Волки в овечьей шкуре: к 425-летию основания УГКЦ. Протоиерей Владимир Долгих
21 октября 1596 года была заключена Брестская уния, что стало днем рождения униатской Церкви на наших землях.
Сегодня мы знаем ее под брендом Украинская греко-католическая церковь. Ее руководство участвует во всех крупных официальных мероприятиях. Ее глава Святослав Шевчук рассказывает, что 1030 лет, со дня Крещения Руси, УГКЦ «не только была защитницей, душой украинского народа, не только была государственнической Церковью, но Церковью государствообразующей». И в общественном сознании активно формируют мысль, что греко-католики – чуть ли не такие же православные, только служат на украинском языке.
Однако сам термин «униатство» определяет религиозное движение, направленное на объединение Католической церкви с восточными Православными Церквами – при условии их подчинения папе римскому. И именно этой цели служили и служат униатские священники на протяжении всей истории.
Чем хуже, тем лучше
Главными вдохновителями идеи подчинения западнорусских земель римскому престолу стал орден иезуитов. В 1656 году его представители появились в Литве и со временем организовали школу-коллегиум в Вильнюсе, а также монастырь, первым настоятелем которого стал Петр Повенский, более известный как Петр Скарга. Этот активист поддержал польского короля Стефана Батория в агрессивной кампании против Руси (Ливонской войне), а иезуитские служители стали капелланами в польской армии.
Естественно, что папе римскому все это понравилось, и после неудачных попыток открытого окатоличивания славянского народа латиняне решили проводить эту инициативу путем формирования унии. Иезуиты тут же включились в пропагандистскую кампанию по дискредитации Православной Церкви и восхвалению римского престола. Польские короли этому всячески способствовали, т.к. боялись влияния Великой Руси на подъяремные им народы. Поэтому под их влиянием в митрополиты Киевские поставляли всяких негодяев.
После низвержения двоеженца и развратника митрополита Онисифора Девочки прибывший в Польшу Константинопольский патриарх Иеремия возвел на Киевский престол епископа Михаила Рогозу, который обладал достаточно одиозной репутацией.
Дабы как-то прикрыть возможные неблаговидные поступки Рогозы, в 1589 году патриарх Иеремия, вопреки церковным правилам, поставил еще и своего местоблюстителя – богатого весельчака и гуляку епископа Кирилла Терлецкого, которого наделил правами, превышающими права митрополита. Но в принципе, этого можно было и не делать, т.к. оба этих человека стали активными деятелями проводимой Римом униатской политики, приобретшей к концу XVI века широкий размах.
Сам термин «униатство» определяет религиозное движение, направленное на объединение Католической церкви с восточными Православными Церквами – при условии их подчинения папе римскому.
Тот же патриарх Иеремия в том же 1589 году возвел и митрополита Московского Иова в патриаршее достоинство. Но при всем положительном значении это событие лишь подстегнуло польского короля Сигизмунда III к более активному и агрессивному окатоличиванию подчиненного ему православного народа.
В результате ряда событий 12 июня 1595 года состоялся первый Брестский Собор, на котором Терлецкий и присоединившийся к нему епископ Владимирский и Брестский Ипатий Поцей составили письмо к папе Клименту VIII с просьбой присоединить их к Католической церкви.
Через пять месяцев в Ватикане, в торжественной обстановке, состоялось завершение унии, и эти два предателя Православной веры присягнули на верность «папской туфле». После некоторых колебаний к ним присоединился и Рогоза.
Огнем и мечом
Несмотря на действия изменников, основной отпор унии поднялся с низов – простого народа и рядовых священников. На их строну стали епископ Львовский Гедеон (Балабан) и митрополит Исаия Копинский. Большая часть православной шляхты подала протест королю Сигизмунду против унии. Но тот решил довести дело до конца, в результате чего в Бресте созвали специальный Собор.
Рогоза объявил о начале его работы 8 октября (по старому стилю) 1596 года, но реально епископы-униаты и их католические друзья съехались на два дня раньше, дабы по прибытии своих противников поставить их перед свершившимся фактом. В итоге митрополит Михаил Рогоза предал всех верных Православной Церкви проклятию, отлучил, а духовенство лишил сана.
Подписанием унии все не закончилось, и православному народу, проживавшему на территориях современной Западной Украины, пришлось очень несладко. Уже с самого начала униаты продемонстрировали, какой «государтвообразующей душой украинского народа» они были, и из глубины веков передают пример лукавящему Шевчуку. СПЖ не раз описывал страдания нашего народа, поэтому остановимся на ряде самых интересных и трагичных фактов.
Через пять месяцев в Ватикане, в торжественной обстановке, состоялось завершение унии, и два предателя Православной веры присягнули на верность «папской туфле».
В конце XVI-XVII вв. воинствующие католики решили окончательно уничтожить Православие в западнорусских землях. Не прекращалась волна жестоких гонений и преследований. По требованию Ватикана польское правительство в 1667 году на вечные времена уравняло униатское духовенство с католическим, а в 1668 году перешедших в Православие священников фактически поставило вне закона.
В 1676 году польский сейм запретил православным какие-либо сношения с церковной властью в лице Константинопольского патриархата и предписал за нарушение этого запрета конфискацию имущества и смертную казнь.
В 1686 году Россия и Польша заключили «Вечный мир», в результате которого последняя обязалась не чинить гонений православных на отошедшем в ее владение Правобережье. Однако все эти обещания стали «филькиной грамотой», т.к. сразу после подписания договора иезуиты и униаты, при поддержке польского короля Яна III Собеского, устроили православному населению погромы.
Многие храмы отобрали и разграбили. Сам король стал образцом гонителя и открыто заявлял о необходимости карать православных, чтоб те даже не помышляли противиться унии. И этот жесточайший гнет возымел действие – в начале XVIII века в землях западной Руси 700-летние Православие было практически уничтожено.
За фюрера и немецкий народ
В конце XVIII столетия произошло три разделения Польши, в результате чего часть земель современной Западной Украины оказались во владении австрийских Габсбургов. Это дало некоторое облегчение подконтрольным им православным.
В конце XIX века отношения между Германией и Австро-Венгрией с одной стороны и Российской империей с другой начали осложняться. Держащие «нос по ветру» католики и униаты быстро сориентировались в новой непростой ситуации. Для укрепления позиций вечных врагов Православия папа Лев XIII поднял вопрос о создании греко-католического патриархата во Львове. Выбор кандидата на пост главы этой религиозной организации остановился на молодом аристократе Романе Шептицком (в монашестве принял имя Андрей), т.к. тот обладал всеми необходимыми «достоинствами». Кроме того, в его роду даже были униатские епископы.
Ватикан потратил немало усилий и времени на подготовку Шептицкого к служению в роли главы униатов. Вся эта история крайне неприглядна, но не будем на ней останавливаться, а отметим, что в 1900 году, в возрасте 35 лет, он таки занял необходимый пост.
Новоявленный глава униатов понимал, для чего его возвели на столь высокую должность, и сразу же начал свою деятельность с проповеди о необходимости войны против «погибающей в православной ереси» Российской империи.
Первая Мировая война не заставила себя ждать, по случаю чего 21 августа 1914 года Шептицкий обратился к своей пастве со словом, в котором заявил буквально следующее: «Именем Божиим, как ваш митрополит и пастырь душ, заклинаю вас: не принимайте иудина совета, не слушайте тех, что хотят заковать вас в цепи; не слушайте голоса лживых безбожников (православных – Ред.), которые смеют подговаривать вас к измене императору, Отечеству, вере… Мы Божьею волей связаны с австрийским государством и династией Габсбургов».
Да уж, униаты действительно 1030 лет являются украинской государствообразующей Церковью!
Ватикан потратил немало усилий и времени на подготовку Шептицкого к служению в роли главы униатов.
СПЖ не раз приводил эпистолярные шедевры Шептицкого и времен Второй Мировой войны. 23 сентября 1941 года, сразу после взятия Киева нацистскими войсками, он направил Гитлеру поздравительное письмо с такими словами:
«Ваша Экселенция! Как глава Украинской греко-католической церкви, я передаю Вашей Экселенции мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины, златоглавым городом на Днепре – Киевом!.. Украинская греко-католическая церковь знает об истинном значении могучего движения Немецкого народа под Вашим руководством… Я буду молить Бога о благословении победы, которая станет гарантией длительного мира для Вашей Экселенции, Немецкой Армии и Немецкого Народа».
Это было далеко не единственное льстивое письмо, написанное Шептицким фюреру. Он даже помогал вывозить украинскую молодежь на принудительные работы в Германию. Чему-чему, а выслуживаться перед власть имущими униаты действительно научились.
Шептицкий принимал участие и в формировании 14-й гренадерской дивизии СС «Галичина». И это речь только о главе униатов, а том, что творило их так называемое духовенство (с «висвячуванням ножів» для карательных операций в лучших традициях времен Сигизмунда III и Яна Собеского) и говорить не приходится.
Стабильность сквозь века
Как видим, Шептицкий был деятелем больше политическим, чем религиозным или церковным, что признал даже папа Бенедикт XVI. Поэтому предвидя приближающееся поражение германских войск, он поменял тон, что не осталось незамеченным начальником управления наркомата госбезопасности УССР по Львовской области Константином Волошенко.
Постепенно лояльность митрополита Андрея к советской власти только возрастала. В итоге 10 октября 1944 года он написал письмо Сталину, где назвал его «Правителем СССР, главнокомандующим и великим маршалом непобедимой Красной Армии», а по поводу победы советских войск над гитлеровцами на территориях западной Украины добавил: «Эти светлые события и терпимость, с которой Вы относитесь к нашей Церкви, вызвали и в нашей Церкви надежду, что она, как и весь народ, найдет в СССР под Вашим водительством полную свободу работы и развития в благополучии и счастье».
К слову, 7 сентября 1944 года на сессии собора греко-католического духовенства Шептицкий прямо и недвусмысленно осудил деятельность УПА. Вот уж поистине завидный конформизм! Нерешенным остается только вопрос: что же «государствообразовывали» униаты – Польшу, Австро-Венгрию, Третий Рейх или все-таки СССР?
Как только советское правительство получило контроль над территориями Западной Украины, оно сделало ставку на личность Шептицкого в деле укрепления своей власти. Поэтому изначально коммунисты не планировали предпринимать каких-либо жестких действий по ущемлению униатов.
Но 1 ноября 1944 года их глава скончался. Иосиф Слипый – новый лидер греко-католиков – доверия не внушал и не обладал необходимым авторитетом среди духовенства, а его властные противостояния с Гавриилом Костельником и антисоветские высказывания только усугубили положение.
Нерешенным остается только вопрос: что же «государствообразовывали» униаты – Польшу, Австро-Венгрию, Третий Рейх или все-таки СССР?
В итоге тон отношения между униатами и коммунистической властью сильно изменился. Последствием этого 3 февраля 1945 года стало утверждение секретного плана оперативных мероприятий по ликвидации этой религиозной организации. Часть греко-католического духовенства на Львовском Соборе 1946 года перешла в лоно Русской Православной Церкви. Ряд же униатских служителей репрессировали.
До 1990 года деятельность Греко-католической церкви была нелегальной. После встречи Михаила Горбачева с папой Иоанном Павлом II этот запрет сняли. Затем последовал распад СССР и новый виток неприглядной истории униатства с захватами православных храмов и избиением верующих, который продолжается по сей день и свидетелями которого мы являемся.
И сегодня во главе всего этого безобразия стоит Святослав Шевчук, с лукавой улыбкой на лице рассказывающий о «душе» украинского народа.
https://spzh.news/ru/istorija-i-kulytrua/83386-volki-v-ovechyjej-shkure-...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии