Воскресение мертвых. Василиос Стоянос
Вся человеческая история со дня грехопадения представляет собой не что иное, как путь к воскресению. Сердце христианской жизни – не только веры, но и морали – это ожидание всеобщего воскресения.
В этой теме можно выделить два главных аспекта: то, что мы знаем, и то, на что надеемся. А знаем мы о Воскресении Христа, храня надежду на наше собственное воскресение. Второй аспект неотделим от первого, который является его основой.
Жизнь человека после смерти – одна из центральных тем любой из существующих религий. Конечно, точки зрения многочисленны и разнообразны. Не существует всеобщего, проверенного временем единодушия в этом вопросе, поскольку не найден однозначный ответ на вопрос, касающийся жизни человека как личности после смерти. Это может показаться странным, поскольку мы не только обладаем личным христианским опытом, но и психологически заложенной в нас памятью основных христианских идей. И, таким образом, мы считаем самим собой разумеющимся присутствие у человека личной веры, индивидуальной судьбы, чаще всего положительной, ожидающей человека после смерти. Таково наше христианское наследие. Однако на глобальном уровне дела обстоят иначе.
В частности, в восточных религиях индивидуальное бытие человека по сей день считается неким видом проклятия, несчастливой судьбой одной из частей мировой души, которая оказалась во плоти и в мире как в заточении. И единственное, чего она желает и с нетерпением ожидает, – это возвращение к первоначальному блаженству, безличному и вечному.
Если мы обратимся к древним философам, то также не найдем единой точки зрения по этому вопросу. Если не брать во внимание орфическую традицию и школу Платона, которые известны своей верой в бессмертие души, ее освобождение от оков плоти и переселение после смерти в мир духов, у других мыслителей мы находим самые различные воззрения. Преобладающая точка зрения гласит, что после смерти человек прекращает свое существование. Сохранились древнегреческие надписи, подтверждающие эту позицию. Одна из этих надписей гласит: «Я мертв и сообщаю, что не существует ни Цербера, ни Аида, вообще ничего. Все это вымысел. Посмотри на меня и иди своей дорогой».
Но даже на Ближнем Востоке, где разворачивались события Ветхого Завета, можно найти людей, которые верят, что после смерти человек присоединяется к своим отцам. Откровения о жизни человека после смерти, начале нового существования обнаруживаются и в Ветхом Завете.
Незадолго до эпохи пленения мы находим свидетельства о вере в индивидуальное загробное существование человека. До тех пор речь шла по большей части о коллективе. Мы должны принимать во внимание различность этих понятий. И не для того, чтобы удовлетворить историческое любопытство, но чтобы вынести из этого практическую пользу. Мы рассматриваем путь от коллектива, объединяющего ответственных друг за друга людей, к отдельному человеку. Этот распад, сужение круга благочестивых людей являются результатом постепенного возобладания греха на земле Израиля.
Индивидуализация не является естественным путем развития, но результатом победы идолопоклонства, в первую очередь, в десяти племенах Израиля, а затем и в высших слоях двух оставшихся колен. И, в конце концов, как с точки зрения веры, так и этики, Израиль Божий состоял лишь из отдельных личностей, находящих прибежище в том, что превыше человеческой воли. Мы говорим об этом с тем, чтобы напомнить, что в Церкви наблюдается прямо противоположный путь. Он начинается с Человека, Христа, и постепенно начинает охватывать Церковь и весь мир. Об этом обратном развитии мы должны помнить. Происходит последовательное сокращение: целый народ, который существует сначала как государство, затем как отдельные благочестивые люди. В конце концов, Израиль составляет очень ограниченное количество людей.
До эпохи Иисуса существовали противники воскресения мертвых, например, саддукеи – духовенство того времени, хранители традиций. Они отрицали воскресение. Отсюда и известный вопрос, заданный Христу, о семи братьях, женившихся на одной и той же женщине. Кому она достанется после воскресения? Это одна из тех «острот», которые мы можем услышать и от своих современников. Такой же нечестивой и презрительной была эта гипотеза о семи братьях. Ответ Христа показателен – он произносится до наступления собственного Воскресения Христа, и в нем находят отклик воззрения других израильтян, в частности, фарисеев, которые верили в воскресение. Христос приводит яркий аргумент: «Я Бог Авраама, Исаака и Иакова». Он Бог не мертвых, но живых. Соответственно, Христос делает вывод о том, что и Авраам, и Исаак, и Иаков живы, ибо Он их Бог. Ответ на вопрос саддукеев подтверждает точку зрения тех, кто верит в воскресение (Мк. 12:18-27).
После того, как был схвачен Апостол Павел, он был отправлен в Иерусалим на суд. Совет старейшин (Синедрион), перед которым он был представлен, был настроен против Павла. И тогда, как сказано в Деяниях Апостолов (23:1-10), Павел использовал противоречие между саддукеями и фарисеями. Он поднялся и сказал: «Братья, за чаяние воскресение мертвых меня судят». После чего между участниками собрания начался спор, и о Павле забыли.
