Вопросы протоиерею Андрею Ткачёву на радио "Радонеж". Украина

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Андрей Ткачёв, протоиерей

 Здравствуйте, батюшка. Сказано в Евангелии, что где двое или трое — просите, что хотите, если будете иметь веру. Вот сейчас мы: плохие христиане что ли, может мы, не то делаем? На богослужениях в храмах молимся об Украине. Может быть поздно, может быть, это надо было делать, когда ещё был Майдан?

И не зашло бы дело так далеко, когда люди уже причинили какие-то кровные обиды друг другу. Сейчас западные правители интересуются миром на Украине, а зачем он им нужен? Зачем им нужно, чтобы Россия не помогала ополченцам? Они могут закрывать глаза на что угодно, лишь бы украинцы и русские побольше друг друга поубивали. Скажите, пожалуйста, какой же выход из этой ситуации?

— Я не могу назвать выхода, потому что я его явно не вижу. Или даже если вижу, то не скажу, потому что, уж простите, это не эфирные разговоры. Но «Господа же Бога нашего, Того освятим, и Той будет нам в страх». — Всё-таки нужно помнить, что последнее слово за Господом Богом, в Его руках небо и земля, море, и всё, что в них. Он может иссушить источники вод, Он может воды Днепра сделать кровью, как Он сделал кровью воды Нила, когда уводил людей Своих. Он может тряхнуть землю, на которой живёт человек, так, что все дома сложатся как карточные домики. Он может сделать так много, что нам не хватит воображения, что Он, вообще, может сделать. Потому что всё происходящее является оскорблением Ему. Вся эта наглая свистопляска, наглый триумф зла — это вызов Господу Богу. Он долго ждёт, но больно бьёт. Поэтому последнее слово будет за Ним. Я лично, по сердцу, уверен, что справедливо и жестоко будут наказаны все, кто виноват в происшедшем. Можно даже имена назвать, но, я думаю, что не стоит. Справедливо, жестоко и неминуемо они будут наказаны. И, кстати, я молюсь об этом, чтобы это совершилось. Молиться о том, что «сю-сю-сю», чтобы все полюбили друг друга, чтобы все обнялись друг с другом, чтобы все сказали «ну ладно, ну забудем», не получится.

 

Недавно я раскрыл Священное Писание на книге Второзаконие, там описывается одна ситуация. В поле нашли труп. Господь говорит, что если в поле нашли труп и неизвестно, кто убил человека, то нужно вычислить, какие города находятся рядом, потом нужно найти, какой город находится ближе всего к этому трупу. И нужно, чтобы священники и старейшины этого города вышли к этому трупу, совершили там некое своеобразное жертвоприношение. Чтобы перерезали жилы телице, омыли руки над ней и сказали, что не знают, кто убил этого человека, и чтобы Господь сделал так, чтобы кровь этого убитого не ложилась на них пятном, чтобы они не отвечали за кровь этого убитого человека. К чему я всё это говорю? — Мистический страх существует перед смертью одного невинного человека. Т.е. если кого-то убили недалеко от вашего дома, то потом все живущие в доме живут и думают: «А может, Ты нас накажешь теперь за это? Мы не знаем, кто его убил. Может кто из наших жителей, а может... Вообще, мы не знаем, мы клянёмся Тебе, что не знаем». Настолько таким страхом окружил Господь народ Свой, страхом законов Своих, чтобы не дай Бог не проливалась невинная кровь. Потому что если кровь невинная проливается беспощадно и бесконтрольно, то земля оскверняется под пролитие крови и потом уже всё: потом кровь вопиет от земли к небу, и потом уже нельзя это никак загладить. Ни краской не закрасишь, ни деньгами не покроешь. А там уже столько её пролито. И она же вопиет. Поэтому уже «сю-сю-сю», «давайте любить друг друга» — это дальняя перспектива. Ближняя перспектива — это то, что пишется в Апокалипсисе: «До коли, Господи, Святый и Истинный, Ты не мстишь за кровь, пролитую на земле?» Т.е. Господь Мститель будет мстить: «Мне отмщение, и Я воздам». Господь будет мстить, и мы это увидим. Я это вижу, чувствую, я этого жду, если угодно. Потому что так будет. Человек тут не разберётся. Люди будут мстить за своих, будут плакать о погибших, люди будут удивляться: «Ну, как же так? Что такое?» А на самом деле — бес разгулялся и люди виноваты, что дали бесу разгуляться. Они сами пустили его в жизнь свою. Люди открыли бесу двери, и он спокойно зашёл и начал творить то, что хочет. А зашёл он через дверь демократических процедур, через болтовню про счастье, болтовню про свободу, через возмущение законным правительством. Почему это так всё важно: не дёргайтесь лишний раз против законного правительства, потому что на плечах бунтовщиков всегда приходят те, кто намного хуже. У Анатолия Франца есть такая новелла, да это, в принципе, старая арабская мудрость. Жила одна старая бабка на острове, где царствовал тиран. Каждое утро она молилась Богу за здоровье этого тирана. Её спрашивают: «Ты зачем за него молишься?» — «Я так долго прожила и так много видела смен власти, что заметила, что каждый новый, пришедший вместо прежнего — хуже, чем предыдущий. Поэтому я молюсь за этого, потому что следующий будет ещё хуже». Вот так нужно было поступать людям на Украине до следующих демократических выборов, и сместили бы они Януковича демократическим путём, выбрали бы, кого хотели. А они подняли бучу, и вот теперь всё, господа. Пошли процессы распада, их теперь уже не остановишь. И делать вид, что это не так, невозможно. Пошли процессы распада. Давно уже пошли, кстати. Так что, молитесь Богу, христиане, чтобы нас это не коснулось, и чтобы Господь спас Своих. Чтобы Своих увёл, как из Египта евреев увёл, из распадающейся и рушащейся, некогда прекрасной, красивой и доброй страны. Таково моё мнение. Мне кажется, это не прикрытая правда, и было бы стыдно заворачивать её в фантики.

 Здравствуйте, батюшка. Скажите, пожалуйста, разве это законное правительство? Как вывели из виноградника Сына Божиего, так же законного нашего государя царя убили и узурпировали власть. Мы и сейчас за это страдаем. Вы говорите, что они будут наказаны, но мы же давно уже наказаны. И мы все это терпим и дальше будем терпеть. Потому что у нас общество потребления, мы сами никому не хотим духовной жизни. Господь может только какой-то огромной скорбью наказать и вразумить человека.

— В наших силах потребительский менталитет среднего обывателя менять в сторону других ценностей? По-моему, это в наших силах. Вообще, потребительские интересы у нас цветут буйным цветом в городах-миллионниках — там, где люди живут, так сказать, не по средствам, на кредиты, или как-то ещё привыкают жить, потреблять больше, чем зарабатывать. Это проблема цивилизации. Но у нас ведь много регионов, живущих по-другому, и в самих этих городах есть люди, живущие по разному. Главный вопрос — в перемене сознания. Разве нам кто-то запретил трудиться над переменой сознания человека к благу, к лучшему? У нас, заметьте, после крушения монархии прошло несколько смен власти. Во-первых, монархия пала под ударами февраля: февраль упразднил монархию, не большевики. Это многими не оценивается и забывается. Вы не забывайте, что не большевики убрали царя, царя убрали февралисты. После февральской революции уже февралистов смели большевики, установили свою диктатуру. Потом у нас были девяностые годы, распад Союза и устранение коммунистической партии от властных полномочий и т.д. У нас была ельцинская — это уже третья перемена власти. Не считая уже перемен, которые были внутри большевистской власти. Потому что, одно дело — Ленин и Троцкий, другое дело — Сталин, потом Хрущёв, потом Брежнев — это всё довольно-таки разные вещи. Система была как бы одна, но там было много перемен. А потом был Ельцин — это ельцинская Россия. А потом ельцинская Россия частью ушла в небытие, канула в лету, и теперь у нас другая Россия — это уже четвёртая или пятая перемена власти. И каждая перемена, по сути, обнуляет историю. Она, с одной стороны, тянет за собой исторический груз и багаж дальше, потому что от истории никуда не денешься, но, в каком-то смысле, каждая новая эпоха власти — это некая попытка начать жизнь заново, попытка обновиться. И я бы не сказал, что, например, брежневская Россия или ельцинская Россия — это то же самое, что путинская Россия. Или Россия Троцкого и Россия при Путине. Это две совершенно разные России. Поэтому здесь не нужно всё лепить в одну кучу. Монархия пала, да. И у нас нет средств восстановить монархию вот так вот: вот сейчас возьмём, да и восстановим. — Откуда? Для начала давайте найдём людей, которые умеют слушаться, думать, которые патриотичны, которые на своём маленьком месте делают своё дело хорошо, и начнём работать над переменой сознания. Потому что, если сознание не изменить, о какой монархии может идти речь? Для монархии требуется патриотизм и вера. А если патриотизма и веры нету, или их очень мало, тогда незачем даже и мечтать. У нас есть залоги, говорящие о возможном хорошем будущем и, конечно же, есть куча проблем, которые ввергают нас в печаль. Но от нас никто не отнял возможность трудиться и делать мир лучше. Человек для того и приходит в мир — чтобы сделать его лучше.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-13-02-2015g-v-studii-protoierey-...