Воскресное Евангелие: от Преображения – к беснованию и сомнениям

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

После чуда Преображения и явленной благодати Христос и ученики снова сталкиваются с самым мерзким проявлением зла – человеческим беснованием. Это явленное зло вновь заставляет колебаться в вере. Отчего нам порой кажется, что сила тьмы превосходит силу света? Как из горчичного зерна вырастить настоящее дерево веры? Комментирует протоиерей Александр Марченко, настоятель храма преподобного Марона, пустынника Сирийского:


Гравюра Поля Гюстава Доре (1832–1883)

Отрывок, читаемый за сегодняшним воскресным Евангельским чтением, хоть невелик, но очень важен для понимания того, что есть вера, что есть духовная жизнь. В Евангелии все очень связано друг с другом, поэтому для лучшего понимания этого текста имеет смысл вернуться к тому, что происходило до описанного события, и иметь в виду не только одно сегодняшнее чтение, а еще и параллельные места в Писании.

Непосредственно перед исцелением бесноватого отрока произошло чудо Преображения. Господь взял ближайших учеников на гору Фавор, чтобы помолиться, и там предстал перед ними преображенным, просиявшим истинным Светом. А еще чуть ранее речь шла о том, что Царство Божие может проявляться и на земле – И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. (Мар.9:1).

Преображение на Фаворе – это та часть Царствия Небесного, которая может проявляться в этом мире. И апостолы засвидетельствовали красоту и величие этого явление, благодать Божью, проявленную в этом мире, к которой они приобщились. Но в мире, который подвержен греху, в мире, где мы живем, красота и безобразие, добро и зло смешаны друг с другом. И очень ярко это показано в сегодняшнем чтении: когда после Преображения Господь с учениками спускается с горы Фавор, за прожитой только что благодатью их ожидает такая страшная картина – бесноватый отрок, люди, вокруг него, спорящие, скептически настроенные книжники, растерянные ученики, которые не могут помочь в исцелении…

Ученики честно признаются Христу, что ничем не смогли пособить несчастному отроку. И Спаситель говорит в ответ: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.

Грозные, обличающие, гневные слова – но что они значат? Чтобы это почувствовать, нужно понять: вот Человек, являющийся Самим Богом, воплощенной чистотой и любовью. И Он оказывается в среде, совершенно Ему противоположной. Это причиняет Ему боль вплоть до страдания – ведь Господь любит и этих людей, неверящих, сомневающихся, даже враждебно настроенных против Него. Он любит Своих учеников, болящего отрока, его измученного отца, книжников и фарисеев, не принимающих Его. В этих словах – боль, которая от любви. Господь как бы говорит: Я уже столько времени с вами, Я столько делаю, чтобы вы поняли – Я Сын Божий, я Спаситель. Я творю чудеса, изгоняю бесов, а вы все не верите - сколько же это может продолжаться? Почему вы так, что вам не хватает? Что Я должен еще сделать, чтобы вы Мне поверили?

Эти слова обращены не только к ученикам, а ко всем людям, окружившим Спасителя. Что значит род «неверный»? Это значит – неверующий. Люди, стоящие вокруг Христа – люди неверующие. Оставшиеся на время без своего божественного Учителя апостолы, за разговорами с этими людьми, за спорами с книжниками и фарисеями, подозревавшими Христа во лжи и во связи с темными силами, тоже, видимо, могли заколебаться в вере. И из-за этого колебания в вере они и не смогли помочь отроку. Конечно, нельзя сказать, что веры в учениках совсем не было – она была, но ее оказалось недостаточно. Недаром потом Иисус скажет им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

Почему род «развращенный»? Неверие есть результат развращения. Для нашего слуха это не очень понятно, потому что мы привыкли соотносить развращенность с безнравственностью, блудом, с грехом против седьмой заповеди. Но и развращенность, и целомудрие имеют отношение далеко не только к плотскому разврату. Любой грех, любая страсть разрушают целомудрие – цельность, которую должен иметь человек. А пост и молитва, напротив, собирает и возвращает человека к Богу.

Отметим, что слова Христа обращены не к конкретным людям – Он не упрекает кого-то адресно, но заставляет задуматься всех, собравшихся вокруг него. И мы видим, как в параллельном чтении – в Евангелии от Марка – описывается обращение к вере отца несчастного отрока. Именно после этого меняется его отношение к Спасителю. Сначала отец просит Христа, не особо-то рассчитывая на Его силу: если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. (Мар.9:22) . Мы видим почти отчаявшегося человека: он, наверное, уже все в жизни испробовал, всех врачей прошел, никто не смог помочь его сыну. И как быстро после мягкого обличения-наставления Христа - если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему - меняется его настрой: И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. (Мар.9:24). Отец понял, что именно его маловерие мешает свершиться чуду.

Можно удивиться: как же так, ведь ученики уже исцеляли больных и изгоняли бесов силою Христа, о чем сами же и свидетельствовали. Отчего же не вышло на сей раз? Ответ прост: когда Иисус посылает Своих учеников на проповедь и свидетельство о Себе, то Он дает им сил. Они не своей силой и даже не своей верой исцеляют, а той благодатью, которую дал им Господь, силой Божьей. До Пятидесятницы, до сошествия Святого Духа ученики своей верой, своим стремлением никаких чудес и не совершают. Их собственная вера вообще часто колеблется – вспомним одно из недавних Евангельских чтений, про хождение Христа по водам и веру апостола Петра, которая колеблется и едва не губит его - от своих сомнений он едва не тонет.

