Вопрос священнику. Новые ответы. Отвечает иерей Василий Куценко
Как и в каких случаях платится десятина? Андрей
Вопрос об уплате десятины (под которой подразумевалась единовременная или регулярная передача десятой части натуральных, а позднее и денежных доходов в пользу властей, священнослужителей, храма, а также нуждающихся) имеет довольно длительную историю.
Первые упоминания о десятине встречаются в Книге Бытия: Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино,— он был священник Бога Всевышнего,— и благословил его (Авраама), и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего (Быт. 14, 18–20); И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем <…> я дам Тебе десятую часть (Быт. 28, 20, 22). То есть Авраам и Иаков дают десятину по своему личному желанию в знак благодарности.
После освобождения из египетского рабства и вступления в землю обетованную израильский народ получает заповедь приносить начатки плодов земли в дом Господа (ср.: Исх. 23, 19), а также отделять десятину от всего произведения семян, которое приходит с поля каждогодно (ср.: Втор. 14, 22). Все это необходимо было приносить в то место, которое изберет Бог, чтобы пребывать имени Его там (ср.: Втор. 14, 23). Раз в три года десятину произведений земли следовало отдавать левиту, пришельцу, сироте и вдове, чтоб они ели и насыщались (ср.: Втор. 26, 12). Таким образом, продолжая являться символом благодарности Богу (Который дал израильскому народу во владение землю, освободив его от рабства), десятина становится еще и способом поддержки потомков Аарона — священников и левитов, не имевших отдельных земельных наделов (в отличие от всех других израильтян), и всех нуждающихся — вдов, сирот, нищих, странников. Впоследствии местом сбора десятины стал Иерусалимский храм. Сбор десятины был возложен на священников и левитов.
В Новом Завете упоминание о десятине можно найти в Евангелии. Уплата десятины считалась добродетелью и была предметом гордости фарисеев: Фарисей, став, молился сам в себе так: <…> пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю (Лк. 18, 11, 12). Но Господь Иисус Христос обличает их за то, что в погоне за внешними добродетелями они оставляют важнейшие: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять (Мф. 23, 23). Упоминаются и другие пожертвования в пользу храма: Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? (Мф. 17, 24). Дидрахма — налог, который выплачивался мужчинами, достигшими двадцатилетнего возраста. Судя по тексту Евангелия, данный налог был добровольным и выплачивался по личному желанию. Другой пример: И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое (Мк. 12, 41–44). Были ли эти пожертвования одной из форм десятины или нет — не ясно.
Других упоминаний о десятине в новозаветных текстах нет. Из Книги Деяний апостольских известно, что первые иерусалимские христиане имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого (Деян. 2, 44–45). При этом все пожертвования были добровольными, на что ясно указывает апостол Петр Анании, утаившему часть от проданного имения: Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? (Деян. 5, 4).
Апостол Павел пишет о добровольных пожертвованиях для содержания служащих Церкви (священнослужителей, проповедников) по расположению сердца (2 Кор. 9, 7), устанавливая единственное правило: В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние (1 Кор. 16, 2).
О необходимости добровольных пожертвований говорится в Дидахэ (Учение двенадцати апостолов – литературный памятник, вероятно созданный одновременно с каноническими Евангелиями и нередко причислявшийся к новозаветным книгам): «Если имеешь что от трудов рук своих, отдай в искупление грехов твоих. Давай не колеблясь, и давая не ропщи <…>. Не отвергай нуждающегося <…>» (Дидахэ 4, 6–8) и «всякий пророк истинный <…> достоин пропитания своего. Также и учитель истинный <…> Всякий начаток произведенного в точиле и на току, коров и овец возьми и дай начаток пророкам, ибо они архиереи ваши. Если же нет у вас пророка, дайте нищим <…> Возьми и начаток денег и одежды и всякого имущества, по твоему разумения и дай по заповеди» (Дидахэ 13, 1, 2, 3–4, 7). Святой мученик Иустин Философ († 166 г.) пишет: «Достаточные из нас помогают всем бедным, и мы всегда живем за одно друг с другом <…>, желающие, каждый по своему произволению, дают, что хотят, и собранное хранится у предстоятеля: а он имеет попечение о сиротах и вдовах, о всех нуждающихся по болезни или по другой причине, о находящихся в узах, о странниках издалека, вообще печется о всех находящихся в нужде» (Апология I, 67). О необходимости отделения десятины говорится в «Дидаскалии апостолов» (литературный памятник пер. пол. III в.), а также в «Апостольских постановлениях» (созданы не ранее 380 г.), где проводится аналогия с ветхозаветными установлениями — начатки следует жертвовать в пользу священнослужителей, а десятую часть доходов — в пользу нуждающихся. Также об уплате десятины как благочестивом обычае некоторых христиан свидетельствуют святые Иероним Стридонский († 420 г.) и Иоанн Кассиан (Vв.).
Но есть и противоположные свидетельства: с течением времени добровольные пожертвования христиан становятся редкостью (по крайней мере в некоторых местах). Священномученик Киприан Карфагенский († 258 г.) пишет, что «у нас и единодушие оскудело и умалилась щедрость в подаянии. Тогда продавали дома и села и, слагая себе сокровища на небе, получаемую плату отдавали апостолам для раздела неимущим. Мы же не уделяем ныне и десятой части от своих стяжаний» («О единстве Церкви»).
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста современные ему христиане удивлялись, узнав, что кто-то платит десятину: «Мне некто с удивлением говорил: такой-то дает десятины. Как нам не стыдно! Мы — христиане удивляемся тому, что не было удивительным у иудеев?» (Беседы на Послание к Ефесянам 4, 4).
В более поздние периоды в разных частях христианского мира отношение к десятине было различным. В Западной Европе законодательное закрепление десятины как моральной обязанности каждого христианина произошло в VI–VII веках. В Восточной Римской империи (Византии) десятина продолжала восприниматься именно как добровольное дело верующих (существует даже указ императора Льва I, запрещавший принуждение к уплате «десятины и начатков»).
На Руси десятина, согласно свидетельству источников, взималась только с княжеских доходов, а ее сбор никогда не был регулярным. Также существовали сборы с приходских храмов и монастырей в пользу епархии, но их размер не обязательно составлял десятую часть от всех доходов. В то же время сохранялись добровольные пожертвования на дела благотворительности и милосердия.
Можно заключить, что первоначально десятина возникла как добровольное пожертвование (в знак благодарности или согласно обету), затем, после освобождения израильтян из египетского рабства, десятина становится обязательной. В христианской Церкви десятина не была строго обязательной, сохраняясь в виде добровольных жертвований (не имевших фиксированного размера), а иногда и вовсе прекращалась.
Я прочитала, что 62-е правило Шестого Вселенского Собора запрещает языческие плясания. И святитель Иоанн Златоуст пишет, что плясание есть не человеческое, а бесовское дело. И называет пляшущую невестою сатаны. Означает ли это, что любые танцы запрещены, или речь идет именно о языческих плясках? Людмила
Давайте обратимся к тексту правила: «Так называемые календы, вота, врумалия и народное сборище в первый день месяца марта желаем совсем исторгнуть из жизни верных. Также и всенародные женские плясания, великий вред и пагубу наносить могущия, равно и в честь богов, ложно так эллинами именуемых, мужеским или женским полом производимые плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому христианского жития обычаю совершаемые, отвергаем…». Епископ Никодим (Милаш), объясняя данное правило, пишет, что «здесь осуждаются, как неприличные для христиан, языческие празднества, игры и ряженья, оставшиеся из времен язычества». Эти празднования, а также сопровождавшие их танцы не отличались целомудрием и соблюдением каких-либо нравственных норм.
Думаю, что ссылку на слова святителя Иоанна Златоуста (к сожалению, не смог найти дословную цитату) следует понимать в том же контексте. В слове «О женщинах и красоте» святитель говорит: «Подобно тому, как когда на браке пляшут распутники и скоморохи, посреди них ликует диавол, так, наоборот, когда входят бедные, приходит Христос. Притом, от той траты нет никакой пользы, а бывает даже великий вред; между тем как от издержек на бедных ты вскоре же получишь обильный плод». Святитель обличает тех из христиан, кто тратит средства на пышные празднества (например, свадьбы), забывая при этом о делах милосердия и помощи нуждающимся.
Подразумевается ли в этом запрет на любые танцы вообще? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Например, в Саратове уже в течение нескольких лет проходит молодежный Рождественский бал, в котором участвуют верующие юноши и девушки — учащиеся православной гимназии и прихожане саратовских храмов. Опыт проведения подобных балов есть и в других епархиях. Также саратовское епархиальное молодежное общество проводило вечера с русскими народными танцами.
Если же говорить о современных дискотеках, то на вопрос, можно ли верующему человеку посещать их, следует однозначно сказать: нет. По сути, современная дискотека вряд ли отличается от тех языческих плясок, против которых выступали отцы Церкви. Дискотека сегодня — это место, где практически отсутствует целомудрие, где молодежь может употреблять спиртное и наркотические вещества, что влечет за собой и другие тяжкие грехи.
Подскажите, пожалуйста, можно ли ходить к психологу, работающему с кармическими структурами человека? И что Вы знаете про Саратовского С.В.? Благодарю за ответ. Юлия
Юлия, к психологам, «работающим с кармическими структурами», обращаться нельзя. Карма — понятие, занимающее центральное место в религиозно-философском учении индуизма и его производных. Это своего рода мировой закон причинно-следственных связей, когда добрые и злые поступки человека определяют его судьбу в круговороте рождения и смерти — череде перевоплощений. К сожалению, многие психологи (или люди, называющие себя психологами) используют в практической деятельности методы парапсихологии и оккультизма. В Интернете легко можно найти множество сайтов, рекламирующих услуги подобных «специалистов», предлагающих «чистку кармических структур», «изменение судьбы» и тому подобное. Но еще раз повторю, что обращаться к таким «психологам» нельзя.
С другой стороны, нельзя отрицать психологию как таковую. Можно привести примеры положительного опыта обращения к психологам. Но не следует забывать и о том, что психологию и мнение конкретного психолога не следует воспринимать как истину в последней инстанции. Могу порекомендовать Вам недавнюю статью игумена Нектария (Морозова), посвященную данной тематике: «И психологов сотворил Господь».
Что касается Сергея Саратовского, могу сказать лишь то, что он публично называет себя православным человеком, указывает на свою близость к Церкви. Но никакой информации о том, что он является прихожанином одного из саратовских храмов и ведет осознанную христианскую жизнь, у нас нет.
У нас с моим будущим супругом непростая ситуация, которая не дает мне душевного покоя. Мы оба православные, но до знакомства я ходила в церковь очень редко, а он в это время часто ходил в свой приход, где у него теперь много друзей, знакомых. Потом мы стали вместе посещать храм. Но проблема в том, что мы ходим в другой храм (не в тот, куда привык ходить будущий муж), так как я чувствовала себя там неловко (церковь небольшая, все друг друга знают и по вере, как мне кажется, более строги и суровы, чем в других храмах, что выделяло меня, и еще не было чувства единения, которое очень помогает при молитве). Будущий супруг хочет ходить в свой храм (он еще там часто помогает и задерживается) и хочет, чтобы я ходила с ним, но для меня это очень тяжело. Как правильно поступить? Анастасия
Анастасия, конечно, супругам (в том числе и будущим) лучше ходить вместе в один и тот же храм и быть частью одного прихода. Возможно, Вам нужно просто пересилить свой страх того, что Вы новый человек в том храме, который посещает будущий супруг. Конечно, в каждом храме могут быть свои приходские традиции или особенности, но они не должны становиться препятствием. Лучше всего, если Ваш будущий муж поможет Вам привыкнуть к этому храму, тем более что он является его постоянным прихожанином. Но с другой стороны, никто не запрещает Вам посещать и другие храмы, и это также можно делать вместе. И самое главное — молиться друг за друга.
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/vopros-svyashhenniku-novye-otvety...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии