Воскресное Евангелие: как, ища Царства Божия, не сбиться с курса
Как честно понять, что ты ищешь Царство Небесное, а не сбился с пути, не сменил цель? Исполнением заповедей? – а вдруг все это не ради Бога, а ради гордыни? Чтобы разобраться, нужно все время «чистить око». Комментирует прот. Борис ЛЕВШЕНКО, зав. кафедрой догматики ПСТГУ.
Нагорная проповедь Иисуса. Худ. Гюстав Доре
– Сегодняшнее чтение посвящено важнейшему из вопросов – поиску Царствия Божьего и правды его. Невзирая на то, что речь в стихах нынешнего дня, вроде бы, идет о разном – на самом деле, все они говорят об одном и том же, только с разных сторон, затрагивая разные аспекты человеческого бытия. Как себя вести отношениях с людьми, вообще в жизни, чтобы не закрывать себе пути к Царству? Чего следует опасаться?
В стихе о светильнике и оке речь идет о подобиях души и духовного зрения. Если засоришь обычный глаз – то не видишь или видишь плохо. А здесь речь идет о зрении души. Чем может быть засорена душа? Во-первых, тем, что связано с нечистыми духами, во-вторых – с нашими земными нечистыми привязанностями. Надо заботиться о чистоте души, о чистоте ока души – то есть о том, чтобы правильного рассуждать о мире и себе самом. А правильное рассуждение, правильное видение определяется тем, насколько человек связан с Богом. Потому что око души – это дух, связь с Богом. Но как понять, что ты правильно связан с Богом, что ты себя не обманываешь?
Это – один из самых важных и серьезных вопросов. Сложно определить, когда ты можешь быть связан с Богом. Но, по крайней мере, можно догадываться, когда ты с Ним не связан, – если нарушаешь заповеди Божьи. А если соблюдаешь – то здесь можно подумать, из каких побуждений ты это делаешь – ради Бога или ради себя. Например, ты можешь себя «правильно» вести не ради Бога, а из-за гордыни.
Что такое «свет, который в тебе есть тьма»? Здесь речь идет о том, что и как ты видишь. Если душа твоя погружена во тьму, засорена злом, то и ты из этой тьмы не видишь ничего. Можно сказать, что с душой во тьме мы можем увидеть вокруг только тьму, ничего доброго, ничего хорошего. И если нам встречается человек, который видит вокруг себя только злое и плохое – можно смело сказать, что и внутри у него самого тьма.
Вот самый простой пример: мы любим обсуждать других. Перемывать косточки – любимое занятие собравшихся вместе людей. Возможно, ты судишь (не осуждаешь, осуждать всегда плохо!) и правильно, но если ты в состоянии обсуждать и замечать только дурное – то ты должен о себе побеспокоиться. Что случилось с тобой, почему ты видишь только тьму? Не является ли это признаком того, что твое душевное око засорено? И ты сам погружаешься в эту тьму, варишься в ней.
Один из самых странных случаев – когда симпатизируешь человеку, а за спиной поддерживаешь разговор о том, какой он плохой. И даже наслаждаешься тем, что другие говорят плохо о нем. Что же неблагополучно при этом в себе самом?
По древнему представлению, ты сам оцениваешь окружающих по подобию. То есть ты видишь свет и радуешься ему, потому, что в тебе самом есть свет. И видишь тьму, и радуешься ей, потому что твой душевный орган способен увидеть дурное и, увы, родное тебе.
Сейчас есть популярная психологическая теория «позитива», призывающая видеть во всем «только хорошее». Должен сказать, что это тоже неверно: смотреть и видеть нужно правильно и честно, а не специально отбирать только светлое, называя черное – белым и притворяясь, будто зла вовсе нет. Самое правильное – это честно видеть хорошее и плохое, различать добро и зло. Но видеть – это не значит осуждать.
Вот ты видишь, что человек халтурит. Как к этому относиться? Во-первых, это необходимо видеть, а не закрывать на это глаза: ведь под ударом могут оказаться ни в чем неповинные люди. Во-вторых, нужно подумать, нельзя ли это исправить, указав человеку, сделав вместо него или еще каким-то способом. А вот осуждать халтурщика не спеши – ведь ты не знаешь, почему он работает спустя рукава. Может, у него какое-то несчастье – и он сам не замечает, что делает плохо. Здесь надо помнить о том, что не судите – и не судимы будете.
Надо ли указывать человеку, чьи недостатки ты разглядел, на его промахи? Это зависит от того, как указывать. Многие, наверное, сталкивались со старушками в храмах, которые одергивали и делали замечания: не там стоишь, не так крестишься, не туда свечку ставишь. Вроде бы, правильно все говорят. Но кроме обиды и раздражения от них ничего не бывает. Поэтому указывать или не указывать человеку на его ошибки – вопрос тонкий. Думаю, что говорить надо тогда, когда ошибки повторяются и явно неслучайны. И с таким подходом: мол, как хорошо, что ты делаешь то-то и то-то, но было бы гораздо лучше, если бы ты делал вот этак.
Тот же самый вопрос, только немного с другой стороны, раскрывается в стихе про служение Богу и маммоне. Чем ты себя, свои глаза, свои очи, портишь? Что ты видишь в окружающем мире? Путь в Царство Небесное – или способ нажиться? Маммона – это древнесирийский бог богатства. Служа ему, ты начинаешь действовать в соответствии с тем, что этот бог предписывает. Одно дело – искать средства к существованию, честно работать для них, и совсем другое – служить богу богатства.
Что такое богатство? Есть что-то необходимое для тебя и твоих близких – а что-то есть лишнее. Если ты какую-то вещь имеешь, то она должна быть использована тобой или другими. Ты понимаешь ее значение и она тебе нужна. Но если она бесполезна – то она лишняя. Границы определить непросто. Обычно начинаешь замечать это лишь тогда, когда таких вещей становится слишком много.
Когда ты все свои силы тратишь на то, чтобы что-то приобретать, заработать как можно больше денег, заполучить целую коллекцию безделушек – здесь встает вопрос – для чего ты это делаешь. Если это страсть к накоплению, если ты думаешь о вещах больше, чем о людях – то это служение богу богатства. И это неизбежно ведет к гибели души, даже здесь, при этой жизни.
В молодости ты хочешь получить всего как можно больше. Больше знаний, больше денег. Больше свободы. А в конце жизни ты желаешь другого: быть кому-то нужным. И только в этом случае жизнь имеет смысл. Страшная трагедия, когда оказывается, что ты никому не нужен. Чем ты старше – тем ярче это проявляется, и тем важнее знать об этом в молодости.
Да и сам ли – сможешь ли воспользоваться своими накоплениями? Вспомним притчу про безумного богача, который был взят из жизни в тот самый миг, когда решил, что теперь-то он будет пить, есть и веселиться…
Если человек честно трудится ради своей семьи, добывает ей пропитание, обеспечивает ее жизнь – это не служение маммоне. Но если он это делает, позабыв о Боге и Его заповедях – то тогда, конечно, это служение маммоне. Забота о семье – это прекрасно, но что значит эта забота? Что для нее нужно? Это очень существенные вопросы. Здесь возможны всякие безумия: оставлю своей семье особняк, сто сорок машин, лишний десяток фабрик… Это уже не подходит под определение «добыть пропитание». Другое дело, если открыть фабрику, имея в виду в первую очередь дать работу другим людям. И, конечно, при этом заработать самому. А если ты свои богатства собираешь только ради того, чтобы покичиться перед другими – это служение маммоне.
В следующем стихе мы видим требование, которое с первого взгляда не совсем понятно: что значит – не заботиться о пище и одежде? Как его исполнить, живя в мире? Разве можно бездельничать, полностью положившись на Божье попечение? Здесь нужно заглянуть поглубже. Дело в том, что ты ставишь на первое место: служение Богу или обслуживание своих земных «хотелок».
Взять те же самые лилии. Можно ли сказать, что они вовсе не работают? Нет! Они добывают из земли необходимые им вещества, проводят сложнейшие биохимические реакции. Так и птицы небесные – может быть, они не жнут и не сеют, но они и не сидят на одном месте, ожидая, пока Бог положит червяка им в клюв. И лилии и птицы не делают ничего лишнего, добывая свое пропитание, но и не отказываются от труда! То же и с людьми. Бог не делает ничего вместо тебя, если тебе лень. Он помогает в твоем труде. А если ты ничего не делаешь – то и от Бога не имеешь права требовать работы вместо тебя.
Важнее же всего правильно расставить приоритеты, чтобы на первом месте было заповеданное Христом: ищите Царствия Божьего. Как же честно понять, что ты ищешь это Царство, а не сбился с пути и не сменил цель? Пожалуй, это один из самых сложных вопросов. В отношении самого себя это понять очень трудно. Но если все время прислушиваться, вслушиваться в себя, честно отвечать самому себе, то можно в конце концов понять, делаешь ли ты все ради Бога – или ради себя, своей гордыни, тщеславия. Преодолеваешь ли ты самого себя ради Бога – или лишь для того, чтобы показать себя? Здесь мы вновь возвращаемся к первому стиху сегодняшнего чтения, где идет речь об оке и светильнике. Главное – очистить свое око. Тогда увидишь, чего ты на самом деле ищешь.
Но одного-единственного вопроса, который позволил бы тебе сразу понять, чего ты на самом деле ищешь, я думаю, нет. Хотя задавать вопросы, конечно, все равно приходится: обижаешь людей или не обижаешь? Осуждаешь их или не осуждаешь? Помогаешь ты людям – или наоборот? Жизнь сложная. И мы ее проходим как бы по тонкому мосту, то в одну сторону качнемся, то в другую. Но я думаю, что если идешь по этому мосту и читаешь Иисусову молитву – то все в порядке будет.
Евангелие от Матфея (6:22-33)
«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».
http://www.nsad.ru/articles/voskresnoe-evangelie-kak-ishha-carstva-bozhiya-ne-sbitsya-s-kursa
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии