Воскресное Евангелие: тайна встречи с Богом

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Почему в неделю Торжества Православия мы читаем отрывок Евангелия об очень личной встрече со Христом Нафанаила, который не спешит поверить во Христа-Мессию и в своих сомнениях, как богословски образованный иудей, ссылается на источники? Что за таинственное общение происходит между ними, что делает неверующего Нафанаила — верующим? Комментирует протоиерей Димитрий ЮРЕВИЧ, проректор Санкт-Петербургской православной духовной академии по научно-богословской работе. 


В. Моргон. Апостол Филипп и Нафанаил. Гравюра.

«На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».

(Ин. 1:43-51)

— В неделю Торжества Православия Церковь предлагает чтение из последней части 1-ой главы Евангелия от Иоанна. Этот фрагмент выбран не случайно: в нем рассказывается о том, как по-разному уверовали во Христа одни из первых его учеников — Филипп, будущий апостол, и Нафанаил, который в других Евангелиях (Мф 10:3; Мк 3:18), а также в книге Деяний (1:13) известен под именем Варфоломея, одного из 12 апостолов Христовых. Путь Филиппа — это путь искренней и сердечной веры, происходящей от непосредственного общения с Богом, в то время как вера Нафанаила основана на тщательном изучении Священного Писания и внимательных размышлениях над происходящими событиями. Оба пути привели к истинному исповеданию Иисуса Христом, поэтому Церковь и напоминает о них в неделю Своего торжества, говоря о важности присутствия двух сторон в жизни каждого христианина.

Описанные в евангельском фрагменте события происходят неподалеку Вефавары (Ин. 1:28) — места на Иордане на восток от Иерусалима, где крестил Иоанн Предтеча, и куда приходило множество народа из Иудеи и Галилеи. Именно там Иоанн совершил крещение Господа Иисуса, и именно там он свидетельствовал о Нем народу как о Сыне Божием (Ин. 1:34), говорил своим ученикам — Андрею и Иоанну — как об Агнце Божием, берущем на себя грех мира (Ин. 1:36). Андрей, Иоанн, а также Петр вскоре были призваны Христом и стали Его апостолами.

В Вифавару Христос вернулся после 40-дневного испытания в пустыне, чтобы затем направиться в Галилею, на север Палестины, где находился город Назарет, в котором он был воспитан. Впрочем, вернется Христос уже не в Назарет, а пойдет по разным городам Галилеи и начнет Свое общественное служение — будет проповедовать Евангелие, сопровождая Свое слово исцелениями и чудесами.

Сейчас же, прежде, чем пойти в Галилею, Христос желает приобрести новых учеников. Поэтому находит Филиппа, который был из того же галилейского рыбацкого поселения, что и Андрей с Петром — из Вифсаиды, находившейся на западном берегу Тивериадского озера. Общаясь с ними и с другими учениками Иоанна Крестителя, Филипп уже слышал об Иисусе именно как о Христе, Мессии, однако не имел возможности близко увидеть Его и говорить с Ним. Теперь Сам Христос «находит» его, чтобы сделать своим учеником. Евангелист описывает парадоксальную ситуацию: Христос не стремится в чем-то убедить Филиппа, не объясняет ему деталей его будущего апостольского служения, а очень коротко призывает: «иди за Мной. И этих слов оказывается достаточно! Потому что с Филиппом говорит не простой человек, а Сам Бог. Филипп встретился с Богом, поэтому он не нуждается во многих словах. Он встретился с Тем, Чье присутствие рядом приносит умиротворенность и радость в душу каждого верующего. Будучи ревностным иудеем, Филипп предшествующей праведной жизнью взрастил в себе веру в Бога, и теперь встретил Его лицом к лицу. Поэтому для него достаточно простых и коротких слов Господа, чтобы последовать за Ним и стать апостолом.