Потребовались годы, чтобы исчезло духовенство, и возобладал народ, фарисеи, и к иудейскому «символу веры» прибавилась и убежденность в воскресении мертвых. «Кто не верит в воскресение мертвых, тот будет отлучен».
Такова история вопроса. Мы видим, что тема воскресения мертвых обсуждалась богословами и во времена Христа.
Первая Церковь, говоря о воскресении, ссылается не только на Ветхий Завет, но и руководствуется тем, что говорил Христос о воскресении. Апостолы в этом вопросе не опираются на учение греческих философов о бессмертной душе. Слово «душа» в древнегреческом языке не всегда означало то, что мы понимаем под ним сейчас – духовную составляющую человека. Чаще всего древнегреческое слово «ψυχή» (душа) означало жизнь, и эта жизнь существовала, конечно же, благодаря наличию души. Но не было разделения, человек воспринимался в целостности. «Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8:35). Душа в Евангелии – это жизнь человека, дыхание, данное человеку Богом, и по Его благодати бессмертное.
Различие может показаться незначительным, однако это не так. Одно дело учение Платона, согласно которому внутри нас заключено ни от чего не зависящее бессмертие, или Прометей, призывающий идти по любому желаемому пути, и совершенно иное – признавать свою душу и ее бессмертие зависимыми от Бога. В первом случае это означает обладание одной с Богом сущностью – бессмертием, ключевым признаком человека. Во втором случае это бессмертие зависит от любви Господа Живодавца. Разница великая: учение философов антропоцентрично. Если оно и признает существование Бога, то отрицает его прямую связь с человеком. Учение же христианства – это постоянное Божественное присутствие, вера в сотворение мира. Создавая человека и мир, Бог наделяет человека искрой жизни – душой. И когда человек теряется, отдаляется от жизни, логичным результатом должна была бы стать гибель человека. Значит, если человек живет вдали от Бога, он непременно погибнет. Однако этого не происходит, так как Господь преграждает путь человека смертью – временным разлучением души и тела, разделением человека на две составляющих, чтобы зло не сделалось бессмертным. Если бы Господь оставил человека бессмертным, таким, каким Он его сотворил, не разделяя его, тогда и зло, ненависть, отчуждение людей осталось бы вечным.
В книге Бытия отчетливо видно, что после грехопадения человек не только отдаляется от Бога, но разрушает свои отношения с ближним. Сначала Адам называет Еву «плоть от плоти моей», затем – «она». Ева также называет змея «он». Правильные взаимоотношения утрачиваются, кардинально меняются. Однако Бог не желает увековечивать эту ситуацию, вводя временную меру – смерть. Он в определенный момент останавливает человека, чтобы падение не зашло слишком далеко, давая человеку возможность снова приблизиться к жизни и общению с Богом.
Христос принял плоть не с тем, чтобы решить проблему Божьей справедливости, но чтобы показать вечную любовь Бога к человеку, победить смерть и тем самым устранить препятствия, мешающие человеку общаться с Богом и с ближним. Бог воплощается, чтобы сокрушить смерть и воскреснуть. Это цель Его вочеловечения. Это возрождение человека в его человеческой сущности, человеческой ипостаси, это Божье подтверждение того, что человек создан для вечности. До Христа даже при желании невозможно было приблизиться к жизни, к Богу. Мешала смерть, служение смерти, греху и дьяволу. С приходом Христа у человека появилась эта возможность, так как изменилась сама природа человека, что показывает Воскресение Христа.
Рассмотрим Евангельские отрывки, посвященные Воскресению. Момент Воскресения не описывается ни в одном из Евангелий, нет этого момента и в Новом Завете в целом. Позднее, в некоторых апокрифах, мы встречаем описания этого события, как его представляли себе люди. В результате появилась известная икона Христа, где Он изображен выходящим из гроба со знамением в руках в окружении павших стражников, которые охраняли гроб. Создается некая идиллическая картина в духе Возрождения. Однако это является фантазией западных живописцев. В православной традиции существует икона Сошествия во ад. Христос изображен стоящим на двух крестообразно сложенных досках, под которыми видна сокрушенная смерть, седовласый старец, разбросанные ключи. Христос вытягивает Адама и Еву из недр смерти. Так изображено сошествие Христа во ад. Но опять же, это только наше представление об этом событии, так как мы не знаем, как свершилось Воскресение Христа. Наверняка нам известны лишь две вещи. Первое – гроб оказался пустым. Об этом нам сообщают все Евангелия без исключения. Первыми это обнаружили жены-мироносицы, затем Петр, Иоанн и другие ученики. Это первый известный нам факт. Второе свидетельство, объясняющее предыдущий факт – явления Воскресшего Христа. Относительно опустевшего гроба существуют различные объяснения. Евангелист Матфей приводит домыслы иудеев: «ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали». На что Иоанн Златоуст делает справедливое замечание: «Если они спали, как могли видеть, что тело было украдено?». Однако помимо клеветы иудеев существуют и вполне правдоподобные предположения. Один лишь факт не может подлежать никаким сомнениям: явления Воскресшего Христа. Он Сам показался живым. И в этом вопросе древняя Церковь осталась непоколебимой и твердой. Это наша вера, вера Апостолов и Святых Отцов – подлинность Воскресения. Что подтверждает эту подлинность? И здесь мы имеем два доказательства: опустевший гроб и результат Воскресения – живой Христос. Ведь Его видели своими собственными глазами множество людей.
Есть целый перечень явлений Воскресшего Христа. Он находится в 15-й главе Первого послания Коринфянам. Речь идет о тексте, который был найден Апостолом Павлом в церкви и не был написан им лично. Он играет роль «Символа веры». Самый поздний датируется началом пятого десятилетия. Текст был сформирован через несколько лет после Воскресения, сохраняя ранние о нем свидетельства, имел литургическое употребление. Апостол призывает поверить в то, что приняли, «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял». Значит, Апостол передает нам то, что он сам обнаружил и принял как традицию Церкви, «что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был…». Речь идет о событии, которое произошло не случайно, а было предварено различными обетами и пророчествами, имеющимися в Священном Писании – Ветхом Завете, и сопровождалось очевидными и неоспоримыми свидетельствами: умер, был погребен и «воздвигнут в третий день по Писанию». Пророчества об этом «воздвижении» мы находим в Ветхом Завете. Но о воздвижении «в третий день» мы не обнаруживаем в Ветхом Завете никаких упоминаний, хотя поиски соответствующего отрывка ведутся с давних времен. Лишь в 6-й главе книги Осии говориться о том, что немощный народ Израиля будет воздвигнут на третий день (Ос. 6:2). Таким образом, об этом не существует прямых ветхозаветных свидетельств. Но Христос, на самом деле, воскрес на третий день. Трудность нахождения отрывка, описывающее это событие, в Ветхом Завете подтверждает его историчность и подлинность. Ведь если бы об этом было сказано в Ветхом Завете, в историчности можно было усомниться.
Итак, чтобы подтвердить, что Христос умер, Павел говорит о Его погребении – разве может быть здесь большее доказательство? Чтобы доказать, что Христос воскрес, Апостол говорит следующее: «Он явился Кифе, потом – Двенадцати; затем – свыше чем пятистам братьям одновременно…». «Кифа» на арамейском означает «Петр». Об этом факте мы не находим иных упоминаний в Новом Завете. После этого Христос явился группе людей, по численности превышающей пятьсот человек. Он явился им единожды, хотя кто-то может подумать, что это случилось не один раз, «…из них большая часть доныне живы, другие почили». Воскресение Христа произошло 20 лет назад. Апостол, а значит и Церковь, говорит: «Из этих пятисот некоторые почили». Это своеобразный призыв к читателю: «Если не веришь, спроси у тех, кто доныне живы». В этом есть определенная уверенность. Не будем забывать, что христианство родилось в Израиле и евреи никогда ничему не верили, если не имели по крайней мере двух свидетелей. В отличие от них, мы более легковерны. Женщинам они не особенно доверяли. Соответственно, в этом списке явлений не упомянута ни одна женщина. Апостол обходит молчанием явление Христа Марии Магдалине и Саломии. «…А после всех явился и мне, словно недоноску», – завершает повествование Павел.
На этих явлениях основывается твердое убеждение Церкви в Воскресении Христа. Это, скорее, не убеждение, а факт. Факт, что Христос жив. Однако из явлений мы не можем делать выводы о том, в каком виде Он существовал. Марии Магдалине Он явился в виде садовника, двум братьям, направлявшимся в Эммаус – «в ином образе».
Однако этим наши подтверждения Воскресения Христа должны ограничиться, чтобы наши рассуждения не уподобились идолопоклонству, чтобы наша уверенность не сводилась лишь к зрительным образам. Подлинность присутствия Христа неоспорима. Его образ, Его сущность находятся за пределами нашего знания, ведь мы живем в ином мире. Мы подобны эмбриону в материнской утробе, который ни имеет ни малейшего представления о мире, в который он родится.
Вопрос: Могли бы вы подробнее рассказать о последнем явлении Христа апостолу Павлу?
Ответ: Разумеется. Прочтем этот отрывок: «После всех явился и мне, как некоему извергу. Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал Церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною». Апостол Павел не видит в своей жизни никаких оснований войти в Церковь и увидеть Воскресение Христа. Быть гонителем христианства, преследовать последователей этой веры и после всего удостоиться того, чего удостоился Апостол Павел – это все равно, что выкидыш неожиданно обретает жизнь. «После всех Он явился мне, хотя никто этого не ожидал». Он увидел Воскресшего Христа и стал Его Апостолом. Павлу необходимо было отстоять свое звание Апостола, ведь только это давало ему возможность пострадать и принять мученичество как Апостолу.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
http://www.pemptousia.ru/2015/04/воскресение-мертвых-часть-2/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии