Восемьдесят шесть лет я служу Христу
Священномученик Поликарп Смирнский, ученик апостола и евангелиста Иоанна Богослова, совершил в жизни два подвига: подвиг миротворчества и подвиг мученичества. Возможно, если бы не его евангельское миролюбие и готовность слушать других людей, даже не соглашаясь с ними, раскол в Церкви произошел бы уже в первом веке по Рождестве Христовом. Поведение этого святого во время казни на долгие годы стало образцом для христиан, желающих сохранить верность Спасителю несмотря на гонения и опасности. Память священномученика Поликарпа Православная Церковь отмечает 7/8 марта (23 февраля).
Вдова и сирота
Святой Поликарп жил во время, очень близкое к земной жизни Господа Иисуса Христа: он родился в 69 или 70 году в малоазийском городе Смирне. Мальчик в раннем возрасте остался без родителей и был усыновлен богатой вдовой по имени Каллиста. Будучи бездетной, женщина воспитала сироту как родного сына, а будучи благочестивой, привила ему любовь к Богу.
Житие сохранило трогательный рассказ о юности подвижника. Однажды Каллиста на продолжительное время отлучилась из дома по делам. В ее отсутствие юноша привечал и кормил в их доме вдов и сирот — людей, которые пережили такую же потерю, как он и его приемная мать. Деньги и запасы скоро кончились. Вернувшись домой, Каллиста выслушала донесение своего слуги о том, что молодой хозяин бездумно расточил их состояние. Однако каково же было удивление вдовы, когда она вошла в якобы опустевшее хранилище и нашла там множество сокровищ. Женщина готова была наказать слугу за клевету, но молодой человек защитил его, пояснив: это сирые и убогие умолили Господа вновь восполнить материальный достаток своих благотворителей.
Когда земная жизнь приемной матери окончилась, Поликарп раздал все имущество бедным, а свою жизнь целиком посвятил Богу: стал сначала диаконом, потом пресвитером, а затем и епископом Смирнским, «вождем всей Асии», как отзывались о нем современники. При нем город Смирна стал одним из центров христианского мира.
Верующие Смирны относились к своему епископу с огромной любовью и уважением. Они имели обыкновение собираться у него и слушать его беседы и рассказы о встречах с апостолом и евангелистом Иоанном Богословом. Святой Поликарп был близко знаком с любимым учеником Господа и как святыню сохранил в памяти все, что тот рассказывал ему о Христе.
Послание святого Поликарпа
До нас дошел только один текст, принадлежащий святому Поликарпу, — Послание к Филиппийцам, хотя известно, что он часто писал соседним Церквям для укрепления их членов в вере. Подлинность сохранившегося послания несомненна. До нас этот текст, состоящий из четырнадцати глав, дошел в латинском переводе. Святой Поликарп касается в нем нравственных вопросов, обличает распространенные в то время ереси. Особый интерес представляет рассуждение священномученика о Священном Предании как источнике христианского учения.
Ученик подвижника, святой Ириней Лионский, пишет, что святой Поликарп «всегда учил только тому, что узнал от апостолов, что передает Церковь и что одно только истинно».
Одной из самых распространенных ересей во времена святого Поликарпа был докетизм — учение, отрицавшее реальность страданий Иисуса Христа и Его воплощение как противоречащих представлениям о бесстрастности и неограниченности Бога. Смирнский епископ горячо отстаивает то, что Иисус Христос пришел к нам во плоти, и уверяет нас в истинности Его крестных мук.
Еще одна важная тема послания — все та же милость к сиротам и вдовам. Автор увещевает христиан «быть благосердыми, милостивыми ко всем, обращать заблуждающихся, посещать всякого немощного, не пренебрегать вдов или нищего, всегда стараться о добром пред Богом и человеками, воздерживаться от всякого гнева, лицемерия, несправедливости в суде, удаляться от всякого сребролюбия, не быть легковерными к наговорам на кого-либо, жестокими на суде, зная, что все мы должники греха».
Пасха скорби и Пасха радости
Святой Поликарп стал участником одного из первых внутрицерковных конфликтов. Противоречия были связаны с разными датами и обрядовыми особенностями празднования Пасхи.
В Малой Азии Пасху праздновали четырнадцатого числа месяца нисана, в один день с иудеями. Этот обычай опирался на Евангелие от Иоанна, в котором Христос отождествлялся с пасхальным агнцем, а пасхальное жертвоприношение — с Крестной Жертвой. В Риме же празднование Пасхи происходило в воскресенье, следующее за четырнадцатым числом месяца нисана. Спор между Римом и Смирной был не столько о календаре, сколько о восприятии сути пасхального торжества: столкнулись Пасха скорби и Пасха радости. Святой Поликарп, несомненно, опирался на пример апостола Иоанна, который праздновал Пасху 14 нисана. Для него обычай праздновать Пасху вместе с иудеями был живым воспоминанием о великом апостоле любви.
В 155 году святой Поликарп поехал в Рим для того, чтобы обсудить эту проблему. Итогом его миссии стало то, что малоазийские и западная Церкви сохранили между собой мир, основанный на христианской любви, которая победила обрядовые разногласия. Папа Римский Аникита не смог убедить гостя отказаться от обычая, восходящего к апостолу Иоанну, но и сам остался верен установлению своих предшественников. Со временем во всех Церквях утвердилась традиция совершать пасхальную Литургию только по воскресеньям.
Судимый за атеизм
Из Рима святой вернулся домой в Смирну — вернулся, чтобы вскоре принять там мученический венец. При императоре Марке Аврелии (161–180) на христиан было воздвигнуто одно из жесточайших гонений. Обстоятельства кончины священномученика известны нам из рассказа очевидцев, изложенного в осведомительном послании Смирнской Церкви к Церкви Филомелийской во Фригии. Из этого повествования мы узнаём, что христиане в глазах языческого большинства горожан были вовсе не героями веры, а… безбожниками. Народные массы возмущало, что верующие во Христа не почитали государственных богов и не принимали участия в общих обрядах. Закон карал христиан не за неверие как таковое, а за якобы отсутствие у них патриотического чувства и неуважение к вере отцов. «Уважить» закон было проще простого: принеси жертву языческому богу один раз — и верь во что хочешь. Впрочем, зачастую и сам обряд не надо было совершать: достаточно было молчаливого кивка в сторону идолов, чтобы римский чиновник выписал тебе справку о том, что ты патриот. Но ученики Христовы не шли на такую сделку с совестью даже под угрозой смерти.
Вернувшись домой, пожилой епископ уединился в маленьком сельском домике недалеко от города, где, как обычно, усердно молился. Сохранились сведения о том, что ему было видение: за три дня до своего ареста святой увидел, как его подушка вспыхнула ярким пламенем.
За ним пришли в пятницу. Старец усадил незваных гостей за обеденный стол, а сам начал молиться, готовясь к мученической кончине. Молитва его была столь пламенной и вдохновенной, что смутила воинов. Начальник полиции и его отец горячо убеждали епископа принести жертву богам и спасти свою жизнь, но тот ответил кротким отказом. Тогда святого вывели на стадион, где он под вопли разъяренной толпы сказал: «86 лет я служу Христу, и Он ничем не обидел меня: как же я могу хулить Царя моего, спасшего меня?».
Епископа Поликарпа приговорили к сожжению, и он взошел на костер. При этом, по свидетельству современников, «огонь принял форму шатра и, подобно корабельному парусу, надутому ветром, окружал тело мученика, так что, находясь в средине, оно казалось не плотью сожигаемой, но златом или сребром, разжигаемым в горниле». Святого пришлось добивать мечом, и его кровь залила угли костра. Было это в Великую Субботу в 166 году.
Екатерина Иванова
Газета «Православная вера» № 05 (649)
https://eparhia-saratov.ru/Articles/86-let-ya-sluzhu-khristu
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии