Воскресное Евангелие: фарисею не нужен Спаситель

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Первое евангельское чтение Постной Триоди – притча о мытаре и фарисее. Фарисей благодарит Бога за то, что тот дал ему силы достичь всего самому, мытарь – осуждает себя, а не других. По каким еще признакам опознать в себе первого, а то и второго? В чем истинный и ложный успех на пути спасения? Комментирует протоиерей Александр ПРОКОПЧУК, клирик храма храма Трех Святителей на Кулишках, преподаватель ПСТГУ

10 Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
(Лк. 18:10-14)

Комментирует протоиерей Александр ПРОКОПЧУК:
Тема покаяния является уникальной особенностью третьего Евангелия – от Луки. Именно оттуда взяты первые воскресные евангельские чтения, выбранные в качестве подготовительных тем накануне Великого Поста: обращение Закхея, притчи о мытаре и фарисее, о блудном сыне. Примечательно, что еще до того, как евангелист Лука перескажет притчу, он указывает на ее адресатов и тем самым объясняет ее содержание: «Сказал же и некоторым, уверенным в собственной праведности и уничижавшим остальных, такую притчу...».

«Два человека вошли в храм помолиться, один – фарисей, а другой – мытарь». Фарисеи были наиболее благочестивыми людьми в палестинском обществе и были твердо убеждены в авторитетности развитых ими устных преданий. Мытари же – наиболее презираемыми; их часто считали предателями своего народа, поскольку они сотрудничали с оккупационной римской властью. «Фарисей, став, молился про себя так: «Боже, благодарю Тебя, что я не как прочие люди… или даже как этот мытарь: Мытарь же, стоя вдали, не смел даже глаз поднять на небо, но бил себя в грудь и говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику».

Что мешает фарисею увидеть свои изъяны? Свое преимущество фарисей видит в выполнении некоторых норм, которые не предписаны законом, в частности поста «два раза в неделю», в понедельник и четверг, хотя Ветхий Завет предписывал людям поститься всего лишь раз в году – в День искупления (Лев. 16). Но, ограничивая себя в пище, он не останавливает себя в осуждении, будучи уверен, что его сосед заведомо хуже. Фарисей не допускает мысли о собственном несовершенстве, поскольку сравнивает себя лишь с теми, кто заведомо хуже его: «грабителями, обманщиками, прелюбодеями», что вызывает в памяти седьмую (не прелюбодействуй) и восьмую (не укради) заповеди Десятисловия Моисея (Исх 20:14-15). Он не хочет видеть ни в ком ничего хорошего и ни для кого не допускает возможности перемен. Наверное, сегодня фарисей бы сказал: «Кругом одни уроды».

Своим достижением фарисей считает не внутреннее перерождение, а претворение в жизнь несложных формальных правил: «пощусь, даю десятину от всего, что приобретаю». Он сообщает Богу о своих «достоинствах» и не допускают для себя никаких изъянов. Он сам объявляет себя праведным и поэтому не нуждается в милости Божьей и снисхождении. Человек, который не видит свой вины и грехов, не нуждается в прощении. В устах фарисея нет отчаянной мольбы о спасении, поскольку ему не от чего спасаться. Правильные люди любят лишь свою правоту, им не надо ничего менять. Фарисей возвращается «в дом свой» неоправданным, потому что этого оправдания он не искал. Если кто-то себя считает «праведным» – он всегда ошибается. Уверенный в своей праведности человек неизбежно будет унижать других. Он не допускает, чтобы кто-нибудь оказался лучше. Гордый не допустит, чтобы его смирил не только человек, но и Сам Господь. Смирение же – это готовность и желание умалять себя, видеть и признавать свои грехи, а не подмечать чужие. Мытарь публично унижает себя. Нельзя не заметить человека, который, наклонив голову, бьет себя в грудь. Он указывает на себя, как на грешника, не только Богу, но и всем окружающим. Он просит о помиловании, а фарисей не просил ни о чем. Ему ничего не нужно, Бог уже дал ему все, ведь он не такой, «как прочие люди».

Для фарисея мытарь – человек пропащий. Но спасения христианина невозможно без любви к ближнему, к другим людям, а значит, без желания им спасения. Фарисей, сообщающий Богу о своих «достоинствах», остается в границах индивидуализма, он зациклен на себе. Он не допускает мысли, что Бог может оправдать мытаря, следовательно, он не знает Бога, потому что «кто не любит, то Бога не познал». Фарисей сам создал для себя Бога, который во всем должен быть к нему благосклонен.

Но Иисус с креста молился даже за тех, кто Его распинал. Недостатки, грехи и падения других людей должны рождать в сердце лишь молитву об их прощении и спасении. И от осуждения окружающих можно избавиться, только если желаешь другим спасения.

Непрекращающаяся нужда в милости Божией для каждого человека – вот основной итог этой притчи.
 

Протоиерей Александр ПРОКОПЧУК

http://www.nsad.ru/articles/voskresnoe-evangelie-fariseyu-ne-nuzhen-spasitel