Вопрос протоиерею Андрею Ткачёву. О литературе

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Книги

— Здравствуйте, батюшка. Вопрос по литературе. Литература, в т. ч. XIX века, создана людьми страстными — тот же Флобер и другие, но это творения падшего разума человеческого, да плюс ещё кое-кто ему и подсказывал, чтобы страсти описывать и т. д. Когда мы это читаем, мы всё это переживаем в своей душе. А полезно ли нам, когда мы должны свои страсти, наоборот, изживать, ещё и чужие страсти? Потому что когда читаешь, всё-таки ты их обдумываешь, всё-таки они в душу откладываются. Лучше, может быть, читать Священное Писание, святых отцов, потому что времени не так много у каждого?

— Понятна ваша тревога, безусловно, и нет никому приказа читать непременно светскую литературу, но имейте в виду, что среди всего того, что мы называем искусством, нужно отделять то, что искусством не является — это, конечно, очень тонкие дефиниции, но всё-таки — и то, что является настоящим искусством. То, что является настоящим искусством, рождено всё-таки под благотворным действием энергии Святого Духа и благодати Святого Духа. Это касается, может быть, музыки, скульптуры, поэзии, философии, литературы. Есть бессмертные произведения, прошедшие сквозь столетия и не утратившие своей свежести и актуальности. Потом, человеческая жизнь очень короткая. На самом деле, чужие страсти, о которых вы говорите — что литература описывает чужие страсти — да нет чужих страстей: есть страсти, вошедшие в естество Адама. Вот есть некий всеродный Адам: человечество болеет одними и теми же болезнями — весь Адам болеет, и классификация страстей касается всякого человека. Т. е. если есть гордость, то есть и зависть, и есть обида, и есть злопамятство, и есть вспыльчивость. Если есть чревоугодие, значит есть поползновение на блуд, есть лень, печаль, уныние и т.д. Это же общие страсти. Литераторы иногда с большим мастерством, хотя того или не хотя, описывают действия страстей, механизмы их и плоды их — то, что потом получается. Вот, например, всякая блудливая женщина, — да простит меня Господь за такое грубое выражение, — вдруг решившая закрутить роман, например, на стороне с молодым человеком, — если муж её состарился, а она положила глаз на молодого, — пусть прочтёт «Анну Каренину». Вот до самого того момента, когда уже паровоз по ней поехал. Потому что эта книжка показывает развитие страсти в процессе, и финал: разрушение всего. В конце концов страсти и грехи разрушают жизнь. В этом смысле можно считать этот роман назидательным, нравственным, обнажающим губительную природу страсти. И таковыми могут быть и другие произведения. И очень хорошо, если, например, человек дорос до того, что ему не нужно этого читать, и он совершает духовный рост при помощи, например: Аввы Дорофея, Ефрема Сирина, писем Оптинских старцев. Но представьте себе: как мы будем в школе преподавать детям науку серьёзной жизни, если одиннадцатиклассники, десятиклассники уже вполне готовы к тому, чтобы впасть во все тяжкие грехи по возрасту и по развитию? Мы, наверное, будем с ними брать не Иоанна Лествичника, а именно «Анну Каренину», и будем разбирать с ними: вот с чего началось, вот как развивалось, вот чем закончилось. И здесь литература будет нам помощницей. Вопрос только в том: кому, как и зачем этим пользоваться. Не подумайте, что мы, так сказать, зовём всех сейчас пойти в библиотеку, набрать светских книжек, обложиться ими и читать их. Это далеко не всем надо. Кто нашёл для себя истину, пусть держится её и служит Богу как умеет. А вот вопрос с теми, кто не нашёл... Здесь литература может быть большим помощником. Причём, повторяю, если это речь не идёт о каких-то развращающих вещах, которые просто под действием сатаны рождены на свет, то хорошие художественные произведения, прошедшие отсев через века, сохранившие свежесть после написания, — это, конечно, действия, которые Бог благословил. Вот, например, как не древен Гомер и насколько он не язычник, а Гомер останется. Гоголь вообще считал, что из всех книг, которые есть в мире, нужно оставить только Гомера и Библию. Это не шутки, это серьёзно. И мы не имеем права выбросить Гомера из литературы и из образования, потому что он нужен. Даже для тех, кто знает Библию. Я в этом уверен. Ну здесь уже вопрос в том, кому в какой степени. Я надеюсь, что мы поняли друг друга.

http://radonezh.ru/text/pamyat-optinskikh-startsev-ikh-sotsialno-religioznoe-znachenie-v-poslepetrovskoy-dorevolyutsionnoy-150559.html