Волшебное дерево крупного коррупционера

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Закхей. Коллаж на основе иконы Максима Шешукова. Фото: СПЖ

На тему Евангельского чтения недели 32-й рассуждает протоиерей Игорь Рябко.

Волшебное дерево Закхея – это то, что ищет каждый искренне верующий человек в своей жизни. Тот, кому опостылела двухмерная плоскость земли, с ее бессмысленной шахматной игрой, тот, кто хочет найди дорогу с земли на Небо.

Двухмерный мир, пережевывая нашу жизнь, рано или поздно выплюнет ее на кладбище. Пока он жует жвачку наших прожитых лет, мы копим в себе хлам ненужных знаний, вещей, впечатлений. Кто-то называет эту пустоту опытом жизни, кто-то ее достижениями, а кто-то и не пытается дать себе отчет в том, зачем он живет и что он от жизни хочет. А ведь жизнь одна, и нам была дана возможность прожить ее совершенно иначе.

Это видно на примере евангельского Закхея, начальника сборщиков податей в пользу римской оккупационной власти. Он, похоже, устал от однообразия своей жизни. Ему стала безразлична ненависть к себе соплеменников, не обращал он внимания и на презрительное к себе отношение со стороны оккупантов. В доме у него было все необходимое для сытой и спокойной жизни. Но на душе у Закхея от этого почему-то не было радости. Ему не хватало чего-то важного, того, что поможет ему осмыслить свою жизнь. Пресный бытовой комфорт не может напитать сердце, которое ищет соли благодати. Когда нет соли, люди, как правило, пользуются специями. Новости, кино, развлекательные шоу, политика, занятное чтение, игры, туристические поездки, посиделки с друзьями – все эти приправы люди используют для того, чтобы почувствовать хоть какой-то вкус от жизни.

Пресный бытовой комфорт не может напитать сердце, которое ищет соли благодати.

Для того, чтобы найти настоящее, а им может быть только Источник Жизни, нужно поднять голову вверх и постараться найти то дерево, которое поможет нам стать к Нему ближе. Но, даже найдя такое дерево, человеку придется делать выбор. Если ты хочешь найти Бога, то нужно оторвать ноги от земли. А если ты все же не хочешь потерять почву под ногами, то тогда тебе нужно навсегда забыть о Боге. Земля под нашими ногами всегда зыбкая. Она в любой момент может всосать человека, как в воронку, в водоворот грехов и привязанностей. Стабильность и покой душа может найти только в неподвижности Бога, в котором нет ни изменения, ни даже тени перемен.

Старец Симон Безкровный учит о том, что признаком запутавшейся души является ее погруженность в мир жестоких конфликтов, отсутствие времени для молитвы, чтения, богомыслия, ее беспрерывная изматывающая суета. Живя внизу, она находится в темном смоге осуждения, недовольства, ропота. Ее стабильным состоянием является уныние и озлобленность. Во всем она видит только порок и распущенность. Лишь подымаясь вверх, она обретает тот Свет, в сиянии которого видит красоту Божьего творения, исполненного святости и тишины.

Такая душа начинает любить всех, не различая друзей и врагов.

Земля под нашими ногами всегда зыбкая.

Первооснова духовной жизни – прямое богопознание. Пока мы читаем или слушаем о Боге, мы получаем лишь знание слов и понятий. Мирское понимание все знает частично и фрагментарно. Духовное постижение знает Бога, как Он есть. Непрестанная молитва оканчивается там, где Бог сам открывает Себя человеку. После этого начинается созерцание. Поэтому тем, кто идет путем Закхея и решил залезть на дерево, чтобы увидеть Христа, нужно стараться хранить молитву везде. Не только во время домашнего молитвенного правила или богослужения, но и на улице, на работе, во всех повседневных делах. Ступени молитвенного роста и есть те сучья, по которым карабкается человеческая душа для того, чтобы увидеть Христа.

Закхей был маленького роста и, стоя на земле, он не смог бы увидеть Иисуса, потому что Его окружала толпа людей. Все эти люди искали, как правило, не Бога, а своей выгоды. Кто-то хотел выпросить здоровья для себя или близких, кто-то просто поглазеть и увидеть какое-то чудо. А кто-то пришел с лукавым помыслом подслушать что-нибудь такое, о чем можно потом рассказать в Синедрионе, засвидетельствовав таким образом свою преданность иудейской элите. Закхей залез на дерево не для того, чтобы что-то попросить, а для того, чтобы увидеть Христа. Его не смущали ни насмешки, ни издевательские колкости в свой адрес.

Закхея поразило то, что из всего множества народа, который окружал Иисуса, Спаситель обратился именно к нему. Голос Божий, обращенный к Закхею, полностью изменил внутренний мир этого маленького чиновника – коррупционера. Он стал совершенно другим человеком.

Ступени молитвенного роста и есть те сучья, по которым карабкается человеческая душа для того, чтобы увидеть Христа.

Наша душа такого же малого роста, как и Закхей. Иногда нам кажется, что с такой низкорослой духовностью Бог не будет не то что разговаривать, но даже и смотреть в нашу сторону. Но это не так. Мы не можем себе даже представить всей полноты любви Бога к таким маленьким людям, какими являемся мы с вами. Более того, ради таких, как мы, Он и пришел в этот мир. В Его Царство входят не великаны, а малые дети. У взрослого и уже немолодого Закхея, осталась детская способность обращения ко Христу, благодаря которой он не постеснялся залезть на дерево. К сожалению, эта способность часто теряется стареющими от суеты мира душами.

Путь на небо начинается тогда, когда человек выходит из мира мыслей и ада желаний для того, чтобы войти в жизнь духа, живя одной лишь благодатью. На этом пути он обретает спасение в мирном, ровном, неизменяемом благодатном состоянии духа, в котором присутствует живой Бог. Чем выше человек будет подыматься к Богу, тем больше будет возрастать это состояние. Таким образом душа обретает Истину, которая делает ее свободной. Только она может освободить душу от плена мира и греха. Но для этого нужно отбросить в сторону все страхи и сомнения.

Абсолютная Истина – это познание Бога, как Он есть. Представления о Боге не могут быть Богом, и в этом заключается ошибка очень многих христиан. Эгоистическая скорлупа наших горделивых представлений о Боге есть одним из главных грехов, из которого рождаются все ереси и расколы. Нельзя видеть Божественное бытие, как человек.

Бога нужно видеть глазами Бога, которого мы ищем на Небе, в то время как Он ждет нас внутри нашего сердца.

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/68343-volshebnoje-derevo-krupnog...