Волшебная палочка и личная ответственность. Андрей Зайцев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Волшебная палочка

Представьте себе, что у вас появилась волшебная палочка с очень странным побочным эффектом. Достаточно ей взмахнуть, и вы можете получить продвижение по службе, вкусную еду, автомобиль и прочие блага, но при этом какой – то человек в вашем городе попадет в тюрьму или будет убит.

Жертвой вашей палочки может стать ваш начальник, сосед по лестничной клетке, родственник, а может и незнакомец, с которым вы просто выпили пива или стояли на светофоре.

Много ли найдется людей, готовых использовать этот прекрасный девайс в таких условиях? Ситуацию выбора можно усложнить еще больше. Для этого достаточно раздать такие палочки всем жителям страны и заставить их соревноваться между собой в интенсивности ее использования.

Если читатель полагает, что я придумал фантастическую ситуацию, то он плохо знает историю прошлого столетия. На его протяжении несколько правителей предлагали жить в подобной ситуации. Роль волшебной палочки выполнял донос.

Миллионы людей садились за письменный стол или просто рассказывали следователю о своих друзьях, знакомых и коллегах в надежде, что именно они успеют первыми применить волшебную палочку.

Иногда им это удавалось. Иногда нет, Но многие добровольно писали доносы. Слишком просто было бы обвинить в появлении такой волшебной палочки тирана, слишком легко осудить людей, которые ее использовали.

Сила этого девайса столь притягательна, что тяга к нему не исчезнет после осуждения какого-нибудь культа какой-нибудь личности. Человек всегда будет искать способы улучшить свою жизнь даже за счет другого человека, и единственным препятствием на этом пути может стать личная ответственность.

Никто не гарантирован от соблазна власти, от желания лично свести счеты с кем-то неприятным лично ему. Если государство дает такой инструмент в руки массам, то он непременно будет использован.

Поэтому бессмысленны все разговоры о том, почему появляются памятники тем или иным правителям. Бессмысленно выступать с лозунгами о вине государства или коллективном покаянии. Не бывает коллективного греха и массовых покаяний. В человеческих силах лишь попытаться не использовать страшную волшебную палочку даже тогда, когда все вокруг ей активно размахивают. Сделать так –значит совершить подвиг, но отказ от подвига не является преступлением. Преступление начинается тогда, когда человек добровольно, осознавая все последствия своего шага, отправляет в тюрьму соседа или начальника по ложному обвинению. За это он должен нести ответственность, а власть не должна делать донос выгодным инструментом достижения собственных целей. Сделать так гораздо сложнее, чем до хрипоты спорить о том, может ли христианин быть сторонником того или иного политика или исторического деятеля.

Андрей Зайцев, обозреватель портала Religare

http://www.religare.ru/2_101356.html