Вопрос священнику. Новые ответы
Отвечает протоиерей Михаил Воробьев
В Книге Бытия сказано: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1, 27-28).
Могли ли Адам и Ева до грехопадения в еще не поврежденной человеческой природе плодиться и размножаться? Или эту заповедь Бог дал как бы на будущее, предвидя их грехопадение? Наталья
Наталья, святые отцы не имеют единого мнения относительно того, к какому времени — до грехопадения или после — относится заповедь: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1, 28). Например, преподобный Ефрем Сирин считает ее безусловно относящейся к падшему человеку, изгнанному из рая. Святитель Григорий Нисский, соглашаясь с тем, что единственный известный нам способ репродукции актуализируется падшим человеком, предполагает возможность размножения для человека и в случае, если бы он удержался от грехопадения. Об этом же говорит святитель Иоанн Златоуст в книге «О девстве»: «Бог не имел нужды в браке для размножения на земле человеков».
Для святителя Григория Нисского очевидно, что чадородие для падшего человека становится средством преодоления смертности. Бог наделяет этим средством человека при его сотворении, предусматривая возможность грехопадения. Отношения репродукции исчезают в вечности будущего века. По слову Евангелия: в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах (Мф. 22, 30). Вместе с тем Григорий Нисский, опираясь на факт множественности Ангелов, допускает, что первая пара людей в случае сохранения верности заповеди могла бы так же размножиться каким-то преестественным «ангельским» способом.
С этим мнением Григория Нисского согласен и блаженный Августин, который в толковании на Книгу Бытия пишет: «Можно сказать, что в бессмертных телах мог быть другой способ, чтобы дети рождались от одного действия благочестивой любви, помимо всякой поврежденной похоти, не преемствуя умирающим родителям, и сами не умирая; и этот способ деторождения мог продолжаться дотоле, пока земля наполнилась бы бессмертными телами, а отсюда праведным и святым народом, какого мы верою чаем после воскресения мертвых».
Сходные мысли высказывают преподобный Максим Исповедник, преподобный Иоанн Дамаскин и другие святые отцы.
Здравствуйте, батюшка! Хочу спросить: на пасхальных службах я не раз слышала слова о схождении Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью. Я смотрела все Евангелия и не нашла в них ни слова об этом событии. Но тогда почему о нем так много говорится в песнопениях? Раба Божия Анна
Уважаемая Анна! Наверное, Вы не очень внимательно читали Евангелие. Ведь Сам Христос ясно говорит о Своем грядущем сошествии во ад: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12, 39-40). Обратите внимание на слова: в сердце земли. Очевидно, что речь идет не о пребывании Христа во гробе Иосифа Аримафейского, который находился на поверхности земли, но именно во аде, в преисподней (в буквальном значении – «ниже нижнего»).
Источником православного вероучения является не только Четвероевангелие, но и Священное Писание в целом, которое, по слову апостола Павла, все богодухновенно и полезно для научения (ср.: 2 Тим. 3, 16). О сошествии Господа Иисуса Христа во ад вполне определенно говорится в Первом соборном послании апостола Петра: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет. 3, 18-19). Тот же апостол Петр в своей речи после схождения Святого Духа в Пятидесятницу ссылается на мессианское пророчество Ветхого Завета (Пс. 15), которое также говорит о схождении Христа во ад: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления (Деян. 3, 24-27).
Свидетельствует о сошествии Христа во ад и апостол Павел: Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф. 4, 8-10). Апостол Павел (цитируя пророка Осию) убедительно говорит и о победе Христа над смертью: Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти — грех; а сила греха — закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!(1 Кор. 15, 54-57). О Своей победе над адом и смертью говорит Христос в Откровении Иоанна Богослова: Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти(Откр. 1, 17-18).
Столь же авторитетным источником православного вероучения, как и Священное Писание, является Священное Предание Церкви. Одним из ранних свидетельств Священного Предания о сошествии во ад является, например, поэма святителя Мелитона Сардийского «О Пасхе», написанная не позднее середины II века. О сошествии Христа во ад и Его сокрушительной победе над диаволом пишут многие богословы и церковные писатели II–III столетий: Игнатий Богоносец, Поликарп Смирнский, Ипполит Римский, Иустин Философ, Климент Александрийский и др. Частью Священного Предания являются богослужебные тексты, которые восходят к древним свидетельствам, среди которых немало говорят о сошествии Христа во ад и победе Христа над смертью. О сошествии Господа Иисуса во ад повествует также и апокрифическое «Евангелие Никодима» — литературное произведение первых веков христианской истории. Церковь не включила его в состав канона Нового Завета, главным образом по причине его позднего происхождения (III–V вв.), неясности авторской принадлежности и избыточной художественности текста. Вместе с тем в этом сочинении нет ничего, что противоречило бы каноническим Евангелиям. Поэтому ссылки на «Евангелие Никодима» встречаются в произведениях многих святых отцов. Именно в этом сочинении, во второй его части содержится развернутое повествование о сошествии Господа Иисуса Христа во ад, Его абсолютной победе над смертью и диаволом.
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/vopros-svyashhenniku-novye-otvety...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии