Вопросы Протоиерею Андрею Ткачёву на радио "Радонеж". Священное Писание
— Здравствуйте, батюшка Андрей, Александр звонит. Здравия телесного и душевного вам и всем радиослушателям. Мир вам. В Ветхом Завете написано: «Вот, Я посылаю Ангела Своего...» В другом месте там написано, что Илия придёт. А уже в Евангелии от Матфея ученики спросили у Иисуса: «Как же, написано, что Илия должен прежде прийти?» А Иисус ответил: «Он пришёл уже, и вы не узнали его». И поняли ученики, что Он говорил об Иоанне Крестителе, — прямо так и написано в Новом Завете. Что означает «Я посылаю»? Значит, они посылают оттуда, из Царствия Божиего сюда? Говорят, что Сергий Радонежский по четвергам, когда ещё был в утробе матери, кричал там, а кто-то по четвергам даже молоко не пил — не брал от груди. Значит, они тоже были посланными сюда ангелами воплощёнными? Как понимать эти слова: «Вот, Я посылаю Ангела Своего...» — которых там очень много.
— Вы задали примерно три вопроса, и нам очень важно не запутаться. «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, он уготовит путь Твой пред Тобою», «... чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием». Это говорится о книге пророка Малахии. Ангел, в точном смысле слова — это вестник. Т. е. тот, кого послали — это ангел. Если, например, великий начальник какой-нибудь скажет вам или мне: «Иди к соседнему царю, скажи ему: мир тебе, давай не будем воевать», — то вы или я с этой вестью пойдём и будем ангелами. Т. е. не по природе, а по функции. Давайте разделим: ангел по природе и ангел по функции. Ангел по природе — это существо бестелесное, которых много, которые окружают Божий Престол, которые помогают нам спастись, и о них пишут во многих книгах Священного Писания. Есть ангелы по функции: любой человек, которого послали с великой миссией службы, есть ангел того, кто его послал — он посланник. В этом смысле ангел Господа Саваофа — это любой священник, о чём пишется в Писании: «Закона взыщут от уст иерея, ибо он есть ангел Господа Саваофа». Священник есть некий посланник, возвещающий слова правды, слова истины, вразумляющий народ, оберегающий его от смерти. Ангел пустыни был Иоанн Предтеча. Не по природе ангел, а по функции служения своего. Т. е. он был посланник Божий, и он зачался от семени мужа и жены — Захария и Елисаветы, — пришёл в мир и совершил некую великую ангельскую службу. О нём Бог знал заранее, потому что его имя было названо ещё до рождения. Это есть такая важная черта, что миссии людей, чьи имена названы до рождения, например: Измаил или Иоанн, или благословенное Имя Господа Иисуса Христа, уже известны. Поэтому Иоанн Предтеча никакой не ангел по природе, но ангел по посланию. И Илия тоже не ангел по природе, а человек по природе. Вот книжники говорят, что Илия должен прийти прежде. Вообще, они зовут, ждут Илию. На каждом обрезании каждого еврейского младенца евреи на всякий случай ставят специальное пустое кресло для Илии: а вдруг Илия придёт. И когда Христос на кресте страдал, то Он звал Отца Небесного: «Или, или! Лама савахфани?» Они думали, Илию зовёт: «Посмотрим, придёт ли Илия спасти Его». Т. е. Илия — это одна из центральных фигур Священного Писания и истории мира. Но Господь сказал буквально следующее: «Если хотите принять, то Илия уже пришёл, и сделали с ним, что хотели». Т. е. Иоанн Предтеча не был Илиёй: Илия и Иоанн — это два разных человека, но дух служения у них одинаковый и функция служения у них одинаковая. Илия отвращал народ от идолопоклонства при царствовании Ахава и Иезавели, был забран на небо, опять придёт готовить евреев, а также весь мир к отвращению от антихриста и к принятию Христа. Он — предтеча Второго Пришествия. А Иоанн Предтеча, сын Захария и Елисаветы — это предтеча Первого Пришествия Христова, который должен был отвратить людей от греха, привести к покаянию и указать им на Агнца Божия — Иисуса, Который пришёл взять на Себя грехи мира. Служение у них очень похожее, подобное, они по функции очень сближаются, они даже одеты одинаково: верблюжий волос, власяница, кожаный пояс. Они оба вели необычную постническую жизнь, они оба девственники, бессемейные. Но это разные люди: они люди, во-первых, а не ангелы, и они разные. Это две несмесимые личности, у каждого из которых есть своё служение, которое не сводится к одному. Когда пришёл Иоанн Предтеча, и когда к нему весь Иерусалим и вся окрестная страна Иудейская пошли креститься и слушать его, они должны были принять от него слово об Иисусе, но они этого не сделали, кроме некоторых людей, которые действительно покаялись. Они спрашивали: «Ты Илия?» — «Нет». — «Ты Мессия?» — «Нет». — «А что же ты крестишь?» — «Я голос вопиющего в пустыне. Уготовьте путь Господень, правыми сделайте стези Его». Он сам сказал, что он не Илия, и не ангел, и не Христос: он — Иоанн, таково имя его, такова его работа — приготовить путь перед Христом. Поэтому здесь всё правильно сказано в части вопросов, только важно, чтобы вы не запутали сами себя, и меня, и всех слушателей. Т.е. есть ангелы по природе — это бесплотные духи, а есть люди, названные ангелами не потому, что они ангелы, а потому, что они совершают ангельскую службу. Это священники, пророки, проповедники. Илия и Иоанн посланы в разное время с похожей миссией, это две не сводимые друг на друга личности, они отдельные в Царстве Небесном. Причём Иоанн больше Илии, потому что Иоанн больше всех, рожденных женами. Как бы ни был велик Илия, а Иоанн больше. И когда на Фаворской горе Иисусу Христу являлись Моисей и Илия, то являлись Моисей и Илия, а не Моисей и Иоанн. Вкратце — так. Может быть, требуется больший разговор на этот предмет, но мне кажется, что эфир больше не вынесет. Мир вам.
— Батюшка, вечер добрый. Как раз из Луки процитирую: «Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его». Не могу никак найти толкование: кто сей «меньший»? Потому что, допустим, Феофилакт Болгарский говорит, что это Христос. Меня не удовлетворило ни это, ни другое толкование — батюшки Александра Шаргунова, он в проповеди говорил, что Иоанн Креститель перед дверьми Царствия Небесного был, но туда так и не шагнул, и «бóльшие» его — это те же самые мытари и грешники, которые получили бóльшую благодать от Христа, от Его проповедей.
— Я думаю, что ключом к разгадке этого евангельского текста является текст молитвы на литии. Смотрите, как мы поминаем: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние твое... молитвами Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии...» Богородица ближе всех ко Христу, Она облагодатствована более всех тварей, больше архангелов и ангелов. После Божией Матери поминаем Честных Небесных Сил Бесплотных, после поминаем честнаго славного Предтечу Господня Иоанна, который больше рожденных всех женами. Т.е. иерархия ценности такова: Христос выше всех, потом Матерь Божия, потом ангелы, потом Предтеча. И я с тех отроческих лет, когда впервые услышал Евангелие на службе в церкви, помню, что мне на сердце легла та мысль, что эти «меньшие» — это ангелы Господни, которые есть меньшая братия Небесного Царства — служебные духи, данные для помощи тем, кто имеет наследовать спасение, что они в Царствии Божием — они уже причастники Царства. Ангелы, сохранившие свою иерархию, не подчинившиеся сатане, не пошедшие на бунт, сохранили свою святость и честь и достоинство ангельское, и они уже в Царстве. Иоанн больше всех, которые на земле, а ангелы небесные — самые маленькие из ангелов — больше Иоанна. Я для себя это так понял. Моё сердце радуется об этих словах, я себе понимаю так, что меньший из ангелов больше Иоанна. Кстати говоря, у Феофилакта же есть и такие слова: когда Христос говорит про девяносто девять овец не заблудившихся, а одну заблудившуюся, под одной заблудившейся имеется ввиду Адам, который потерялся и расплодился уже в местах изгнания, а девяносто девять не заблудившихся — это ангелы. Т.е. он тоже пишет об этом, что не заблудились они, а в Царствии остались, и они служат Господу как могут, бесплотными душами своими, и Иоанн больше всех на земле, а они больше Иоанна. Вот, если угодно, примите это от меня, от сердца к сердцу. Это, конечно, просто мнение, потому что толкований есть много разных на это. Некоторые священники — я слышал на проповеди — говорят, что дескать, мы с вами можем быть больше Иоанна, поскольку он жил ещё до наступления Царства Божиего, а мы уже живём в Царстве Божием. Я не думаю, что мы больше Иоанна, потому что иначе тогда бы он молится нам, а не мы ему, однако мы взываем к нему. Там же перечень его заслуг: первый в благодати мученик, пустынников покровитель, девственник, пророк, ближний друг Христов, родственник Иисуса Христа, подобен Илие, но выше его. Кто же тогда может быть выше его в Царствии Небесном, неужели я и ты? Это вряд ли. Я думаю, что «меньшие» — это бесплотные духи, которые чисты, которые выдержали своё испытание, и сегодня они больше Иоанна. Поэтому мы в литии молимся Христу, поминаем Богоматерь, ангелов, потом — Иоанна, а потом —всех остальных.
http://radonezh.ru/text/mozhno-li-otnesti-kollektsionirovanie-k-grekhu-msheloimstva-i-voobsche-yavlyaetsya-li-150742.html
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии