Вопросы протоиерею Андрею Ткачёву. О семье, о милостыне

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Андрей Ткачёв, протоиерей

— Здравствуйте, отец Андрей. У меня семейный вопрос. У меня жена прекрасная, которой очень не повезло с мужем: у всех женщин вокруг нормальные мужья, а ей не повезло. Соответственно, атмосфера в доме ужасная. Она, конечно же, высказывает свои справедливые требования, часто при ребёнке, часто жёстко — ну что ж поделать, вы понимаете. И вот она начала сильно переживать, что ребёнок стал сильно нервный — ему два с половиной года. Плохого папу бьёт, она его пугает, что уйдёт, с папой ужасным оставит. И вот она начала читать форумы таких же несчастных, как она, и начала говорить, что для ребёнка лучше без папы, чем когда атмосфера в доме плохая и он растёт в этой атмосфере. Она сейчас слушает тоже.

— Я хотел бы передать ей, что у неё есть иллюзия о том, что кому-то повезло больше, чем ей. Я — сто процентов — знаю, что многим вообще не повезло, и у многих женщин вообще нет мужей. И они, как-то худо-бедно пытаясь скроить и склеить свою личную жизнь, совершают какие-то грехи и ошибки, но, в конце концов, у них ничего не получается. И таких женщин очень много. Я это вам как священник, кладя руку на Библию, говорю, что несчастных женщин, без мужа живущих, и никак не могущих найти себе хоть какого-то мужа, очень много. Они бы с вами с удовольствием поменялись бы местами на самом деле. Мужья могут привыкать к своим жёнам и думать: «А, моя курица, понимаешь... Вон какие красивые ходят кругом женщины по улицам», — это иллюзия жадного глаза. Потому что чужая жена всегда кажется красивее. Это ерунда всё. Вот у соседа яблоки в саду краснее кажутся... Это всё глупость, это греховная зависть и чёрная неблагодарность. Поэтому те женщины, у которых мужья лучше, как вам кажется — они вам про своих мужей как расскажут, так вы за голову возьмётесь, потому что женщин, довольных своими мужьями, в мире не так уж много. Равно как и мужей, довольных жёнами своими, тоже не так уж много. Но это не потому, что жёны и мужья отвратительные, а потому что люди в большинстве своём неблагодарные, завистливые и мечтательные. Плюс дерзкие, раздражённые, требовательные по поводу и без повода, и им вечно чего-то не хватает. Они не умеют понять, что моя чаша, моя мера, мой крест, моя жизнь, моё место под солнцем, определены мне с точечной верностью, как ключ в замке. Поэтому это всё очень по-человечески, это всё очень понятно. Кажется, что вот у той красивей муж, у той богаче, у тех машина лучше, а у этих квартира лучше, а те, кажется, что живут душа в душу, а мы вот собачимся с утра до вечера. Это всё зависит от человека, и на самом-то деле, мужья таковы, какими их делают жёны. И жёны, кстати, таковы, какими их делают мужья. Т. е. это обоюдное такое. Но там, где женщина вдруг отверзла уста свои и произнесла некую такую феерическую чушь, наподобие того, что «пусть лучше вообще не будет никакого папы, чем папа будет плохой», то я этой дурочке-снегурочке, сколько бы их не было на свете, скажу: перестаньте Бога гневить и калечить детей своих. Если вы истерички, если вы завистницы, если вы не можете язык за зубами держать, если вам всю жизнь всё не нравится, всю жизнь что-то завидуется, то вы признайте свою вину в том, что ваше сердце в груди непослушно спазмически дёргается. Это ваша неспокойная душа дёргается. Вас хоть в рай посади, вам плохо будет, потому что вы будете завидовать, дёргаться и искать виноватых в том, что вам нехорошо, потому что сердце ваше не успокоится. И вы не лишайте детей отцов, не разрушайте собственными руками свои семьи, потому что в старости будете локти кусать от плохо воспитанных детей, от своего собачьего одиночества, от бесполезно прожитой жизни и от тех грехов, которых вы наберётесь, если вы разрушите существующую у вас семью. Выгоните мужа из дома или сами от него уйдёте, начнёте воспитывать ребёнка сами — в блуд влезете, как жаба в болото, будете мужиков менять и мужики будут вами пользоваться. Потом не понятно, что у вас будет в жизни: аборты, не понятно от кого зачатые дети... А потом в старости вы будете седой старой дурой, которую жалеть будет нельзя. Таких женщин даже жалеть нельзя. Я таких женщин вижу вагоны, каждую неделю, и у меня к ним жалости... На каждого нужно жалость — на каждого больного человека, но где её взять на этих людей, которые собственными руками поразрушали свою жизнь: породили по одному ребёнку -эгоисту, понаделали кучу абортов, натворили кучу блуда, разрушили свои семьи, завидущими глазами смотрят направо и налево, завидуя всем, кто рядом находится, и хотят быть счастливыми. Нет счастья человеку, у которого сердце грешное. Путь к счастью — это путь терпеливого труда и благодарности. Поэтому поверьте, что тот муж, который кажется вам отвратительным, на самом деле может быть вашим сокровищем, просто вы в бинокль не с той стороны смотрите. Вы знаете, в бинокле есть увеличительные стёкла и уменьшительные, и вот можно смотреть на человека в уменьшительные стёкла и видеть его маленьким. Вы переверните бинокль, гляньте на него с увеличением, может быть, рассмотрите что-то очень важное и хорошее. Потому что замуж-то выходили по любви: вздохи на скамейке, гулянье при луне, цветы, восторги и радостно бьющееся сердечко. Куда потом всё поисчезало? Гордое, злое, завистливое сердце не может быть счастливым. Короче, видел я таких и ещё увижу не одну, и они сами во всём виноваты. Таково моё мужское священническое мнение. Попробуйте меня переубедить.

— Батюшка, благословите, Сергий из Москвы. Вы сейчас очень здорово сказали. Можно дополнение? Муж молился Богу, чтобы Господь послал ему хорошую жену, и Он послал ему хорошую жену, а жена не молилась, и ей досталось то, что досталось.

Вопрос по поводу милостыни. Вот сказано: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся». И в то же время есть: «Пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих...» Как бы всё надо делать, конечно, с рассуждением, но как вот эту грань понимать?

— «Запотевшая милостыня» — это слова не из Евангелия, это слова из Дидахе — учения двенадцати апостолов, а это уже текст, который находится на некотором удалении, на полшага от канонического евангельского текста. Конечно, приоритет нужно отдавать евангельскому слову Господа Иисуса Христа. Господь говорит: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся». Нужно давать просящему, если есть что дать, и необходимо давать взаймы, если есть что дать, опять-таки. Но, конечно, рассуждения Господь не отменял никогда, много раз в Евангелии говорится о том, что нужно быть внимательным, рассудительным, бисер не сыпать перед свиньями, и прочее. Поэтому, конечно, от вас не отнимается рассуждение, но давать — это слишком велико и хорошо, чтобы от этого отказаться, потому что Отец Небесный заставляет солнце сиять на злых и добрых, и благоутробность — щедрая утроба — это свойство Божие. Человек похож на Бога тогда, когда он щедр. Здесь с Евангелием спорить невозможно. Не говорится о том, что «дай всё» — дай чуть-чуть, но дай. Т. е. давать надо. Вот этому замызганному, вонючему, пьяному — тоже дай. Много не давай, чуть-чуть давай. С тебя много не требуется, чуть-чуть дай ради Христа, ради любви человеческой. Давать надо. Тот, кто перестал давать, уже умер. Человек, никому ничего не дающий, уже умер, он уже попахивает трупом, хотя сам этого может не замечать, потому что пользуется хорошим одеколоном. Знания приобретаются, чтобы их отдавать. Энергия, сила, деньги, здоровье, время — это всё надо жертвовать, этим всем надо пользоваться. Кто никому ничего не даёт, тот труп, причём такой труп, над которым нельзя пропеть «Со святыми упокой», потому что он со святыми не упокоится.

http://radonezh.ru/text/ya-mnogo-let-poznayu-bibliyu-i-ne-mogu-vzyat-seb...