Вопрос протоиерею Андрею Ткачёву: является ли коллекционирование грехом?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Почтовая марка с мавзолеем Ленина

—Здравствуйте, отец Андрей. Мне кажется, мы как-то очень легкомысленно относимся к тому, что можем дозвониться на православное радио или на телевидение: трубку поднял, номер набрал, задал свой вопрос, и батюшка отвечает. И как-то воспринимается это как само собой разумеющееся, как буд-то так и должно быть. Но на мой взгляд, это не совсем так. Это нам великий подарок от Бога, а не само собой разумеющаяся вещь. Мы как-то, мне кажется, это не бережём и не ценим, а бывает, ещё на и батюшек нападаем с какими-то вопросами, комментариями, и совершенно не задумываемся над тем, что это колоссальный труд — вот так отвечать на наши, не всегда соответствующие теме, вопросы. Надо ценить и беречь то, что мы имеем. Вам, отец Андрей, большой поклон.

 Можно ли отнести коллекционирование к греху мшелоимства? И вообще, является ли коллекционирование грехом, или здесь играет роль, может быть, цель, с которой человек что-то собирает? Может быть, он в дальнейшем продаст и у него будут деньги на то, чтобы жить. Или так же, например, откладывание денег «на чёрный день»: является ли это грехом маловерия и неверия? Как к этому всему относиться, как с этим можно разобраться?

— Конечно, возможность общаться в эфире — это великое благо, потому что поди-ка ты к любому, рядом находящемуся батюшке, ну и поговори с ним... Он тебя развернёт на сто восемьдесят градусов, скажет: «Иди отсюда, я занят». И ты пойдёшь, больше ничего не останется. А тут можно, конечно, напасть на сидящего в эфире, потому что он беззащитен перед тобой, намолоть ему «сорок бочек арестантов». Поэтому да, ценить надо. Вообще, всё нужно ценить: и хлеб нужно ценить, и свет в лампочке, и тепло в батарее. Я бы хотел подтвердить и добавить, что не нужно задавать глупые вопросы в эфире. Нужно несколько раз подумать, стоит ли задавать в эфире то, что я хочу сказать: провокативные вопросы, реально глупые вопросы. Проблема в том, что глупый человек не поймёт глупости своего вопроса, а это действительно проблема. Но всё-таки нужно стараться не задавать глупых ненужных вопросов. А также необходимо ценить время и задавать вопросы лаконично, по делу, суметь их сформулировать. Умение формулировать вопрошание — это, вообще, показатель ясного ума.

По части коллекционирования: грех ли это? Я не думаю, что это грех. Я вам скажу, что, встречаясь с грехами ежедневно, своими и чужими, я бы не отнёс коллекционирование к области греховной, а отнёс бы его к совершенно другой области. Причём вопрос денег «на чёрный день» — это совсем другое. Богатые люди рассматривают коллекционирование как одну из инвестиций. Допустим, они скупают за какие-то бешеные миллионы, например, полотна художников. Считается, что это одна из форм отмывания денег и коррумпированности вот этого всего рынка, на котором царствует Сотбис, Кристи, другие торговые дома. Это не наше дело, потому что мы маленькие птички, а это там уже большие орлы летают — большие греховные орлы с большими деньгами под перьями. Так вот коллекционирование, вообще, это один из видов такой хорошей заинтересованности, потому что человек, например, коллекционирующий нумизматику или картины, или какие-нибудь там самовары, старые амбарные замки, кокошники новгородского производства, — это человек, который хорошо знает какую-то из областей жизни. Одним из самых тяжких грехов является невежество. Невежество проявляется в том, что человек ничего ни о чём не знает. Он читает газеты и мелет языком, и думает, что всё ему понятно, а на самом деле он Баха от Оффенбаха не отличает. Коллекционер — это человек, который знает что-то очень хорошо: он отличит фальшивку от оригинала, он отличит позднюю работу от ранней работы — в зависимости от того, что он коллекционирует. Что бы он не коллекционировал, он любит то, что коллекционирует, знает то, что коллекционирует, он может рассказать об этом. По сути, это узкое направление, узкая специализация исторической науки. С этой точки зрения она чрезвычайно облагораживает человека и делает его интересным. А то, что он собирает, может быть интересно краеведческому музею, коллекционерам, которые могут купить у него коллекцию, это интересно его предкам, которые ему передали что-то, или потомкам, которые возьмут от него что-то. Вот с этой точки зрения всё это очень интересно.

Грешно ли копить деньги «на чёрный день»? — Нет, не грешно. Конечно, нужно надеяться на Господа, но если у тебя есть картошка на зиму или ты квасишь капусту, то ты не согрешаешь. Ведь по сути, например, шинкование капусты и её заквашивание на зиму, или когда в Сибири пельмени лепят на всю зиму — это ведь приготовление к будущему, это попытка запастись на целых пять-шесть месяцев будущего времени. Разве в этом есть грех? Аналог этого, собственно, это денежные накопления. Ты, допустим, скопил какие-то деньги на болезнь, на похороны, на помощь кому-то. Поэтому, в принципе, копить на определённые цели ничуть не грешно.

Только я бы, конечно, развёл эти два понятия по разным сторонам, как яйца в разные корзины разложил бы: коллекционирование — один вид деятельности, накопление на всякий случай — другой вид деятельности. Коллекционирование я бы выделил из вопроса возможного конвертирования коллекции в деньги в область узко специфическую — исторического интереса и глубокого знания отдельных сторон жизни, подтверждённого артефактами. А накопление неких денег на всякий случай, я бы вывел в разряд житейской практичности, которая никому не помешает. Это не значит, что ты сребролюбец, если ты собрал какую-то сумму. Ты можешь помочь этими деньгами кому-то другому. Например, собрал себе, зубы вставить, а пришёл сосед, говорит: «На похороны нужно». Ты взял и ему отдал. Ну у тебя было что отдать, вот и всё. Т.е. ты здесь ни какой не грешник. Поэтому надо что-то иметь, какой-то жирок нужно иметь. Так и в организме у человека: есть какая-то жировая прослойка «на чёрный день». Вот так, вкратце. Хотя можно и дольше поговорить, это интересная тема.

http://radonezh.ru/text/mozhno-li-otnesti-kollektsionirovanie-k-grekhu-m...