ВОСКРЕСЕНЬЕ 4-Й СЕДМИЦЫ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
Слово епископа Сильвестра (Стойчева) ректора Киевской духовной академии.
Священное Писание не раз рассказывает о разнообразных чудесах, совершенных Иисусом Христом. Значительное количество чудес Господа связанно с исцелениями от физических болезней. Почему Христос, который пришел для того, чтобы освободить людей о власти греха, так часто совершает чудеса, связанные именно с телесными, а не нравственными недугами?
Исцеление от телесных болезней указывает на то, что болезни есть результат существования греха. Нет, не имеется в виду, такой упрощенный взгляд, что каждая наша болезнь есть следствие конкретного нами сделанного греха. Или как говорят в народе, болезни по грехам. Такое мнение упрощает всю сложность и разнообразие причин болезней.
В конечном итоге, это не соответствует Писанию и опыту Церкви. Вспомним Иова многострадального, который претерпел многие болезни будучи праведным, вспомним прп. Пимена Печерского Многоболезненного, прп. Амвросия Отптинского и многих иных подвижников и подвижниц, которые как свидетельствуют их жизнеописания, страдали разными болезнями и при этом были людьми святыми.
И хотя есть разные причины болезней в каждом конкретном случае. Но сам факт существования болезней есть результат существования греха и его последствий – вот о чем речь. Бог сотворил человека и духовно, и физически здоровым, без всякого изъяна, но после грехопадения прародителей Адама и Евы, грех проявляется во всех потомках первых людей (Рим.5:12), во всем разнообразии форм как нравственных, так и физических заболеваний.
Попросту говоря, если бы не было падения Адама и Евы – не было бы смерти и физических болезней. И с этой позиции любая болезнь является следствием наличия греха в природе человека. Христос как Спаситель исцеляет «всего человека» (Ин.7:23), то есть подает исцеление как от физических, так и от душеных болезней. Вспомним слова молитвы перед Святым Причастием «во исцеление души и тела». Не просто души, сказано, но души и тела.
Так как болезни тоже результат существования греха, то Спаситель наш Иисус Христос не только дает освобождения от грехов, но и исцеляет от физических недугов.
А сами исцеления, совершенные Господом, свидетельствуют о приближении Царства небесного (Мф.3:2), в котором «слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают нищие благовествуют» (Мф.11:5).
Прочтенный евангельский отрывок рассказывает, как Христа просит об исцелении слуги сотник.
Само наименование сотник указывает, что этот человек военнослужащий и принадлежит к римскому сословию. Это очень важное упоминание, которое позволяет нам оценить характер этого человека – сотника. Мы видим, что представитель Рима просит Спасителя совершить чудо. Эта просьба удивительна, потому что римляне к рабам относились без особого попечения, не говоря уже о случаях жестокого отношения. И если раб заболеет и умирает, то это считалось естественным. А в этом случае сотник не просто переживает за раба, но и приходит лично ко Христу. Должно понимать, что по тем представлениям римский солдат, просящий что-то у еврея – невероятное явление, ведь римляне относились к иудеям в общем-то пренебрежительно.
Но, видимо, сотник услышал, что есть Тот, Кто совершает чудеса и решил обратиться к Нему. Этим показывается совершенная доброта и смирение этого человека, не свойственная не только язычникам, но даже и тем, кто считал себя принадлежащим к богоизбранному народу.
Господь говорит сотнику, что придет к нему домой и исцелит слугу, но сотник и здесь своим ответом показывает совершенство своей веры: «Ибо я подвластный человек, но имею у себя в подчинении воинов, и говорю одному: «Пойди» и идет» (Мф. 8, 9). Сотник лишь просит Господа сказать слово и произойдет исцеление (Мф. 8, 8). В этом небольшом выражении показана величайшая вера сотника. Очень часто иудеи искали внешнего проявления чуда: прикосновения, знамений, но воин настолько доверяет Спасителю, что твердо верит – только одно Его слово может исцелить; и действительно так происходит. Сам Христос свидетельствует о великой вере этого человека: «Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф. 8, 10).
Впрямь, этот язычник и его вера во Христа и Его силу стали обличением для сомневающихся или неверующих иудеев.
И далее Господь, исцелив слугу сотника, говорит очень важные слова, которые по своему значению выходят за пределы веры сотника и исцеления слуги: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф. 8, 11). О чем речь? Под пришедшими с востока и запада понимаются все народы. И то, что они возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом означает, что Царствие Божие будет открыто для всех народов, которые уверовали в Иисуса Христа, если они будут иметь сильную веру, упование и смирение подобные сотнику. Потому что он – сотник – по выражению блаженного Августина «называя себя недостойным, обнаружил свое достоинство». Такое достоинство, продолжим мысль святого отца, которое позволят ему – по происхождению язычнику стать участником пира Господнего.
Под пиром Господним имеется в виду так называемый мессианский пир – общение Бога с праведниками. Высшее блаженство доступное человеку. Пророк Исайя предсказывает наступления этого уготованного пира в Царстве Миссии (ср. Ис. 25, 6).
В Священном Писании Ветхого Завета Господь являясь именует себя Богом Авраама, Исаака и Иакова (Исх.3:6), и этим указывается, что Он Тот же Бог, в Которого верили Авраам, Исаак и Иаков.
И то, что люди со всего мира придут и возлягут в Царствии с Авраамом, Исааком и Иаковом означает, что Тот Бог, Который вывел Моисея из Египта, Тот, Кто совершал чудеса, вел Израильский народ в конечном итоге станет Богом всех людей, которые уверуют в Иисуса Христа, с какой бы части мира они не были. А «Сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8, 12).
Это выражение напоминает нам о грядущем Страшном Суде. Под сынами царства подразумеваются иудеи, которые названы так, потому что изначально именно иудейскому народу был дан Завет и обетования, и Сам Миссия происходит из этого народа. Но за свою гордость, за самомнение, в результате которых они не смогли принять Миссии пришедшего во смирении и кротости, они – сыны царства – становятся богоубийцами и низвергаются за пределы Царства Божьего, в место, где нет славы Божией, где нет возможности лицезреть Господа и прославлять Его с другими праведниками. Образ тьмы внешней и скрежета зубов не раз встречается в Писании и означает то место и состояние, которое называется «ад».
Итак, прочтенное Евангелие учит нас, что есть два обязательных условия для наших отношений с Богом. Эта вера, и смирение. Сотник показывает образ смиренной веры. И за это не только получает просимое – исцеление больного слуги, но и обетование о вхождение в Царство Божье с верующими из всех народов.
Все мы, дорогие братья и сестры, можем являть смирение и веру сотника, а можем уподобится горделивым иудеям. Возомнить себя, что мы сыны царства. Что все знаем, все имеем, все понимаем. И может быть так есть, но без просты духовной, без смиренной веры мы – сына царства – можем быть выкинуты за пределы Царства Божьего, вытолканы и выброшены, потому что внутреннее не готовы принять Царство Божьего, потому что сердце наше принадлежит и служит не Богу, а чему-то или кому-то иному, а мы и далее воображаем себя сынами и дочерями царства, на самом деле таковыми не являясь. Пусть Господь Всемогущий и Всемилостивый избавит нас от лицемерия, от духовного самомнения. И всеми силами будет подражать евангельскому сотнику в его вере и смирении, и тогда, надеемся, наши молитвы и просьбы будут исполнены Господом, так как просьба сотника. Аминь!
https://pravlife.org/ru/content/voskresene-4-y-sedmicy-po-pyatidesyatnice
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии