Воскресное Евангелие: Два Друга
Евангелие предстоящего воскресного дня посвящено Иисусу Христу и Его другу – Иоанну Предтече. Было ли открыто Иоанну Крестителю о Христе, что Он – Бог? Или Креститель сомневался, когда спрашивал: «Ты ли Тот или ждать нам Другого» (Лк.7:19)?
МАТФЕЙ 4:12-17 (НЕДЕЛИ ПО БОГОЯВЛЕНИИ)
12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею
13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,
14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Иоанна 1:29-34 (Предтече)
29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира.
30 Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня.
31 Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.
32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем.
33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым.
34 И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.
Комментирует протодиакон Иоанн ШЕВЦОВ, преподаватель кафедры библеистики ПСТГУ, преподаватель Ветхого Завета Свято-Дмитриевского училища сестер милосердия (Москва):
— В Воскресный день 20 января Святая Церковь предлагает нам два отрывка из Евангелия — Мф. 4. 12-17 и Ин. 1. 29-34. Первый из них — чтение недели по Богоявлении (Крещении Господнем), второй же посвящен Предтече, чей Собор Церковь празднует на следующий за Крещением день. Таким образом, оба этих отрывка тематически связаны друг с другом через праздник Богоявления.
Иоанн Предтеча — тот, кто проповедует о Христе, готовит начало Его проповеди, как предсказывали о нем пророки: Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие] (Ис 40. 3-5); Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф (Мал 3.1) и наконец Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием (Мал 4.5-6).
При внимательном прочтении всех трех пророчеств прежде всего обращаешь внимание на то, что проповедуемый идет перед Мессией, готовит Его явление народу. Служение Иоанна выражается одним словом – Предтеча. Его проповедь не самодостаточна, не он – Тот, Которого все ожидают1. Но он тот, без которого не придет и Желаемый всеми народами (Агг 2. 7). И вершина его (Предтечи) служения – Крещение Ожидаемого, указание на Него, о чем нам и повествует второе сегодняшнее чтение из Евангелия от Иоанна. При этом Предтеча называет Грядущего по нему Агнцем Божиим, отсылая слушателей к Ветхому Завету.
Впервые слово агнец (т. е. ягненок) появляется еще в первой книге Священного Писания Бытии. Когда Авраам ведет своего единственного сына Исаака, в котором весь смысл его (Авраама) жизни, чтобы принести его в жертву Богу, то Исаак спрашивает отца: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой (Быт 22. 7-8). Здесь агнец – жертвенное животное, жертва. Как известно из дальнейшего, Бог остановил Авраама, когда он уже занес нож для заклания Исаака, и вместо Исаака принесен был в жертву овен (баран), запутавшийся в чаще рогами своими (Быт 22. 13). Так, ближайшим образом роль агнца исполняет овен, но это лишь простейшее, лежащее на поверхности, буквальное понимание текста. По слову Апостола Бог Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (Рим 8. 32), как некогда человек не пожалел сына своего, единственного своего, для Бога (Быт 22. 12). Бог же Сам усмотрит Себе Жертву, подлинного Агнца, Которого до времени прообразуют овны, козлы и прочие жертвенные животные, Которого прообразовал собою и Исаак2.
В дальнейшем же прообразовательное значение агнца только развивается и раскрывается все более подробно. Особенно ярко оно проявляется в истории исхода из Египта. Тогда помазанием кровью пасхального агнца дверных косяков евреи спасли своих первенцев во время последней, десятой казни египетской (Исх 12), когда были убиты все первенцы египетские от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота (Исх 12. 29). При этом сам агнец запекался на огне и съедался ночью с горькими травами, напоминающими о горечи рабства в Египте. Прообразовательное же значение пасхи и связанных с нею установлений общеизвестно.
