Воскресенье: день Господа. Юрий Пущаев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Толковый словарь

Воскресенье обычно воспринимают лишь как день отдыха, долгожданный выходной после рабочей недели. В этом смысле он выглядит просто –  как свободное от забот время: хочешь – иди в гости, хочешь – лежи дома на диване. Словом, «сделал дело – гуляй смело».

Однако,  важность этого дня нам должно подсказать уже одно его русское название. Ведь в русском языке воскресенье так называется в память воскресения из мертвых Иисуса Христа.  Столь же значимо это слово на языке Нового Завета. По-древнегречески воскресенье называется Κυριακμέρα(kuriakē hēmera), ипереводится как Господний день или день Господа.

Таким образом,  воскресенье для христиан является самым главным и ответственным днем недели, поскольку оно должно принадлежать Господу Богу.

Об огромной важности воскресенья и о том, что это не праздник безделья и досуга, говорит Четвертая заповедь закона Моисея: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота – Господу, Богу твоему; ... ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход. 20.8-12).

Воскресенье и является в христианстве этой Субботой, то есть днем Покоя, который освящен Богом. В этот день христианин не должен делать никаких мирских дел, но, как говорит заповедь, обязан посвятить его Богу. Нужно отрешиться от будничных забот –  зарабатывания денег, домашних работ и прочего, потому что «не хлебом единым жив человек». Ведь все заботы и их успешность зависят в последнем счете не от наших усилий (хотя и от них, конечно, тоже). Воскресенье – это Божественная пауза, воспоминание о Вечности. Четвертая заповедь говорит о радости покоя, который по большому счету можно обрести только в Боге. Ведь рано или поздно умный человек (если ему, впрочем, повезет) придет к горькой мудрости Екклесиаста относительно любых земных дел, конец которым кладет смерть: «Все это суета и томление духа».

Поэтому христианин призван посвятить каждое воскресенье Богу и Божиим делам: посещению храма, духовному чтению и молитве, а также делам милосердия –  посещению больных,  заключенных в тюрьме, и т.д.

Кстати, неслучайно в Церкви воскресенье называют неделей. Это не-деля, потому что в этот день не положено заниматься житейскими делами, а следует обратиться к Тому, Кто выше обычных забот и Один только и способен оправдать их и освятить. 


Источник: Журнал «Фома»