Отметим, что Спаситель не ждет, когда уверуют все вокруг – перемена всего лишь в одном человеке, отце отрока, позволяет сотворить чудо. А уже потом это послужит к укреплению веры учеников и… еще большему озлоблению против Христа книжников и фарисеев. Поэтому очень уместно Спаситель чуть позже скажет ученикам, что Он скоро будет распят. Божественная любовь, действия Христа одних укрепляет в вере, а других – утверждает в ненависти и озлоблении. И в умах таких людей все яснее недобрая мысль: надо что-то делать с этим Человеком, Который обличает в неверии, в неискренности, в греховности.

Это не первый раз, когда Спаситель говорит о Своих страданиях и смерти. Даже на Фаворе, стоя перед учениками в преображенном виде, Он беседует с Илией и Моисеем о Своих скорых страстях. Вот противопоставление: ученики испытывают райское блаженство, а речь-то идет о грядущих страданиях Христа и об исходе Спасителя. И надо отметить, что, говоря о распятии, Иисус сразу говорит о Своем Воскресении – что на Фаворе – «до Воскресения никому не сообщайте об этом» - что теперь, после исцеления отрока. Иисус укрепляет веру в учениках – для того, чтобы они, видя страдания и смерть своего Учителя, понимали, что Он пошел на это добровольно.

Здесь, на земле, зло имеет силу и энергию, разрушающую мир вокруг нас. Но недаром Иисус, говоря о Своей смерти, тут же говорит о Воскресении, подчеркивая этим, что на самом деле добро сильнее зла. Как часто нам в нашем мире кажется, что зло сильнее! И даже люди верующие порой начинают бояться: мол, темные силы сильнее, они нас искушают, они не дают нам приблизиться к Богу. И вот уже, говоря о Втором Пришествии, люди не столько ожидают Христа в славе, сколько боятся Антихриста. Нам легче верить в зло, которое нас окружает, чем в то благо, которое обещано нам Богом.

А благодати мы часто сами лишаем себя, потому что в нас нет смирения и веры, с которыми мы могли бы искренне – как отец бесноватого юноши – обратиться к Богу за помощью. И даже не только смирения и веры – в нас не хватает желания освободиться от наших грехов и страстей. Они хотя и причиняют страдания, но и приносят своеобразное ядовитое удовольствие. Немудрено: ведь на самом деле любая страсть – это искаженная, подчиненная греху добродетель, которая и должна делать нас счастливыми. Но в изуродованном до страсти виде она приносит только обманчивую, мучительную радость. Но у человека так немного радости в жизни, что он боится утерять даже такую – и боится прибегнуть к Богу, ожидая, что Тот отнимет у него это «утешение».

В учениках, слышащих о страдании, смерти и Воскресении Христа, вновь проявляется неполнота веры: слыша Его слова, они испугались и опечалились. Немудрено: слова про страдания и смерть понятны, только недавно они слышали о казни Иоанна Крестителя. А опыта Воскресения у них еще нет, поэтому эти слова Христа учениками еще не воспринимаются. До полноты веры у них впереди еще немалый путь: будет еще и предательство Иуды, и сон в Гефсиманском саду, и бегство учеников, и отречение Петра, соблазны и сомнения – они будут сопровождать апостолов до самого конца. Даже после Пятидесятницы они не перестанут грешить. Уже после сошествия Святого Духа, в Деяниях апостолов мы видим и разномыслия между учениками, и непонимания, обиды друг на друга. А вот так: сила Божья и собственная немощь сопровождает человека до конца времен, и апостолы тут не исключение.

В сегодняшнем чтении Спаситель говорит ученикам, что достаточно иметь в себе веру, величиной с горчичное зерно. Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас. Здесь следует понимать, что горчичное зерно – символ не только некой малости, но и огромного потенциала. Оно крошечное, но из него вырастает огромное дерево. Недаром в другом месте Иисус говорит: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

Но горчичное зерно очень мало, и чтобы ему вырасти в дерево, необходимо усилие. А человек порой может думать, что у него вера – ого-го какая. Огромная. Крепкая. Высокая. Как настоящее дерево. Особенно часто так думают новоначальные, искренне полагающие, что уж у них-то никаких сомнений нет и быть не может. Когда человек приходит в Богу, ему кажется, что его вера так крепка и ярка, что отвратить от Господа его ничего не может.

Но стоит Господу немного отступить – и человек видит, что на самом деле его вера не так уж сильна. Начинают приходить испытания, человек начинает понимать, что не так-то просто в такие минуты искренне обратиться к Богу. Кто-то рассуждает: вот придет болезнь – тут-то мы и помолимся, и воззовем к Богу. Ан нет – приходит болезнь, чувствует человек, что надо помолиться – а не может. Особенно часто так бывает, если человек не привык к труду молитвы, а привык, что молитва дается ему легко (как обычно новоначальным христианам). Стоит человеку начать что-то о себе мнить, получив от Бога веру и молитву, как дар – тут же все и рушится. И нужен определенный опыт религиозной жизни, чтобы понять, что сила Божья в немощи совершается.

Евангелие от Матфея (17:14-24)

Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния [беснуется] и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.
 

Подготовила Дарья СИВАШЕНКОВА

http://www.nsad.ru/articles/voskresnoe-evangelie-ot-preobrazheniya-k-besnovaniyu-i-somneniyam