Но, называя Мессию Агнцем Божиим, Иоанн, прежде всего, ссылается на пророческие писания, особенно на ветхозаветного, пятого евангелиста, царя пророков Исаию. В пятьдесят третьей главе своей книг Исаия, повествуя об искупительных страданиях Мессии, именует Его Агнцем: Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых3; за преступления народа Моего претерпел казнь (Ис 53. 7-8). При этом пророк неоднократно указывает как на добровольность страданий Мессии, так и на их безвинность: Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. <…> Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его <…> Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем (Ис 53. 4-5, 9, 12). Именно безвинность и добровольность страданий Мессии спасает многих, в том числе и преступников. Под последними понимаются не столько преступники в современном значении этого слова, но преступники закона Моисеева, т. е. грешники, а, соответственно, и все люди вообще.
И вслед за Исаией Иоанн Предтеча указывает на значение страданий Христа: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1. 29). При этом Идущий вслед за Иоанном впереди его, потому что Он был прежде меня (ст. 30). Эти слова перекликаются со стихом 34: И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий. И здесь возникает вопрос – действительно ли Иоанн задолго до апостолов знал о Божестве Иисуса из Назарета? Но уже его предыдущие слова: Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня (ст. 30) указывают на особый взгляд Иоанна на Христа, созвучный со словами Самого Спасителя: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался и еще истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь (Ин 8. 56, 58). Тем более утверждает в этой мысли и то знамение, которое дано было Иоанну, чтобы он мог узнать Мессию: Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым (ст. 33). Увидев же предсказанное, Иоанн свидетельствует о уже Явившемся и на это свидетельство первыми откликаются лучшие из Израильтян – Андрей Первозванный и Иоанн Богослов, которые приводят к Учителю и других учеников (Ин 1. 35-51).
Так начинается проповедь Самого Христа. Но начинается она, согласно Евангелию от Матфея, лишь после сорокадневного поста и искушения в пустыне. Уже здесь, еще до начала проповеди, Христос начинает дело нашего спасения не словом только, но и делом – победой над грехом через искушения в пустыне и в Гефсиманском саду и через страдания на Кресте и победой над самой смертью Своим Воскресением.
Но вот, искушения в пустыне4 преодолены, пост закончен и наступает время Христу говорить. И впервые речь Его прозвучит не в Иерусалиме и даже не в Иудее – Галилея языческая станет местом основной проповеди Христа, согласно пророчеству того же Исаии: Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет (Ис 9. 1-2) 5. И это не случайно – как детство Свое Христос провел в самом маленьком и незначительном городке (из Назарета может ли быть что доброе? (Ин 1. 46)), так и Свое общественное служение Он начинает и по большей части проводит в той части страны, которую называют языческой. Но это не единственная причина, по которой именно Галилея становится местом проповеди Спасителя. Большинство Апостолов – галилейские рыбаки, жители Галилеи, и именно там, в Галилее, оказывается наибольшее число людей, способных услышать эту проповедь, которая продолжает звучать и сегодня, спустя почти две тысячи лет и вновь и вновь призывает слышащих ее — покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 4. 17).
Протоиерей Артемий ВЛАДИМИРОВ, настоятель храма Всех святых в Красном селе (Москва):
— Иоанн Креститель назван еще в Ветхом Завете «Ангелом» — вестником воли Господней... Ему ли сомневаться в Божественном достоинстве Сына Божия, если Небо открыло эту «велию тайну благочестия» избранному из всех пророков? Кто открыл? Конечно же, Сама Троица, единая в Своем действовании!
Что открыла? Все, что необходимо было знать пророку о Мессии, дабы проповедовать Его Израилю! Это свидетельство и о предвечном бытии Сына Божия («Он стал впереди меня, потому что Он был прежде меня»); о Его искупительном подвиге («Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»); об обитании в Нем полноты Божества телесно («Я видел Духа... пребывающего на Нем»).
Св. Отцы, детьми которых нам подобает быть, НИЧЕГО не говорят о мнимых сомнениях «величайшего из рожденных женами». Если он и посылал ко Христу своих учеников с вопросом: «Ты ли это, или иного чаем?», то лишь с одной целью — уверить их в истинном Мессии! Это открывается из ответа ученикам Господа: «Кого смотреть ходили вы в пустыню?..» ... Христос никогда бы не ублажил Предтечу, впади он в сомнение, поколеблись он духом, сидя в темнице... Думающие так невольно хулят славнейшего во пророках.. «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное!» — кто вложил эти слова в уста Предтечи? Без сомнения, Святой Дух, причастником которого он был! Когда Царство Небесное приблизилось к слушателям пророка? Тогда, когда Господь Иисус приблизился к Иордану, дабы «исполнить всякую правду», крестившись от Иоанна. Неудивительно, что Спаситель начинает Свою проповедь с тех же самых слов. Для чего Он это делает? Во-первых, желая показать, что слова Предтечи начинают сбываться. Во-вторых, свидетельствуя, что сбываются на Нем. Ибо Христос и есть Царь Небесный, а покаяние и вера вводят всякого желающего в благодатное Христово Царство...
Для нас, современников XXI века, свидетельство Предтечи есть «Дух и жизнь»... Покаяние вводит в Царство, покаянием мы, как и христиане первого века, обретаем в собственной душе «нескучный сад» Христовых добродетелей — чистоты, мира, смирения, терпения, мужества, радости и любви!
Для меня лично слова Предтечи служат напоминанием об Агнце — Пречистом Теле Господнем, Которое иерей раздробляет в снедь верным во оставление грехов...и думаю, что именно на Божественной Литургии нам дано будет уразуметь таинственный смысл речений Писания, конечно, по мере веры, покаяния и знакомства со святоотеческими толкованиями. Сам Иоанн, отвечая священникам и левитам, посланным Иудеями, объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия (Ин 1. 20-23). Интересно отметить, что вопрошающие предполагают, что он, возможно, Илия, явно ссылаясь на пророчество Малахии (4. 5-6), ибо среди евреев царила всеобщая уверенность в непосредственном, буквальном исполнении слов последнего ветхозаветного пророка Малахии. Эту уверенность можно видеть и в словах апостолов: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? (Мф 17. 10), но Сам Христос расставляет все точки над и: правда, Илия должен придти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них (Мф 17. 11-12). Впрочем, эти слова Спасителя не отменяют и другого толкования этого пророчества – пришествия Илии в этот мир в последние времена, когда он будет одним из двух свидетелей, имеющих власть мучить землю за ее беззакония и грехи (Апок 11. 3-12). Интересно, что жертвоприношение Исаака одновременно вершина и, практически, конец служения Авраама. По слову свт. Филарета Московского «оно есть последний шаг на пути благодатных обетований, и потому существенное заключение истории Авраама, как отца верующих. В немногих последующих о нем сказаниях глас Божиих обетований более не слышен; и виден более Авраам – отец семейства, нежели Авраам – отец верующих» (свт. Филарет Московский. Толкование на книгу Бытия…, т. 2, с. 166). Впрочем, это событие – не только конец истории Авраама, но и начало служения Исаака. Приведенный отрывок используется на проскомидии при вырезании из просфоры агнца. Это были искушения тем, что желаемо человеку – материальными благами, властью и чудом. В Гефсимании Спасителю будет гораздо тяжелее, ибо Ему предстоит не отвергнуть желаемое, но принять то, чего любой человек всеми силами стремится избежать – в прямом смысле слова все возможные страдания и смерть, и это принять Тому, Кто в силу Своей абсолютной безгрешности не должен был бы ни страдать, ни, тем более, умереть! Интересно, что Исаия несколько раз повторяет эту мысль в своей книге: Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы (42. 6-7); Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные, сказать узникам: «выходите», и тем, которые во тьме: «покажитесь» (49. 8-9); Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих (61. 1-2).
http://www.nsad.ru/articles/voskresnoe-evangelie-dva-druga
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии