Воспитанию в дворянских семьях посвятили выставку в музее-заповеднике "Остафьево"
Многочисленные няни, плотный график занятий и поездки на учебу за границу – таким было детство юных аристократов в императорской России. Традициям воспитания и обычаям в дворянских семьях посвятили выставку в музее-заповеднике "Остафьево". На ней побывала Алия Шарифуллина.
Любезная маменька... Такое проявление нежности можно было встретить далеко не всегда и не во всякой дворянской семье, где жизнь, как правило, строилась по формуле: "Дети для родителей, а не родители для детей". Умытых и причёсанных наследников приводили к родителям по несколько раз в день. Характерной чертой взаимоотношений дворянских "отцов и детей" была традиция раздельного проживания. При постройке дома часто делался "архитектурный" акцент на том, чтобы спальня и кабинет отца были максимально отдалены от детской, "ибо за криком и шумом ничего делать не можно будет". Сразу после рождения дети попадали на попечение многочисленных нянюшек, дядек, гувернёров. "Это всегда был очень ранний подъём. В семь часов или даже в шесть часов. Например, князь Пётр Андреевич Вяземский говорил, что летом сына его Павлушу надо поднимать в 6 часов. Утренние часы – это карманные часы в жизни. Это очень часто обливание холодной водой, уроки, которые были расписаны на протяжении всего дня", – делится куратор выставки Татьяна Егерева.
В России и во всей Европе верили в "воспитательную утопию". Считалось, что с помощью разумно выстроенного обучения можно создать нового человека, лишенного недостатков и предрассудков, добродетельного, полезного государству и обществу. При этом стоит понимать, что "дворянское воспитание" это не педагогическая система, не особая методика и даже не свод правил. Это, прежде всего, образ жизни, стиль поведения. К детям применялось так называемое "нормативное воспитание", то есть направленное не столько на то, чтобы раскрыть индивидуальность ребёнка, сколько на то, чтобы отшлифовать его личность соответственно определенному образцу. В "учебный план" входили иностранные языки, науки, танцы, музыка, рукоделие. Цель женского образования сводилась к воспитанию хороших жён. Для мальчиков – подготовка к карьере, которая была важнейшим мерилом социального престижа. "Сергей Дмитриевич Шереметьев писал в своих воспоминаниях, как он мучился над математикой, сколько клубней картофеля он изрезал, пытаясь понять стереометрию, геометрию. И всё равно ничего у него не получалось", – рассказывает куратор выставки Татьяна Егерева.
Завершающим аккордом в образовании богатого аристократа был Гран-тур, знакомивший его с научными достижениями и культурными сокровищами европейских стран. Маршруты поездок зависели от финансовых возможностей, но, как правило, включали в себя посещение Франции, Великобритании, немецких и итальянских земель. "Гран-тур длился не две-три недели, это несколько месяцев, иногда несколько лет. То есть могли осесть где-то на пол года, там пожить, здесь позаниматься, тут поучиться. Покупались книги, самые разные сувениры, которые в последствии складывались в коллекции", – говорит заместитель генерального директора музея-заповедника "Архангельское" Ольга Нестерцева.
Главными героями этой выставки стали представители четырёх дворянских родов: князья Вяземские, Голицыны, Юсуповы и графы Шереметевы. Через их личные вещи и документы рассказывается о том, как из ребёнка вырастить настоящего аристократа.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии