мая того же года специальные комиссии улучшили и точнее сформулировали проект договора и довели его до формы, в которой он был приемлем для всех Православных Церквей. Однако Македонский Священный Синод не принял проект договора»[7].

В 2002 г. патриарх Сербский Павел направил македонскому духовенству письмо с призывом вернуться в каноническую Сербскую Церковь, на что согласился епископ Велешский и Повардаский Иоанн (Вранишковский). За это Архиерейским синодом Македонской Церкви он был подвергнут низвержению, а со стороны властей Македонии – и преследованию, в том числе уголовному.

 Вообще, 2000-е гг. характеризуются обострением отношений между Сербской и Македонской Церквами. Правительством Македонии с целью ограничить влияние и юрисдикцию канонической Церкви были предприняты шаги к притеснению Сербской Церкви. В 2005 г. епископ Иоанн (Вранишковский), уже в качестве иерарха Сербской Церкви, проиграв апелляцию, был водворен в пенитенциарные учреждения, где отбывал заключение за «разжигание национальной, расовой и религиозной ненависти»[8].

2 июня 2005 г. власти Македонии обратились к Константинопольскому Патриарху Варфоломею с предложением стать посредником в конфликте между Сербской и Македонской Православными Церквами.

В 2009 г. Македонская Православная Церковь вернула себе историческое название, связанное с Охридской архиепископией. При этом подчеркивалась и своя особая историческая связь с Болгарской Православной Церковью, контакты с которой приобретали все более тесный характер.

Несмотря на каноническую изоляцию, Македонская Православная Церковь не вступила в общение ни с одной из неканонических юрисдикций, хотя предложения подобного рода неоднократно поступали со стороны неканонической «Черногорской Православной Церкви», украинских и греческих старостильных юрисдикций. Кроме того, известно, что иерархия и духовенство Македонской Церкви имеют хорошие и добрые отношения с Русской Православной Церковью.

В 2015 г. глава Македонской Церкви митрополит Стефан (Веляновский) встретился с патриархом Болгарским Неофитом. Встреча прошла в кафедральном соборе Александра Невского и имела не только дипломатический, но и церковный аспект. Оба иерарха молились в алтаре, а митрополит Стефан был облачен в мантию, что явилось свидетельством молитвенного общения между представителями двух Церквей[9]. После этого контакты Церквей стали еще более интенсивными, и уже в 2017 г. Синод Македонской Церкви объявил, что считает Болгарскую Церковь своей Церковью-Матерью, и призвал к скорейшему установлению евхаристического общения. Болгарская Церковь решением Своего Синода также выразила готовность урегулировать статус Македонской Церкви, что вызвало бурную реакцию со стороны Сербской и ряда других Поместных Церквей, посчитавших, что Болгарская Церковь вмешивается во внутренние дела Сербской Церкви[10].

Вероятно, эти мнения были услышаны, так как с этого времени Македонская Церковь приступила к налаживанию отношений с Сербским Патриархатом. В 2021 г. новым патриархом Сербским был избран Порфирий (Перич), сумевший найти взаимопонимание с Македонской Православной Церковь.

Май 2022 г. стал судьбоносным для Балканского Православия. 9 мая 2022 г. Священный синод Вселенского Патриархата объявил о признании Охридской архиепископии в качестве Поместной Церкви Северной Македонии, подчеркнув также, что вопрос урегулирования канонического статуса этой Церкви должен быть решен с Сербской Православной Церковью[11]. 10 мая синод Македонской Церкви объявил о продолжении диалога с Сербской Церковью, о чем известил ее специальным актом. В свою очередь, синод Сербской Церкви подтвердил статус Македонской Церкви 1959 г. и заявил об устранении причин, приведших к разрыву евхаристического общения. Уже 19 мая 2022 г. в Белграде, в храме святого Саввы Сербского патриарх Порфирий и митрополит Стефан совершили совместную литургию, восстановив тем самым евхаристическое общение и фактически ликвидировав раскол[12].

24 мая 2022 года в соборе св. Климента Охридского, во время совместного служения литургии иерархов обеих Церквей патриарх Сербский Порфирий объявил о решении Архиерейского собора Сербской Православной Церкви о признании автокефалии Македонской Православной Церкви. При этом архиепископ Стефан (Веляновский) также сообщил, что уже 12 июня, в день святой Троицы, участвующие в богослужении иерархи будут служить совместную литургию в Константинополе и там получат Томос об автокефалии Охридской архиепископии и вхождение в общение со всеми Поместными Православными Церквами[13].

В настоящее время в Македонской Церкви более миллиона человек, в том числе несколько сотен священников и монашествующих, и около 20 монастырей. За рубежом действует еще несколько десятков приходов, в том числе в США, Канаде и Австралии. Юрисдикция имеет свои средние и высшие духовные заведения, училище и богословский факультет имени св. Климента Охридского. Факультет занимается научной деятельностью, выходят сборники богословских трудов. С 1958 г. на македонском языке издается «Вестник», идет интенсивная работа по переводу богослужения и Священного Писания на македонский язык[14]. В деле защиты автокефалии Македонской Церкви особенно широко известен митрополит Наум (Илиевский)[15].

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что сейчас всеправославное единство находится в кризисных условиях, фактически разорвано евхаристическое общение между Константинопольской Православной Церковью, Александрийским Патриархатом, Элладской Православной Церковью и Кипрской Православной Церковью, с одной стороны, и Русской Православной Церковью Московского Патриархата – с другой. В аналогичной ситуации отношения между Антиохийским и Иерусалимским патриархатами. Не будем забывать и о геополитическом кризисе в связи с событиями на Украине, повлекшими за собой обострение отношений между Православной Церковью Украины и Украинской Православной Церковью. Поэтому уврачевание разделения между Сербской Православной Церковью и Македонской Православной Церковью – Охридской архиепископией – это знаковое и радостное событие для православного мира.

Список использованной литературы

  1. Архиепископ Стефан: Када се љубав дели – она се умножава! // Српска Православна Црква [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: http://spc.rs/sr/arhiepiskop_jovan_kada_se_ljubav_deli_ona_se_umnozhava Дата доступа: 01.06.2022.
  2. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX–XXI вв. Т. 3: Идейно-национальные расколы. Непризнанные национальные юрисдикции: монография. — Издание 2-е, исправленное и дополненное. — СПб.: Свое издательство, 2018.
  3. Глава непризнанной Македонской Православной Церкви встретился с Болгарским Патриархом // Cедмица.RU. Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: https://www.sedmitza.ru/text/5577506.html Дата доступа: 01.06.2022.
  4. Зацељена рана полувековног раскола // Српска Православна Црква [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: http://spc.rs/sr/zaceljena_rana_poluvekovnog_raskola Дата доступа: 01.06.2022.
  5. Иоанн (Вранишковский), архиепископ Охридский и митрополит Скопский. Свободен в неволе. — М.: Даниловский благовестник, 2012.
  6. Константинопольский Патриархат осудил действия Болгарского Патриархата относительно Македонской Православной Церкви // Cедмица.RU. Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: https://www.sedmitza.ru/text/7884704.html Дата доступа: 01.06.2022.
  7. Наум [Илиевский], митрополит Струмички. Ни Jас не ви кажувам... — Велjуса, 2008.
  8. Наум [Илиевский], митрополит Струмички. Соочување со апсурдот. — Велjуса, 2007.
  9. Определения Священного Синода // Журнал Московской Патриархии. – М., 1967. – №11, ноябрь, 1967. С. 5.
  10. Роберсон Р. Восточные Христианские Церкви. Церковно-исторический справочник. — СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1999. С. 135.
  11. Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей: В 2-х т. Т. 1. – М.: Русские огни, 1994.
  12. Шкаровский М.В. Создание Македонской Православной Церкви в период оккупации республики и первые послевоенные годы (1941– начало 1950-х гг.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. – серия II: История. История Русской Православной Церкви. – М.: ПСТГУ, 2009. – Вып. II:3 (32). С. 116 – 138.
  13. Communiqué (May 9, 2022) // Οικουμενικό Πατριαρχείο [Электронный ресурс]. – 2022. – Режим доступа: https://ec-patr.org/communique-may-9-2022/ Дата доступа: 01.06.2022.

[1] Шкаровский М.В. Создание Македонской Православной Церкви в период оккупации республики и первые послевоенные годы (1941– начало 1950-х гг.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. М., 2009. Вып. II:3 (32). С. 116-138.

[2] Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей. Т. 1. М., 1994. С. 160-161.

[3] Определения Священного Синода // Журнал Московской Патриархии. М., 1967, №11. С. 9.

[4] Скурат К.Е. Указ. соч. С. 161.

[5] Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций XX —XXI вв. СПб., 2018. С. 331.

[6] Роберсон Р. Восточные Христианские Церкви. Церковно-исторический справочник. СПб., 1999. С. 135.

[7] Бочков Павел, свящ. Указ. соч. С. 331

[8] Иоанн (Вранишковский), архиепископ Охридский и митрополит Скопский. Свободен в неволе. М., 2012.

[9] Глава непризнанной Македонской Православной Церкви встретился с Болгарским Патриархом. Режим доступа: https://www.sedmitza.ru/text/5577506.html Дата доступа: 01.06.2022.

[10] Константинопольский Патриархат осудил действия Болгарского Патриархата относительно Македонской Православной Церкви. Режим доступа: https://www.sedmitza.ru/text/7884704.html Дата доступа: 01.06.2022.

[11] Communiqué (May 9, 2022). Режим доступа: https://ec-patr.org/communique-may-9-2022/ Дата доступа: 01.06.2022.

[12] Зацељена рана полувековног раскола. Режим доступа: http://spc.rs/sr/zaceljena_rana_poluvekovnog_raskola Дата доступа: 01.06.2022.

[13] Архиепископ Стефан: Када се љубав дели – она се умножава! Режим доступа: http://spc.rs/sr/arhiepiskop_jovan_kada_se_ljubav_deli_ona_se_umnozhava Дата доступа: 01.06.2022.

[14] Скурат К.Е. Указ. соч. С. 163.

[15] Наум [Илиевский], митрополит Струмички. Ни Jас не ви кажувам... Велjуса, 2008; Наум [Илиевский], митрополит Струмички. Соочување со апсурдот. Велjуса, 2007.

Источник: Бочков П.В. Восстановление общения между Сербской и Македонской Православными Церквами как новое свидетельство преодоления церковных разделений // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития: сборник статей Международной научно-практической конференции (5 июля 2022 г., г. Саратов). — Уфа: Аэтерна, 2022. – С. 169 – 173

https://bogoslov.ru/article/6192365