Вопросы к протоиерею Андрею Ткачёву на радио "Радонеж"

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Андрей Ткачёв, протоиерей

    - Здравствуйте, отец Андрей. Меня зовут Филипп. Позволю назвать себя ещё не старым, мне тридцать лет... Много молодёжи, которую я знаю, которая воцерковилась в молодом возрасте, они слушают рок-музыку. Это не значит, что все, кто слушает рок-музыку, воцерковляются. Но те, кого я знаю, они слушают именно ни поп-музыку, ни шансон, ни клубную, а более-менее серьёзную музыку, Пинк Флойд, например. Можете ли вы объяснить, почему так? Андрей Кураев в одной из своих лекций говорил, что если подросток не слушает рок-музыку, а слушает какую-нибудь попсу, например, то даже нет смысла с ним разговаривать. Вы можете это как-то сопоставить? Далее. Мы не будем брать группы, которые, явно с оккультным подтекстом (я знаю, вы слушали в молодости Лед Зеппелин, их фронтмен содержит оккультный магазин в Лондоне), а взять, к примеру Джона Леннона. Всеми почитаем, не делал ничего плохого... Но всплывают факты, что он в Гамбурге, полушутя, продал душу на спиритическом сеансе у одной известной в то время оккультистки. И его высказывания по поводу того, что христианство нужно упразднить... Не есть ли это настоящий сатанизм, а не то, что смешное, что они выпячивают, знаете...

            - Что я вам скажу... То, что называется попсой, это очень лёгкое такое пение, которое плавает сверху воды, и как известно, всплывает не самое лучшее. Это именно то, что плавает сверху. Поскольку рок-музыка изначально вышла из сопротивления, из некоего такого бунта, из противления ханжеской морали, из противления зализанному, успешному, сытому миру, которому Христос нужен только для оправдания своих пороков (там есть бунтарство, в котором имеется много негатива, но есть и некие здоровые жилки), то конечно эта музыка привлекает более серьёзных людей, нонконформистов. Из них часто вырастают настоящие христиане. И мы знаем много примеров, когда слушатели и игроки рока глубоко воцерковлялись. Перешифровывали свои мысли, взрослели, отяжелевали от груза опыта и грехов, начинали каяться, и приходили к познанию Христа Спасителя. Попсовики, они как были лёгкими, так, судя по всему, и останутся, в большинстве своём. А вот эти... Тут у них дорога резко расходится: либо в ад, либо в рай. Поэтому здесь есть конечно интересная вещь такая... Та музыка, которая стремится быть мировоззрением, она рождает людей, для которых Христос важен. По крайней мере, может помочь некоторым людям дорасти до осознания того, что Христос это не просто звук, не просто Имя, это живой Господь, ставший человеком, Он за меня умер и воскрес. Та музыка и та практика, которая стремится стать образом жизни, а не просто «ля-ля», вот та серьёзная музыка, с серьёзным намерением, скажем так, она способна поставить перед человеком более серьёзные задачи. А на выходе она кому-то поможет погибнуть, а кому-то поможет спастись. Вот так я бы сказал. И мне известны рок-музыканты или рок-фанаты, которые приходят к Богу. Серьёзно приходят. Уже со шрамами, с синяками приходят, но приходят. Это не значит, что все приходят, но приходят. Как и блудницы в Евангелии, они же там каются, но это не значит, что все покаялись. Нет, каялись отдельные, а остальные оставались. Вот просто изменяющие мужу женщины в Евангелии не фигурируют, там именно блудницы фигурируют. Мелкоблудящие женщины там отсутствуют. Там фигурируют только отпетые грешницы. Они, как раз и каются. Это настоящие грешницы, по-настоящему и каются. А те, которые кое-как грешат, кое-как каются, они как раз там не присутствуют. Так и с рок-музыкой. Там либо вниз, либо вверх. Рано или поздно.

            А что до Леннона, то конечно глупый он человек. Они там ляпнули, однажды было, в гастролях там где-то, что они скоро будут популярнее, чем Иисус Христос. И, вы знаете, к похвале христианскому сообществу в западном мире, их концерты бойкотировали в Латинской Америке, в Испании, где-то ещё в Европе. В Америке стали массово сжигать их пластинки. Это что такое? Поёшь, пой, болван, а рот на Христа не разевай. Там миллионы молодых людей сказали: «Слушай, ты, Джон Леннон, чтоб тебе было то и это, пасть свою поющую на Христа не разевай». И они очень правильно себя повели. И скоро Леннон умер. Ну, что ж, он сам выбрал свой путь. То, что он глупый, это понятно. Пусть перед Богом отвечает. Кто там популярней сейчас на том Свете, Христос или Леннон, интересно? Пусть Леннон сам отвечает за свои глупые слова. А глупым быть нельзя, глупых Бог наказывает. Не будьте глупыми, будьте умными. Умный спасётся, глупый — никогда.

            - Здравствуйте, отец Андрей. Василий вам звонит. У меня вопрос насчёт Оригена. Он был великим толкователем, даже есть такие сведения, что Василий Великий и Григорий Богослов любили его. Но, эпилог жизни, к чему это привело... Пятый Вселенский Собор его анафемствовал, он скатился с этих высот толкования, богомудрия, до...

            - Я понимаю. Ориген — это трагедия. Ориген — это слава Церкви и её трагедия. Но. Нам нужно чуть-чуть ослабить вожжи, потому что Ориген умер в союзе с Церковью. Ориген не умер еретиком. Его осудили постфактум, потом, спустя столетия после его смерти. Вклад Оригена в Богословие очень серьёзный. Он толкователь, экзегет такой, собиратель, анализатор текстов. Он применил научные принципы толкования текста Евангельского. Без него Богословия бы не было. Он был на водоразделе. Без него бы действительно не было Василия Великого, не было Афанасия Великого, может быть, Григория Богослова. Григорий и Василий изучали его пристально. И вообще, это был великий человек. Многие Святые говорили о нём великие вещи. Григорий Чудотворец, святитель, говорил, что Ориген знает Божие Слово так, как его знает Сам Господь, а объясняет так, как понятно людям. Мы прежде суда не будем судить. Ориген, им можно пользоваться, его книги стоит читать. То, что он написал и сделал, стоит понять. То, что он на сегодняшний день не в Святых, а в еретиках, стоит испугаться. Потому что на столько великие люди могут уйти в сторону. Это слава Церкви и её трагедия. Дела его продолжают жить. У нас есть Толстой, это немножко похоже. Гений, литературный гений, причём, нравственный гений. Человек, которому было не всё равно. Ведь миллионы людей, дворян, образованных, офицеров, всяких вронских, карениных... Ведь реальные каренины, реальные вронские блудили, крутили столы на спиритических сеансах, играли в карты, проигрывали живых людей, меняли их на собак, на гончих. Что хочешь творили, и ни у кого душа не болела. А у этого болела душа, и он в еретиках оказался. Это очень серьёзная вещь, это не простая штука, когда душа болит, это всё не просто. И у нас, простых людей, маленьких людей, у которых маленькая душа по-маленькому болит, у нас есть соблазн их с лёгкостью осуждать, но это нельзя. Потому что они не простые люди, они своё сделали. Ориген требует отдельного разговора. То, что Церковь сказала о нём, так оно и есть. Церковь права. Но будет страшный Суд, мы всё увидим. А пока что нужно со страхом и трепетом жития своего время жительствовать. Знать, что действительно великие, падают. Что ж тут уже про мелких сошек говорить.

            - Здравствуйте. Благословите, батюшка, раб Божий Сергей. Скажите пожалуйста, что такое духовная нищета, и как можно быть нищетою богатым. И ещё один вопрос, личный. Ваше отношение к Владимиру Семёновичу Высоцкому.

            - Ну «нищетою богатый», это Николай Чудотворец, мы в тропаре поём: «Сего ради стяжал еси смирением высокая», - т. е. через смирение стяжал себе высокую похвалу, «...нищетою богатая», - стяжал себе нищетой богатое воздаяние. Это знаете что, нужно быть пустым, чтобы наполниться. В полного не наливают. В полную кастрюлю ничего не нальёшь, в полный кувшин ничего не насыплешь, в полный карман ничего не дашь. Если у тебя карман полный песка, а я хочу тебе дать семечек, то ты высыпь песок, и прими семечки. Одним словом, кто полный, того Бог не наполнит уже. А кто пустой, и знает, что он пустой, и от этой пустоты мучается, то он молится Господу: «Приди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны». И тогда Бог наполняет пустых. А тот, кто полон... Чем полон? Сам собой полон: «Я памятник воздвиг себе нерукотворный...» Вот эти люди, полные сами собой, они не наполняются Богом. Поэтому нищетой стяжается богатство, пустотой стяжается полнота, унижением стяжается высота. Это отражает тайна, отражённая в тропаре Николая Чудотворца.

            Что касается Владимира Семёновича Высоцкого, то я процитирую о. Андрея Кураева, который сказал, что это была «хрипящая совесть семидесятых». Это была светская проповедь честности некой такой, нонкомпромиссности. Многие люди учились гражданскому пафосу, или правдивым словам, или честному языку на его песнях. Его стилистика может нравиться не всем. Я знаю много хороших людей, которые не любят его, в принципе не любят, именно по стилистике не любят. Им претит его эта хрипатая, нагловатая, нахрапистая, своя личная такая проповедь себя самого. Иногда. Многие наоборот, считают, что Высоцкий был одним из их учителей жизни, и они учились честности, жить не по лжи. Как потом Солженицын говорил, что учился у него. Это был очень важный человек в истории русской культуры. Это конечно русский человек. При том, что он по еврейской линии, из Киева его род идёт. Он тамошний. На самом деле это человек русской культуры. Не поймёшь, кто он больше: поэт-песенник, или автор собственных текстов и исполнитель под гитару, или он актёр театра и кино, чего в нём больше. Это был важный человек. Его творчество не забудется, оно серьёзное. Так что, отношение, в принципе, к нему хорошее. При всём трагизме его фигуры. Конечно, умер рано, и умер, сами знаем как и от чего. Опять-таки, возвращаясь к вопросу об Оригене. Т.е. почти тоже самое. Толстой, Ориген, Высоцкий... Вот такая трагическая судьба неординарной личности.

http://radonezh.ru/text/14-11-14-pryamoy-efirfir-protoierey-andrey-tkach...