Воскресный тропарь: С высоты снизшел еси, Благоутробне

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Милосердие, снисхождение, любовь – таково отношение Бога к людям. По Своей любви Господь создал человека, по Своему милосердию Он сам стал человеком, чтобы спасти нас от греха. О смысле воскресного тропаря 8 гласа рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ
Маковский Владимир Егорович. Певчие на клиросе.  1870

Тропарь воскресный, глас 8:
С высоты снизшел еси, Благоутробне,
погребение приял еси тридневное,
да нас свободиши страстей,
Животе и Воскресение наше, Господи, слава Тебе.

Греческий текст:
Ἐξ ὕψους κατῆλθες ὁ εὔσπλαγχνος,
ταφὴν καταδέξω τριήμερον,
ἵνα ἡμᾶς ἐλευθερώσῃς τῶν παθῶν.
Ἡ ζωὴ καὶ ἡ Ἀνάστασις ἡμῶν,
Κύριε δόξα σοι.

Перевод иером. Амвросия (Тимрота):
С высоты сошел Ты, милосердный,
благоволил пребыть три дня во гробе,
чтобы нас освободить от страстей,
жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе!

Тропарь восьмого гласа – один из самых коротких воскресных тропарей. В греческом оригинале он состоит из пяти строк. В немногих словах здесь представлено наше спасение Сыном Божьим.

Обращаясь ко Христу, мы называем его милосердным (по-славянски – благоутробным). Милосердие, снисхождение, любовь – таково отношение Бога к людям. По Своей любви Господь создал человека, по Своему милосердию Он сам стал человеком, чтобы спасти нас от греха.

Сын Божий сошел с высоты – т. е. с небес. Разумеется, будучи Богом, Он вездесущ и одновременно пребывает и на земле, и на небе, поэтому с догматической точки зрения это выражение не вполне корректно. Но гимнография – не учебник догматики; точнее, она способна выражать догматические истины, однако делает это при помощи собственных, поэтических средств.

Впрочем, мысль песнописца вполне ясна: Бог, которого мы мыслим как обитающего прежде всего на небесах, принял на Себя человеческую плоть; Слово, как говорит апостол Иоанн Богослов, поселилось среди нас (см. Ин 1:14), на этой земле. И сделано это было, повторимся, потому, что Бог любит Свое творение: «…Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

Далее воскресное песнопение, минуя рождение Спасителя и всю Его жизнь, говорит уже о Его погребении – а значит, и о смерти. Все это – и воплощение, и учительство, и смерть, и погребение (и, конечно, воскресение) – было необходимо для того, чтобы освободить нас от власти страстей, от того, что причиняет боль нашему естеству, сотворенному по образу и подобию Божию, от того, что калечит и губит нашу душу и наше тело, а тем самым – освободить от власти диавола.

В последних строках тропаря мы восхваляем и прославляем нашего Господа, называя его Жизнью (как он и сам называл Себя: «Я есмь путь и истина и жизнь», Ин 14:6) и Воскресением – ибо Христов, воскреснув на третий день, стал первенцем из умерших (1 Кор 15:20), залогом нашего грядущего воскресения, т. е. воссоединения души и тела каждого человека для нескончаемой жизни в обителях Отца Небесного.
 

Священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ

http://www.nsad.ru/articles/voskresnyj-tropar-s-vysoty-snizshel-esi-blagoutrobne