Первая апостольская весть Филиппа направлена к Нафанаилу, которого он находит и которому говорит об Иисусе так: «мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». Не говорит прямо: «мы нашли Христа-Мессию», зная интерес Нафанаила к размышлениями над вопросами веры и желая, чтобы Нафанаил сам сделал такой вывод. А для многих иудеев вопрос о Мессии был самым важным, но очень непростым.

Моисей писал в книге Второзакония: «пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, Его слушайте» (Втор 18:15). Он говорит здесь, что придет Некто, который будет не только пророком, возвещающим волю Божию, но и подобным Моисею, т. е. тем, кто получает откровение от Бога и дает народу закон, утвержденный Самим Богом. Излагая в книге Чисел пророчество Валаама о «звезде от Иакова» и «скипетре от Израиля» (Числ 24:15-17), Моисей уточняет, что Христос будет выдающейся личностью, рожденной в еврейском народе («звездой» — не только сейчас, но и в древности так называли известных людей), а также царем (скипетр, изначально — пастушеский посох, символизировал на древнем Ближнем Востоке власть царя над своими подданными).

Более подробно после Моисея черты Христа-Мессии постепенно раскрывали пророки Ветхого Завета. В псалмах будущий Христос был описан как Сын Божий (Пс 2:7), а пророк Исаия говорит о Нем как о «Боге крепком» и «Отце вечности» (Ис 9:6). Исаия описывает Его служение как служение пророка, царя, священника и судии (Ис 11:2-5), называя Его «Спасителем» (буквально по-еврейски — «Спасением», Ис 51:5).

На основании этих и ряда других пророчеств у иудеев накануне пришествия в мир Христа имелось представление о том, что когда придет Мессия, он будет царем — но при этом и Сыном Божиим. Об этом нам известно из целого ряда рукописей, найденных в середине XX в. в 11 пещерах Иудейской пустыни на западном побережье Мертвого моря неподалеку от развалин поселения под названием Кумран. Эти манускрипты известны как кумранские рукописи или рукописи Мертвого моря. Их тексты датируются периодом с середины III в. до Р.Х. до середины I в. по Р.Х. и представляют собой религиозные тексты различных религиозных движений тогдашнего иудаизма.

Один текст, называемый «Мессианский сборник» (рукопись 175 из 4 пещеры) представляет собой подборку цитат из Священного Писания Ветхого Завета, причем все цитаты представляют собой пророчества о будущем Христе-Мессии. Исследователи делают вывод, что ожидание Мессии у иудеев было столь напряженным, что подобные подборки коротких цитат из Писания были весьма популярны. Другой текст, получивший в литературе название «Сын Божий» (рукопись 246 из той же пещеры) описывает деятельность великого царя, который именуется «Сыном Божиим». В свитке «Мессия неба и земли» (рукопись 521 из той же пещеры) Христос-Мессия ожидается как могущественный правитель, Которому повинуются небо и земля.

Как видно из дальнейшего диалога, так мыслил и Нафанаил. Но он знал еще и пророчество Михея (Мих. 5:2) о рождении Христа в Вифлееме (что также было широко известно в те времена — см. Мф 2:5), и предполагал, что Христос не только должен родиться, но и придти также из Вифлеема. Поэтому он высказывает сомнение в справедливости слов Филиппа — однако не говорит прямо «Христос должен придти из Вифлеема», или «Христос не может придти из Галилеи», а очень осторожно и благоразумно спрашивает: «из Назарета может ли быть что доброе?»

Филипп предлагает ему «пойти и посмотреть», т. е. получить опытное разрешение своих интеллектуальных сомнений. Нафанаил соглашается и проявляет благоразумие: сомневаясь, он все же продолжает поиски истины и поэтому идет ко Иисусу.

Иисус же, увидев идущего к нему Нафанаила, сразу говорит: «вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Он сразу хочет подчеркнуть, что не порицает Нафанаила за его сомнения в словах Филиппа и желание досконально во всем разобраться. Поступок Нафанаила — стремление познать истину и в то же время удостовериться, что эта новая для него истина не противоречит истине и традиции ветхозаветной Церкви, которую он узнал из закона и пророков, читая Священное Писание. Поэтому он спрашивает Христа: откуда ты знаешь меня? почему ты так высоко утверждаешь обо мне?

Тогда Христос открывает, что Он знал Нафанаила еще до того, как тот пришел к Нему. «Еще до того, как позвал тебя Филипп, Я видел тебя под смоковницей» — называет точные время и место, чтобы у Нафанаила не оставалось сомнений.

Что же делал Нафанаил под смоковницей? В тексте евангелия нет прямого ответа на этот вопрос, поэтому существуют различные толкования данного текста. Наиболее вероятно, что под смоковницей он находился один и горячо молился Богу. Он, Нафанаил, специально скрылся от всех, чтобы побыть наедине с Богом — и теперь перед ним стоит Посланник Того, кому Он молился — ведь кроме Бога и Его Посланника, никто не может знать о его тайной молитве под смоковницей. Значит, Иисус знает и о его беседе с Филиппом, и поэтому хвалит его, что в нем нет лукавства.

Осознав все это, Нафанаил приходит к выводу, что Иисус и есть никто иной как Мессия-Христос, и выражает это терминологией пророчеств из Священного Писания, признавая, тем самым, факт их исполнения: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев».

Однако, следуя представлениям современных ему иудеев, он не вкладывал в выражение «Сын Божий» представления о Мессии как истинном Сыне Божием, равном Отцу. Подобно другим иудеям он понимал выражение «Сын Божий» не в прямом (как понимаем мы, христиане), а в переносном смысле — как особую близость человека к Богу, как служение Его воле. Поэтому он и предваряет свою фразу словом «равви», т. е. раввин, учитель, а заключает ее словами «Царь Израилев». Он хочет сказать: «наставник, Ты — Христос, Царь израильский».

Можно заметить различие в именовании Христа Сыном Божиим Нафанаилом и апостолом Петром, сказавшим много позже, когда Христом были явлены множество чудес и исцелений: «Ты — Христос, Сын Бога живого» (Мф 16:16). Христос называет Петра «блаженным», замечает, что эта истина открыта ему Самим Небесным Отцом, и подчеркивает, что данный факт ляжет в основу веры Церкви как краеугольный камень (Мф. 16:18). Однако ничего подобного Христос не говорит Нафанаилу, который еще не был свидетелем общественного служения Господа. По замечанию свт. Иоанна Златоуста (Толкования на Евангелие от Иоанна. 21. 1), «хотя Петр и Нафанаил высказали одни и те же слова, но не с одною и тою же мыслью: Петр исповедал Иисуса Сыном Божиим как истинного Бога; а Нафанаил — как простого человека».

Но здесь, как и во многих других случаях, Христос желает возвести слушавших его иудеев от их ложного понимания выражения «Сын Божий» к утверждению о Себе как о Боге, равном Отцу. Впоследствии эта цель была вполне достигнута Христом: даже те иудеи, которые не смогли принять эту мысль, поняли, что Он «Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин 5:18). В беседе с Нафанаилом Христос приводит его к столь возвышенному пониманию, обещая, что Его общественное служение будет исполнено силой слова и убедительностью чудес: «отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» — т. е. ты увидишь такие дела, которые возможны только для Бога, которому служат ангелы. Известно, что ангелы служили Христу явным, видимым для людей образом не только при его рождении, но и после его воскресения и во время его вознесения.

Христос называет Себя «Сыном Человеческим», зная, что Нафанаил знаком со Священным Писанием — ведь этот термин, позаимствованный из книги пророка Даниила, указывал на Мессию-Христа, представляя его более, чем просто человеком: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан 7:13). В дальнейшем, во время своего служения Христос многократно будет называть Себя этим именем, которое парадоксальным образом указывает не только на Его рождение как человека от Девы Марии, но и на Божественную природу.
http://www.nsad.ru/articles/voskresnoe-evangelie-tajna-vstrechi-s-bogom