Вопрос протоиерею Андрею Ткачёву. Тарковский. "Левиафан". Гребенщиков

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Андрей Ткачёв, протоиерей

     Здравствуйте, отец Андрей, благословите. Можете вы назвать ваш любимый фильм Тарковского? Также, видели ли вы нашумевший, может быть, незаслуженно, новый фильм «Левиафан»? И ваше отношение к Борису Гребенщикову?

   Тарковский. Первый фильм, который я повидал у него — это был «Сталкер». Я ничего не понял, но мне понравилось. Так бывает: ничего не ясно, но нравится. Возникает вопрос, а что мне там понравилось, что же там такое? И началось копание. Потом я посмотрел фильм «Андрей Рублёв», потом посмотрел ещё и ещё раз — я раз шесть его смотрел. Потом посмотрел всё остальное: «Солярис», «Иваново детство», «Жертвоприношение», «Ностальгию». Мне больше всего нравится «Сталкер» и «Андрей Рублёв». О них я могу долго говорить — это достойные фильмы.

       Я смотрел «Левиафан». Меня пригласили, оказали такую незаслуженную милость, на закрытый показ, когда его ещё никто не смотрел в Москве. Мы смотрели фильм на Красной площади, в Манеже. Ну что вам сказать?... Смешанные были чувства, у меня было очень много всяких мыслей по этому поводу. Потом была возможность пообщаться со Звягинцевым здесь, где я сейчас сижу. Здесь были он, Никифоров и я, и мы пытались поговорить про «Левиафана». Распинать его мы не собирались, как он потом нам сказал, но он отказался от разговора. Его поведение, в целом, мне очень не понравилось. Он вёл себя издёрганно, нервно, взвинчено, как мужчина вести себя не должен. Если я написал, например, книгу, то должен отвечать за неё. И давайте спорить, давайте разговаривать. Он вёл себя нехорошо, мне не понравилось. Я на самом деле, почувствовал себя залезшим не в то общение, что ли. Я думал, что это будет более серьёзный уровень общения. У меня был очень глубокий осадок, он до сегодняшнего дня остался. Я понял для себя, что такая модель поведения характерна для человека, который согрешил и теперь боится, что его будут ругать за то, что он согрешил. Он так вёл себя, как будто знал, что он согрешил, нагадил- а сейчас его тут начнут брать за жабры, и он будет трепыхаться: «А что вы, а что вы... А я всё правильно сказал, я всё правильно сделал...» Вот такое впечатление у меня сложилось о его поведении. Фильм нужно обсуждать отдельно. Нужно посмотреть и обсуждать, мы, собственно, и хотели этим заниматься. Мы с Женей посмотрели его внимательно, мы заметили для себя многие важные вещи, хотели размотать сюжет, внутреннюю драматургию, закулисные вещи, которые у режиссёра всегда есть в голове — всё это мы предложили для беседы. Мы получили странную реакцию, по мне — так отвратительную, реакцию девочки с третьего курса, которую застукали на горячем. Он вёл себя вообще не по-мужски. Я скажу это ему в глаза, если нужно, потому что мне это вообще не нравится, это было отвратительно. А сам фильм... Я много могу про этот фильм сказать, но кто его не посмотрит, тот много не потеряет. Это заказной образ России, это конъюнктура. Даже если лично он не конъюнктурный человек, может он — бессребреник, правдолюбец, гений непризнанный или признанный уже, но фильм, в принципе, высосан из воздуха конъюнктуры. Покажите вот такую Россию — пожалуйста, покажем. На самом деле — либретто рождено в Америке. Тот Химейер, которого обжали местные власти, который развалил администрацию на бульдозере — это всё американская история. Американская история, перешифрованная для западного зрителя на русский манер для того, чтобы они все видели ту Россию, которую им хочется видеть — это есть «Левиафан». А вообще, нужно взять почитать «Левиафана» Гоббса, расширить свой кругозор знания, понять, что такое государство, независимо какое: тайваньское или конголезское, французское или российское, американское... Это «Левиафан» по Гоббсу. У меня много есть что сказать, но пусть лучше это предастся молчанию. Я когда-нибудь Звягинцеву, при случае, всё сам скажу. А вам скажу: если вы не посмотрите это кино, то ничего не потеряете; если посмотрите, то, если у вас есть вера Божия и здравые мысли в голове, то оно не повредит. Ну, гляньте, если хотите, если нечем заняться. На самом деле — «шедевр» надутый, король голый.

       А что касается Бориса Гребенщикова... Я отношусь к тому поколению, когда мы не читали Евангелия, и когда «Под небом голубым есть город золотой» звучал для нас как Евангелие. Когда-то мы смотрели на эти кадры из фильма «Асса», когда фуникулёр едет над обшарпанной Ялтой, и когда поётся эта песня Гребенщикова (которая на самом деле не Гребенщикова, она имеет своего автора), и вот эти евангельские смыслы мы пытались высасывать отовсюду. Поэтому здесь господин Гребенщиков сыграл такую свою особую службу. Он пел о том, о чём не пели с эстрады, о чём не пела официальная песенная братия, и там были такие попадания. Вообще, он пел обо всём, как киргиз, который едет на осле по пустыне и поёт обо всём, что видит. Вот такие песни, в принципе, он поёт регулярно. Но мы всего этого не замечали, мы были малолетками. Его песни — это песни для малолеток, которые ищут воздуха в тоталитарном государстве и не знают, где его вдохнуть. И вот здесь Б.Г. мог дать некую иллюзию того, что он знает, где можно воздуха вдохнуть. «Мы ведём свои споры в прокуренной кухне, в шляпах из перьев и в трусах из свинца. Ежели кто-то погиб от удушья, то отряд не заметит потери бойца», — это всё мы помнили, и читали, и пели, это всё понятно. Он какую-то свою работу сделал, и спасибо ему за это. Но дальше... Дальше не знаю, что сказать. Дальше нужно расти, человек предполагает некую идею роста. Или как, например, Брэдбери — написал что-нибудь своё и затворничает где-нибудь там в домике, который, кстати, недавно разрушили до основания. Или, скажем, Фишер, шахматист — выиграл чемпионат Мира по шахматам и ушёл в затвор. Журналистов не принимает, сидит у себя дома. Чего он там делает — никому не известно. Т.е. либо в затвор уйди, либо вверх иди и зови за собой тех, кто пошёл за тобою однажды. Я вот так понимаю. У меня к Борису Гребенщикову хорошее отношение. Он раньше был гуру, а сейчас просто старый гитарист. Понимаете? Раньше он для многих был гуру, такой, просветлённый. «Боря, Господь любит тебя», — писали на стенках там, где он живёт. А сегодня он просто старый гитарист. Ну, спасибо за это. Старый гитарист — тоже не плохо. «Левиафан» хуже, чем Борис Гребенщиков, кстати.

http://radonezh.ru/text/25-01-2015-v-pryamom-efire-protoierey-andrey-tka...