Вопросы протоиерею Андрею Ткачёву. О молитве

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Молитвослов

— Добрый вечер, отец Андрей, меня зовут Валентина. Утреннее молитвенное правило, шестая молитва Василия Великого: «... пети же и исповедатися Тебе, во всех, и от всех славимому Богу...» Вот «от всех» — я понимаю, «во всех» — не понимаю. Пожалуйста, разъясните.

Молитвы на сон грядущим, молитва святого Иоанна Дамаскина: «Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепихся на него». Я не понимаю, что обозначает это двоеточие.

— Спасибо, вопросы хорошие. «... Пети же и исповедатися Тебе, во всех, и от всех славимому Богу...» Бог, славимый от всех — вам понятно, а «во всех» — это значит во всём. Потому что Бог славится, например: в росе, в цветке, в звезде, в восходе, в закате, в рождении ребёнка. Как Василий Великий говорит: «Подумайте о том, Кто скрутил в тонкую трубочку жало комара...» В какую тонкую трубочку скрутил Господь жало комара, какой Он изрядный и великий Художник. Кто создал огромные океаны с неизмеримой глубиной, Кто рассыпал звёзды по небу, Кто посчитал волосы на голове человека, Кто ресничками украсил глаз человеческий. Т.е. это вот «во всех славимый Бог» — это значит, что Он славится во всём Своём творении, и в каждой мелочи Он тоже славится. Известно, что в чайной ложке человеческой крови информации больше, чем в Британской библиотеке. Человек — это тайна, он бездонно глубок, и в этом славится Господь — Господь славится в Своём творении. Он славится от всех, кто любит Его и славит Его, и во всех Своих творениях. Святой Иоанн Кронштадтский часто, говорят, — мне очень нравится этот момент, — молясь в саду своём по утрам, любил целовать цветы, приговаривая: «Целую руку, вас создавшую». Господь, сотворивший небо, землю, море и всё, что в них, создал всю красоту, которая нас окружает, и вот это «Он во всех славится».

А что касается двоеточия, то это цитата из псалма. В одном из псалмов царь Давид говорит, что враги хотят победить его и, в частности, желают сказать «укрепихся на него». Т. е. я сел ему на плечи, закрепился и сижу на нём, никуда с него не слажу, и сейчас он будет возить меня, а я буду на нём ездить. Т.е. «На хребте моем делаша грешницы...» Т.е. сделай так, Господи, чтобы враг мой не сказал, что я укрепился на него; сделай, Господи, так, чтобы никогда враг мой — бес или злой человек, не сказал, что я сильней его, я укрепился на него, я езжу на нём, как на взнузданном животном. От этого просит избавить праведник Господа Бога в псалмах Давидовых, и эти слова берёт Иоанн Дамаскин для своей молитвы. Надеюсь, что мы с вами разобрали это, спасибо за вопрос.

— Батюшка Андрей, вечер добрый, р.Б. Александр. У меня есть некий соблазн в чтении Псалтири. И хочется читать её подряд — именно молиться Псалтирью. Я понял, что враги наши — духи злобы поднебесной, а не те люди, которых мы знаем непосредственно. Просто псалмопевец часто проклинает врагов своих, и из этого я сделал вывод, что врагами считать бесов. В чём для меня конкретно соблазн — я слишком гордый, и псалмопевец очень часто называет себя праведником. И я даже из-за этого зачастую больше предпочитаю Псалтирь Ефрема Сирина, чем библейскую Псалтирь. Как преодолеть такой соблазн и кого считать праведниками, когда псалмопевец называет праведником себя, либо кого-то?

— Спасибо. Я думаю, что Давид знал больше, чем нам кажется. Его пророческому духу было открыто гораздо больше, чем мы можем думать о ветхозаветном человеке. Потом, все те псалмы, которые насыщены гневными выражениями, направленными в сторону врагов — враги ему там вечно не дают покоя: «Отступите от меня все, делающие неправду», — и он постоянно призывает различные кары на них: «Да будет путь их тьма и ползок, и Ангел Господень погоняя их...» и прочее — здесь он тоже имел открытые очи. Я думаю, что он тоже понимал, что не только люди — носители составляющих греховного наполнения, но также и бесы. Т.е. он произносил это и так, и так. Чтение Псалтири подряд, по-моему, прекрасное занятие.

Псалтирь Ефрема Сирина, конечно, по богодухновенности не поставится с Псалтирью царя Давида. Всё-таки Псалтирь царя Давида — это богодухновенные письмена, непременно нужные для спасения всякому верующему. Это Писание, о котором Павел сказал, что всё Писание богодухновенно и полезно для обличения, научения, наставления в праведности. Остальные писания уже уходят, так сказать, во вторую очередь, и они тоже хороши, но они примыкают к Священному Писанию, не сравниваясь с ним в достоинстве. Поэтому Псалтирь Давида выше Псалтири Ефрема или другого из святых.

Что касается вашей гордости и уязвления от слов, что «я не порочен», «буду с Богом моим», или «я праведен» и т.д., то не смущайтесь этим, читайте Псалтирь подряд. Со временем оно всё станет на место и, так сказать, захотевшему разгордиться, Господь пошлёт смиряющие обстоятельства. А праведность имеет очень много измерений, она бездонна, и ничего нет плохого в том, чтобы проассоциировать себя со словами царя Давида, которые он произносит о себе совершенно в детской непосредственной простоте. Т.е. он умеет каяться, он умеет похвалиться, если есть чем хвалиться, и в похвале своей он не бывает безумен. Помните Павла, который говорит: «Если захочу хвалиться, не буду безумен». И он рассказывает о своих видениях и откровениях. Так что Давид тоже, если захочет похвалиться, не будет безумен. И любой из праведников, если захотел бы похвалиться, то он не был бы безумен, у него есть там что сказать, он знает много. Поэтому читайте эти вещи, не смущаясь, потому что Псалтирь — это единственная книга Священного Писания, включая и Ветхий и Новый Завет, которая читается каждым человеком как бы от лица себя самого. Об этом пишет Афанасий Великий: «Читая другие книги, мы всегда понимаем: это Моисей сказал, это Павел сказал, это Иоанн сказал, это Пётр сказал. Я не могу произнести эти слова так, будто бы я их сказал — я всегда помню, кто их сказал. А Давидовы слова каждый из нас может произносить так, как будто я их сказал». В этом совершенная уникальность Псалтири Давида. И если вы имеете любовь к чтению Псалтири подряд, то сохраните, пожалуйста, эту любовь к чтению Псалтири подряд, там всё важно и всё полезно. Спаси, Господи!

— Добрый вечер, батюшка. Здравия вам, очень рада, что вы с нами. Я сама даже не знаю, как к этому пришла — особенно, когда жизнь сбивает с ног, или я вот пережила очень тяжёлую клевету нескольких человек — если меня кто-то тяжело обидел или кто-то заболел, я начинаю читать Псалтирь: открываю Псалтирь и за этого человека начинаю читать. Я не знаю, можно это или нет.

— Да, можно.

— Но дело в том, что я к концу прочтения Псалтири «встаю на ноги», и я заметила, что за каждого человека Псалтирь читается по-разному. Всего доброго вам.

— Спасибо за ваше ценное замечание. Безусловно, вы нашли очень хороший способ борьбы с душевными бурями: когда на вас дуют ветра из невидимого мира, вы берёте крепкий щит — Псалтирь Давида, начинаете её читать и Бог вам помогает. И очень ценно, действительно, ваше замечание о том, что когда читаешь Псалтирь за кого-то — за друга, за врага, за обидчика, за родственника, то она каждый раз читается по-другому, потому что слово Божие живо и действенно, и оно, прилагаемое к разным обстоятельствам, имеет свойство звучать по-разному. Да, это удивительно. Поэтому оно не надоедает.

— Здравствуйте батюшка, Маргарита беспокоит. В Покаянном каноне Андрея Критского есть такие слова о Троице: «Простое Существо». Что значит «Простое Существо»?

— «Простое Существо» — это значит «не сложное», в Нём нет никакой сложности. Самое лучшее подобие — это воздух, но воздух тоже сложный, потому что в нём есть кислород и ещё какие-то газы. Т. е. воздух чрезвычайно прост: невидим, всем необходим и прост. Вода — самое простое вещество. Молекула воды — это два атома водорода и один атом кислорода. Но это всё равно сложное существо. А Бог не имеет никакой сложности в Себе, это Простое Существо, не состоящее из некоторых частей, т.е. Оно совершенно беспримесное, чистое. «Море Сущности», — как говорил Василий Великий. Всё, с чем мы в жизни сталкиваемся — это сложное: любая одёжка наша состоит из подкладки, внешней ткани, ниток и т. д. Вот гляньте вокруг себя: любой стакан, любой стол, любой мобильный телефон — и вы поймёте, что всё это сложное. На свою собственную руку гляньте: ваша простая рука на самом деле очень сложна, потому что в ней есть масса капилляров, кожный покров, потно-сальные железы, мышцы, ногти и т. д., — это, вообще, сложнейшее явление. Т. е. мы с простыми вещами не сталкиваемся, на самом деле. Простые вещи — они все умозрительные. Бог есть абсолютно Простое Существо, в Нём нет никакой сложности.

http://radonezh.ru/text/pamyat-optinskikh-startsev-ikh-sotsialno-religioznoe-znachenie-v-poslepetrovskoy-dorevolyutsionnoy-150559.html