Воскресное Евангелие: надо ли рассказывать о чуде?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Почему Христос в одних случаях, исцеляя, говорит: иди и расскажи, что сделал тебе Бог, а в других запрещает рассказывать об исцелениях, как двум слепым из этого воскресного чтения? Когда Господь по нашей молитве исполняет нашу просьбу – следует ли об этом рассказывать, свидетельствовать о чуде, или лучше промолчать? Комментирует иеромонах МЕЛИТОН (Присада), насельник Троице-Сергиевой лавры, духовник интерната для слепоглухих детей.

Исцеление двух слепых, Спаситель с апостолами. Соборный храм монастыря Пантократор на Афоне, Греция. XVI в. Фото сайта lib.pstgu.ru

— Первое, что обращает на себя внимание в этом тексте – удивительная вера слепых, никогда не видевших Христа, но кричавших к Нему за милостью и исцелением. В Новом Завете есть слова, объясняющие их надежду: «вера от слышания», как писал апостол Павел в Послании к Римлянам. Когда Господь посылал своих апостолов, кто-то видел и слышал их воочию, но большинство узнавали о них и о том, что они говорили, из вторых-третьих уст. «И разнесся слух о сем по всей земле той», — не случайно сказано в первой строке этого чтения.

Вера рождалась на доверии тому, от кого о ней слышали. И тут неважно, вижу я или не вижу, важно, что доверяю. Вера во Христа распространялась благодаря тем, кто искренне жил во Христе и свидетельствовал о Нем, для кого Христос был живой.

Несколькими строками выше этого воскресного чтения евангелист Матфей говорит о воскрешении дочери начальника синагоги Иаира. Возможно, что именно этот человек, из числа начальников, в большинстве своем скептически настроенных по отношению ко Христу, и стал для слепых свидетелем подлинной веры, на которого они могли положиться.

Точно так же на веру, по доверию воспринимает слова взрослых любой ребенок. Их слова не проверяются, а принимаются как аксиома. Допустим, ребенку сказали: посадишь тыквенное семечко – вырастет тыква, посадишь арбузное семечко – вырастет арбуз. Ребенок не проверяет, он верит и сажает – и уже потом получает подтверждение своего доверия взрослому. Точно так же ему передается и вера, по примеру и подражанию своему родителю или воспитателю. Так же, по-детски, поверили евангельские слепые, и их вера привела к исцелению, прозрению.

Но в Евангелии мы можем найти и примеры доверия не от веры, а от отчаяния – вспомним историю кровоточивой женщины, которая все свое имение расточила на врачей, но облегчения не получила. Она доверяла не тем, кому надо было, хотя наверняка слышала и о Христе, и о том, что Он имеет исцеляющую силу. Но в конце концов у нее просто не осталось другого выбора, как доверяться Ему, потому что все другие способы были уже перепробованы. И когда она получила от Него исцеление, для нее слова Христа стали аксиомой.

И аксиомой они стали для тех, кто не видел Христа, но уверовал, когда увидел исцеленную Его силой женщину. Или слепорожденного, который прозрел благодаря Христу. Эти люди поверили не потому, что видели Христа или даже слышали Его слова, но поверили Его делам. Некоторые же поверили свидетелям этих дел, потому что доверяли им.

Хотя в Евангелии есть люди, которым недостаточно свидетельств других людей. Например, апостол Фома, услышавший от Марии Магдалины весть о Воскресении Христа, говорит: не поверю, пока сам не увижу, пока не вложу персты в Его раны. Хотя до того апостол Фома был свидетелем многих чудес. Можно сказать, что Фома верил, но… не доверял окончательно. Он видел чудеса, но полного доверия не испытывал. Весть о чуде Воскресения была своеобразным экзаменом на доверие – ведь поначалу, кроме Иоанна Богослова и жен-мироносиц, никто не был убежден до конца, сомневался в сказанных словах Христа о Своем воскресении.

Вопрос веры и доверия сопровождает Христа и христианство с первых дней. Кому-то из тех, кто окружал Его и апостолов, так и не удалось побороть свой скептицизм и поверить. Учение о любви, принесенное Христом, выходило за пределы их рационального сознания.

Никакое философское учение не рассуждало и о смерти так, как говорил о ней Христос: не только о воскресении души, но и о воскресении тела. Не зря греки, которым проповедовал апостол Павел, подняли его на смех: Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. (Деян.17:32).

Христос же говорил: Царство Мое не от мира сего, а это значит – его нельзя сводить к земным понятиям.

Христианство изначально нелогично, нерационально. Почему Христос, проповедуя, не очень-то старается обратить фарисеев, начальников, законников – людей, имеющих вес и влияние в обществе? Почему, в конце концов, первым в рай попадает разбойник – человек, которому, с точки зрения нашей земной логики, там совсем не место? Это за пределами всяких ожиданий и представлений людей того времени.

Поэтому мы можем сказать, что большинство людей, окружавшие Христа, были в положении слепых, о которых идет речь в сегодняшнем чтении. Никто из них по-настоящему не видел и не понимал Его, за исключением разве что Иоанна Богослова, который благодаря своей любви смог вместить и уразуметь не только истину о Самом Христе, но и получить откровение о судьбах всего мира.

Но если так важно свидетельство веры, почему Христос велит исцеленным слепым молчать о Себе и об исцелении? Все зависит от готовности людей вместить и умения правильно передать весть об Истине. Изначально все христианство строилось исключительно на Предании, на передаче из уст в уста, но позже, когда Предание обросло человеческими домыслами и толкованиями, появилось Писание, появился Символ веры, призванные отделить Истину от заблуждений.

Иисус запрещает порой свидетельствовать о Себе, ибо знает, к чему приводят искаженные толки. Знаем и мы – видя огромное количество «христианских» сект и ересей от начала Церкви до нашего времени. Иногда Он разрешал говорить о чудесах, когда видел, что человек способен говорить без искажений и привнесения своих толкований. Например, Мария Магдалина без всяких преломлений и искажений пересказала апостолам весть о Воскресении Христа. Она смогла просто довериться.

Не явился Христос апостолу Фоме, чтобы тот потом думал: что же это было и как же об этом рассказать? Или Понтию Пилату, Ироду, Каиафе. Вряд ли бы они взяли на себя труд свидетельствовать о том, что увидели. Скорее, они бы приложили все силы, чтобы убедить себя, что это им примерещилось. Иисус явился именно той доверявшей Ему жене, которая пересказала все абсолютно точно, без отсебятины и лишних толкований.

Еще когда Иисус видел, что уста недостойны (как, например, у гадателей и ворожей), Он запрещал говорить о Себе, чтобы люди, услышав правдивую весть от недостойных, не соблазнились и не поверили им в дальнейшем, когда они будут говорить совершенно нехристианские, языческие вещи.

Задумаемся: а что же мы? Когда мы молимся, и Господь по нашей молитве исполняет нашу просьбу – следует ли об этом рассказывать, свидетельствовать о чуде, или лучше промолчать? Чего хочет от нас Господь? И на это можно найти ответ в Писании. Иисус говорит: от избытка сердца глаголят уста. Представим влюбленную пару: парень и девушка. Они говорят друг с другом, они не могут молчать, хотя тема их разговоров с точки зрения информации банальна. Мол, смотри, какие красивые звезды, какой удивительный закат. Но им необходимо говорить, потому что любящие сердца стремятся излиться и поделиться друг с другом.

Так же и люди, переполненные любовью к Богу, не могут молчать о Нем. Если человек искренне стремится к Богу – он не сможет промолчать. Если он искренне любит Бога, он не исказит Его слов, не испачкает Его дар своим тщеславием, желанием похвастаться, прославиться как человек, с которым Бог «сотворил чудо». Если же этого горения нет, то он и из-под палки не сможет рассказать о своих взаимоотношениях с Творцом, о Его чудесах, пусть бы он и был им свидетелем. Это и к лучшему, ибо без живой личной веры любые слова о Боге будут бессильны.

О том, почему Господь не велел рассказывать слепым об их исцелении, например, святитель Николай Велимирович говорит так: «Если язык их и молчал, очи их говорили. Если они даже и хотели промолчать, сила Божия, все тайное делающая явным, заставляла их говорить и говорить. А того и хотел Господь наш Иисус Христос, дабы показать им: «Независимо от вашей воли дело сие разгласится, сколько бы вы ни старались, чтобы о нем не узнали. Не возжелайте лишь рассказывать о нем из тщеславия или ради похвал — себе ли, Мне ли. Прославьте Бога — вот главное».

В сегодняшнем чтении мы видим исцеление не только слепых, но и бесноватого. С таким мы уже неоднократно сталкивались на страницах Евангелия, но здесь мы видим нечто особенное. Исцеление происходит на глазах фарисеев и те упрекнули Христа, будто бы Он совершает изгнание бесов силою князя бесовского. Они не могли, не хотели понять, какой силой действует Христос.

А понять им не давала гордыня – ибо даже допустить мысль, что это сила Божья, для них было невыносимо. До Христа никто такого не совершал. Но если бы они признали, что Он – подлинно Христос Спаситель, им пришлось бы потом следовать Его учению, признавать Его главенство и покоряться Ему. Их зависть, ревность и гордыня поставили все с ног на голову: им проще было укорить Иисуса в том, что Он действует «силой князя бесовского», как ворожеи и гадатели, нежели признать Истину.

Иисус же на это вполне логично возражал (в схожем месте Евангелия от Матфея): «Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? И если Я [силою] веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею [силою] изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие».

Казалось бы, эти слова полностью выводят фарисеев на чистую воду, потому что возразить тут в сущности нечего. Но их гордыня и ревность настолько сильны, что они продолжают упорствовать во мнении, будто сатана восстал сам против себя и сам с собой борется, как бы глупо это ни выглядело.

Чисто формально фарисеи имели право подозревать Христа: все-таки Он шел вопреки многим положениям Закона, который для фарисеев был непререкаемой истиной, за пределы которой им выходить совершенно не хотелось. И, встретившись с Истиной, они не смогли ее принять, поэтому бросили все силы, чтобы оклеветать и оболгать Христа. Они не искали истину в Его действиях, они искали поводы, чтобы Его обличить. Они искали возможность остаться в привычном и уютном коконе, поэтому им надо было «разоблачить» Христа, и для этого любой повод был хорош.

Матфей 9:27-35:
«И разнесся слух о сем по всей земле той. Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.
Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях».


http://www.nsad.ru/articles/voskresnoe-evangelie-nado-li-rasskazyvat-o-chude