Вопрос протоиерею Андрею Ткачёву. Обряд и таинство
Отец Андрей, подскажите, пожалуйста, у меня с одним человеком возник спор: что такое обряд. Я ему объясняю, что Елеосвящение, Миропомазание, Крещение, Венчание — это таинства, что Христос благословляет на всё это. Он мне говорит, что это обряды, ритуалы.
Скажите, можно ли употреблять кагор, в меру, естественно, или это вино в основном всё-таки для церковного служения?
Кагора у нас нет или почти нет. Кагор — это провинция во Франции, где специально по заказу Императорского дома изготавливали вино для совершения Евхаристии. Это вино терпкое, вкусное, сладкое, густое, без добавления спирта, долго хранится и отвечает всем требованиям для совершения Литургии. Если бы не Русская Церковь — этот кагор был бы никому не известен. То, что называется кагором у нас — это никакой не кагор. Поэтому то, что у нас продаётся под названием «кагор» — это с оговорками используется в службе, и это можно пить по желанию, но, конечно, в меру. Лучше пить не кагор, продаваемый в магазине, лучше пить виноградные сухие вина. Белые и красные, по здоровью, по вкусу, по желанию, под мясо, под рыбу — это вопрос вкуса и диетологии. Кагоры не пейте. Лучше пейте сухие красные вина, может быть крымского производства, ещё какого-нибудь. Распробуйте свой вкус и пейте в меру как столовый напиток под определённую еду — это нормально, это не грех, здесь нужна культура пития.
Обряд и таинство... Обряд — это некая форма, а таинство — это суть. Обряды — это некие формальные вещи. Если при обряде нет таинства, то обряд — это пустышка, это как одежда без человека, одежда висящая на манекене. Поэтому здесь нужно перевести спор в конструктивное русло. Обряд — это форма. Например, парад настоящего генерала и настоящих солдат — это настоящий парад, это таинство, это некая демонстрация мощи, единства и наличия армии. А вот обряд клоунов, изображающих парад, например, или оловянных солдатиков — это, собственно, обряд. На солдатиках можно учиться делать парады, или на компьютере можно учиться делать парады — это обряд. А вот уже сам парад — это таинство, это факт силы, факт единства, факт мощи, факт присутствия. Здесь спорить нужно поменьше, потому что споры обычно ведут те, кто не знает сути. Люди, наблюдающие жизнь Церкви снаружи, видят только лишь обрядовое действие: тот вышел, тот сказал, тот пропел, тот покадил. Эти люди, как бы внутри мёртвые, для них это всё мёртвое. Не спорьте об этом. С мирскими о духовном спорить нельзя — есть такая заповедь святоотеческая, они не поймут. Духовный понимает мирского и духовного, а мирской духовного не понимает. Мы — люди относительно духовные, мы можем понять и того и этого, и пятого, и пятнадцатого- а он нас не поймёт.
http://radonezh.ru/text/25-01-2015-v-pryamom-efire-protoierey-andrey-tka...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии