Вопрос протоиерею Андрею Ткачёву на радио «Радонеж». Агиасма
- Скажите пожалуйста, почему на Крещение освящают воду два раза, и при этом, говорят, что вода богоявленская и крещенская - суть одно и то же.
И второй вопрос. Несколько лет назад по радио я слушала интервью с митрополитом Питиримом Нечаевым, он тогда сказал, что в Крещенскую ночь освящается вся вода, вся водная стихия: и моря, и океаны, и ледники. Меня тогда это очень поразило. А недавно прочитала в одной книжке, батюшка пишет, что крещенская вода, по своим свойствам, ничем не отличается от любой другой святой воды. И лживо мнение, что 19 января Господь освящает всю воду на земле.
- Богоявленская и крещенская вода - это одна и та же вода. Водосвятие совершается на вечерне, которое просто у нас по богослужению совершается с утра. Нужно было бы вечером, на вечерне же, но оно совершается с утра. Поэтому, получается как два дня. А если брать по нормальному, по календарному временному циклу, то, в принципе, вечером, и через пару часов и утром. Получается вроде бы вместе. Одно и то же, только два раза. Богоявленская и крещенская - они совершенно идентичны.
Я не соглашусь с этим батюшкой, что крещенская вода не отличается от всего другого. Агиасма - она реально скачет в жизнь вечную. Ну, если у него нет такого опыта, пусть он считает себя бедным. Или пусть считает себя богатым своими заблуждениями. Пусть думает, что хочет, и говорит, что хочет. Но, водосвятие Великое иорданское, агиасма, на вечере Богоявления самого дня Крещения - это, конечно, выступающее за пределы остальных освящённых вод, всех наших водосвятий, частных и местных, которые тоже святы, тоже велики. Но выступает за пределы. Например, все перстни можно освятить, но обручальное кольцо - святее, чем все остальные перстни. Это знак брачного единения мужа и жены в одну плоть. Все ткани можно освятить, но ткани для священнического облачения, или для подвенечного платья - они особенно святы. Потому, что они посвящены не фартуку и халату, и не штанам на стройку, а какому-то такому важному. Не все в это верят, ну что ж... Либерализм шагает по планете. А митрополит Питирим, царствие ему Небесное, говорил, как мне кажется, совершенно достойные слова. Вода мира - это есть некий общий бассейн воды. Любая лужа, любой ручей, любая речушка - они связаны с Баренцевым морем, с Охотским, с Чёрным, с Каспийским - все воды мира связаны. Это единый водный бассейн Земли. И если мы освятим одну лужу, одно озеро, один бассейн, одну реку, то мы, таким образом, распространим освящающую Силу на весь мир воды. Я согласен с Питиримом, покойным. Так Церковь и говорит: «Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема». Я попытался ответить на эти вопросы. Богоявление и Крещение - это одно и то же, вода освящается везде одинаково. Так что, я не согласен с тем, что сказал батюшка. Мне все эти либерализмы - поперёк горла стоят, надоело. Болтовня эта вся...
- Добрый вечер, батюшка. Позвольте небольшую реплику по поводу крещенской воды. На сколько я знаю, в других поместных церквах вода освящается один раз. А до революции, в нашей Русской Православной Церкви, в сам день Крещения освящалась не вода в храме, как сейчас она двукратно освящается, а освящались источники водные. Например, из Кремля крестный ход шёл к иордани и т. д. Так же было первого августа, в первый день Успенского поста, тоже освящались источники. Эта традиция давно забыта. Может она просто как-то перешла в такую форму и дублировалась? Как вы считаете?
- Вы - молодец, спасибо большое, я кланяюсь вам заочно. Потому, что вы хорошо и правильно говорите. Освящать источники водные - это гораздо лучше, нежели освящать эти все купели, банки-склянки и пр., приносимые на освящение, с толкотнёй, галдежом, со всем этим «детским садом». Конечно, нужно освящать реки и моря, озёра и водоёмы, колодцы и ручьи. Нужно это освящать. Там должно призываться Имя Святой Троицы, там должны окунаться святые кресты с пением тропаря «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи». Это всё для этого, вы совершенно правильно говорите. Поэтому, если нас расслышит сегодня кто-то из духовенства, и примет волевое решение выйти в пределах своих сёл, городов, пригородов на источники воды - на колодцы, ручьи и реки, чтобы там кресты окунуть, и там пропеть с людьми молитву, то, конечно, они хорошо сделают. Т.е. мы, таким образом, сообщим освящающую Силу всему миру, окружающему нас. Вплоть до тех краёв, где мы никогда не бывали. Спасибо, вы - молодец, большое спасибо.
- Добрый вечер, батюшка. У меня замечание по поводу крещенской воды. Банки-склянки освящают в храме... Мы набираем воду, и весь год я и моя семья по глоточку с утра принимаем натощак с просфорочкой. Это для нас очень важно.
- Это прекрасно, я согласен. Банки-склянки - это не оскорбление, это - факт. Мы тащим банки-склянки, баклажки пластмассовые, фляги всякие, и здесь нет никакого отрицательного смысла. Я ни в коем случае не осуждаю простую веру простого человека. Это действительно очень важно. Она целый год стоит и не затхнет, и свежая, и даже среди лета бывает холодная. И по глоточку мы пьём её. Я ни в коей мере не на стороне скептиков, я здесь полностью разделяю простую веру простого человека. Я сам готов встать среди бабок с банкой, и в очереди стоять за святой водой. Она - святая, реально, и банки-склянки - это святая вещь. Считайте, что я друг ваш в этом вопросе. Я устал от этих интеллигентских выпендрёжей, и мне хорошо с простыми людьми, которые просто верят в простого Бога.
http://radonezh.ru/text/26-12-14-pryamoy-zfir-protoirey-andrey-tkach-v-123807.html
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии