Вопросы протоиерею Андрею Ткачёву на радио "Радонеж". Священное Писание

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Андрей Ткачёв, протоиерей

 Добрый вечер, отец Андрей. Поясните мне, пожалуйста, по 74-у псалму, 8-й стих: «Так как Бог – Судия: одного Он смиряет, а другого возносит. Ибо в руке Господней чаша с вином нерастворенным, (но) наполненная раствором, и наклоняет (ее) то к тому, то к другому, но дрожжи его не истощатся: выпьют все грешники земли». Я совершенно не могу понять, что это значит: «...Ибо в руке Господней чаша с вином нерастворенным, (но) наполненная раствором...»

— Вот русский перевод: «Ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли». Это русский синодальный перевод.

У пророков, у Осии, в частности, говорится о пьянстве князей земли, о том, что они напились и ходят как пьяные, блевотина их отвратительна, они творят постыдное, и как пьяные спотыкаются среди белого дня. Речь идёт о том, что если Господь захочет наказать кого-нибудь из безумствующих... Говорит:

5 Говорю безумствующим: «не безумствуйте», и нечестивым: «не поднимайте рога (не гордитесь. — о. Андрей),

6 не поднимайте высоко рога вашего, [не] говорите [на Бога] жестоковыйно» (а в славянском тексте — «не глагольте на Бога неправды». — о. Андрей),

8 но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит;

9 ибо чаша в руке Господа...

Если Он захочет наказать кого-нибудь, Он напоит его вином яростным, цельным, тяжёлым, нерастворённым, так, чтобы он обнажился и видна была нагота его, чтобы он блевал и был в позоре, чтобы он спотыкался как пьяный среди белого дня. (Раньше древние пили только вино, смешанное с водой, цельное вино не принято было пить.) Вот это вот нечистивые выпьют из чаши, которая в руках Господних. Вот в этом смысле такой псалом грозный, что ли.

4 Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы ее...

Это обращение к грешникам. Т.е. безумствующие — не безумствуйте, грешники — не поднимайте рога. Господь напоит вином из чаши в руках Своих тех, кого захочет. И они выпьют эту чашу Господню, даже дрожжи будут пить все нечестивые земли. Вино в Писании имеется в виду в двух смыслах. С одной стороны, это напиток благословенный и божественный, который радует сердце человеческое: «Вино веселит сердце человека». С другой стороны, этот же напиток может быть вином нерастворённым, вином цельным: «Вино ярости Господней». Господь даст напиться вином ярости Своей всем тем, кого сочтёт для этого нужным. Это будет наказание. Человек будет в позоре, будет шататься и падать среди белого дня.

10 А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева,

11 все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника.

Вот такой 74-й псалом. Надписан он:

1 Начальнику хора. Не погуби. Псалом Асафа. Песнь.

Грешники будут пить вино ярости Господней, а праведники будут ломать роги грешных.

Псалтирь. Пользуясь случаем, давайте возбудим в себе желание почаще прочитывать псалмы. В славянской ли редакции, в русском ли переводе, на иных языках. Книга псалмов — это книга, имеющая непреходящую ценность, и ценность её не измеряется никакими сокровищами.

 Добрый вечер, отец Андрей. Я хотела бы спросить по поводу Псалтиря. Я его читаю уже больше десяти лет, читала и толкования на Псалтирь, читала и на русском. Он мне очень понравился. Можно ли продолжать читать Псалтирь, если ты его на 80 процентов, практически, не понимаешь, но тебе нравится его читать?

— Да, конечно можно. Понимаете, Писание многослойное, и знать его и понимать в полной мере — вряд ли возможно. Оно всё глубже, глубже, глубже. Т.е. вроде бы знаешь, как молитву «Отче наш», — кто её не знает, — а если её внимательно прочитывать и произносить, то каждый раз открываются какие-то грани, которых до сих пор не чувствовал, не понимал. Казалось бы, чего проще — «Отче наш»? — А она на самом деле какая-то бездонная получается. То же самое касается каждого псалма. Вот, например, псалом «Помилуй меня, Боже» — мало кто его не знает из христиан. Одно дело, читаешь его так просто, а вот когда нагрешишь, да медленно, да с расстановкой прочтёшь его: «Помилуй меня, Боже, по велицей милости Твоей...», — оно вроде бы всё и по другому. Поэтому конечно Писание нужно читать, изучать его, запоминать, нужно чтобы оно просачивалось капля за каплей в сознание ваше, из сознания в сердце, и там оставалось. А Писание, проникшее в сердце — это корень жизни.

 Здравствуйте. Виктор, Москва. Как относиться к Минину и Пожарскому? Как относиться, если на тебя клевещут? Спаси Господи.

— Как относиться к Минину и Пожарскому? — Хорошо относиться, если одним словом сказать. Один — князь, другой — торговец мясного ряда. Оба в одном духе, вооружённые одной и той же ревностью, собрали ополчение, двинулись на Москву поляков выгонять. В это время в кремлёвских монастырях пели Литургию на латинском языке. Чего может быть хуже? В Чудовом монастыре Патриарх умирал от голода. Они были воодушевителями народного движения.

Те, кто на вас клевещет, они, по сути, клеветой своей, болью, которую доставляют вашему сердцу, сдирают с вас как наждачкой те грехи, которые остались не отомщёнными, не оплаканными и не раскаянными. Всё то, что мы не сумели в покаянии от себя оторвать как пиявку, всё это с нас сдирают те, кто на нас клевещет, ругаются на нас беспричинно, ненавидят нас. Эти все ненавистники попущены Богом как некий Самей, ругавший Давида. Они клевещут, говорят: «Ты такой, ты сякой, да чтоб ты то, чтоб ты это...» А мы слушаем их, сердце болит, но это всё на нашу пользу: таким образом с нас снимается грязь грехов, которые не оплаканы.

 Батюшка, благословите. У меня вопрос про нечестного управляющего, об этом говорится в 16-й главе Евангелия от Луки. Вот этот образ...

— Я понял. Мы уже неоднократно говорили об этой самой сложной притче Христовой. Там речь идёт о том, что Господь хвалит проныру, который проштрафился и должен улететь со службы. И он напоследок, ещё пользуясь последними крохами власти, делает благо с заёмщиком своего хозяина с тем, чтобы потом к нему можно было обратиться за помощью, когда его совсем выкинут со службы. Чтобы он пришёл и сказал: «Я же тебе помог, переписал, уменьшил твой долг, помогай теперь и ты мне». И Христос здесь выставляет этого проныру как образец человека, который думает о будущем, который лукав, хитёр, но он сообразителен. И Господь говорит: «Смотрите как сообразительны сыны века сего в делах своих». Что сыны Царства Божиего, христиане, добрые Божии души, не так сообразительны в делах своих духовных, как сыны века сего сообразительны в своих греховных делах. Поэтому здесь выставляется в пример сама активность, сама настырность, сама такая двигательность ума, когда человек не имеет покоя, думает: «Как бы, как бы, как бы мне достичь того, что мне нужно». У грешников обычно это получается лучше. Христиане не должны соревноваться с грешниками в лукавстве, но должны смотреть на активность грешников, и такими же активными быть в добрых делах, как активны беззаконники в делах беззаконных. Вот смысл этой самой трудно толкуемой и неудобовразумительной притчи из всех притч, которые произнёс Господь наш Иисус Христос. Это хорошая притча. Можно посмотреть на спортсменов, сколько они потеют ради медали и сказать себе: «Вот если бы ты попотел хотя бы в половину этого ради Царства Божиего, то точно был бы святой». Посмотришь на хорошего купца-пройдоху, который считает барыши, и днём и ночью думает о том, как увеличить торговлю... «Если бы ты столько бы думал про Царство Божие, то точно был бы святой». Вот об этом, собственно, и есть притча. Берите пример в активности с сынов века сего, но думайте о Царствии Божием. С такой же активностью. Вот смысл притчи Господней о неверном домоправителе.

Ну что ж, пролетел наш час, как вся жизнь пролетит. Христос да хранит нас и ныне и вовеки. Преподобные отцы наши Печерские, молите Бога о нас.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-13-02-2015g-v-studii-protoierey-...