Воины от Бога

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Человек в черной рясе в строю — давно не “чудесное” явление в Российской армии. После того как в 2009 году президент подписал указ о введении военных священников в штатную численность Российской армии, этих воинов духа должно стать еще больше.

Главный священник ВДВ иерей Михаил Васильев, за плечами которого 14 лет работы в армии и более 30 командировок в “горячие точки”, рассказал “МК”, зачем армии нужны священники. Оказалось, что батюшка в армии не только крестит, исповедует и причащает… Рукопашный бой, прыжки с парашютом, первая медпомощь тоже входят в его обязанности.

— Отец Михаил, как сейчас обстоят дела с восстановлением института военных священников в Российской армии?

— Как уже ранее говорилось, в Российской армии к концу этого года должны появиться 240 штатных священнослужителей. Первые 100 кандидатов на эти должности РПЦ уже отобрала. Процесс с официальным трудоустройством военных священнослужителей, хочется надеяться, идет. А пока на добровольных началах в армии как работали, так и продолжают работать около тысячи священнослужителей.

Но это капля в море. К примеру, в израильской армии один раввин приходится на 100–150 человек. В Иране один мулла на 30 военнослужащих. У нас же, получается, один священник на 3–7 тысяч солдат.

— Очевидно, что специальные курсы для священнослужителей необходимы. Вот представьте, что новоиспеченного хирурга без практики отправляют в больницу к тяжелобольным пациентам… Ожидается, что проводить трехмесячные курсы будут на базе какого-нибудь военного вуза. Подготовку будут проходить священнослужители всех конфессий. Бояться, что войсковой раввин или мулла, сидя за одной партой, подерутся, не стоит. Заповеди для верующих людей по значению одинаковы.— Руководство Минобороны неоднократно заявляло, что штатные священники будут обязаны пройти специальные курсы. Насколько они необходимы?

— Все-таки что такого особенного должен уметь военный священник?

— В первую очередь священнослужителя должны научить науке выживания и медицинским азам. Священник, которому наряду с военными приходится бывать в «горячих точках», обязан знать, как открыть люк БТР-80 или как за 20 секунд остановить бедренное кровотечение. Знаете, по своему опыту могу сказать, что ощущения не из приятных, когда у тебя берцы залиты кровью… Кроме этих дисциплин священники должны разбираться в званиях, как разговаривать с летчиками или моряками… Вообще эти курсы необходимы для того, чтобы окунуться в армейскую жизнь, почувствовать ее атмосферу, чтобы в армии не напортачить.

— Отец Михаил, а зачем вэдэвэшникам мобильный алтарь?

— Просто раньше мы служили в палатках. А это не всегда удобно — в палатке все военнослужащие не помещались. У мусульман и иудеев таковой проблемы не было. Им проще — нужно только разложить коврик в нужном направлении. У православных сложнее — необходим алтарь. Теперь в любом месте мы можем проводить богослужения сразу для 3–4 тысяч военнослужащих.

— Это так необходимо?

— К примеру, перед Пасхой мы были в Алабине, Кубинке. Исповедали и причастили там 2950 военнослужащих, которые готовились к параду на Красной площади и не могли выехать за пределы своей части. Из них не менее трети — офицеры. Для верующего человека это важно. Понимаете, крестить можно и в Азовском море (кстати, за год крестились 7 тысяч военнослужащих). Но алтарь нужен каждый день. Нужны такие элементарные вещи, как холодильник для просфор и свечей, помещение для икон и книг, место для 200 литров воды, место для отдыха… Все это в мобильном алтаре есть.

— А что за мультимедийное оборудование, которым снабжен мобильный алтарь?

— Это экран, на который проецируется все происходящее, микрофоны. Эта техника нужна для массовых богослужений. А таких, поверьте, немало. Бывало так, что за день причащали 1300 человек. Вот под Ейском, откуда мобильный алтарь недавно отправился в Новороссийск, четыре священника исповедали и причастили 680 солдат. Работали даже ночью. Военнослужащие просили разбудить на исповедь…

— Насколько это затратное дело?

— Этот мобильный алтарь в общей сложности обошелся в 2 млн. 400 тыс. рублей. Строили его на пожертвования. Деньги собирали буквально по крупицам. Но он того стоит. Будем строить и дальше. В идеале такой алтарь должен быть в каждой дивизии или бригаде.

— А с какими проблемами чаще всего обращаются военнослужащие к священнослужителям?

— Вообще о таких вещах не говорят. Это выходит за рамки интервью. Если в общих чертах, то чаще всего военнослужащих терзает главный грех — уныние. Военнослужащие часто не понимают, почему руководство принимает те или иные решения. Когда проходило сокращение военных вузов, которые они закончили, когда увольняли офицеров, военные часто спрашивали: «нужен ли я России?», «зачем получал военное образование?». Тогда мы объясняли, что нужны, что ситуация обязательно изменится. К людям постепенно возвращается вера.

— Почему именно в ВДВ, по сравнению с другими родами войск, так много священников — аж 13 человек?

— Наверное, потому, что именно здесь военнослужащим чаще всего приходится видеть смерть. Когда понимаешь, что любой из железных кусков может разбить твою голову на маленькие кусочки, в Бога поверишь. Также немало священнослужителей в РВСН. В таких войсках должны служить высоконравственные люди, которые понимали бы последствия своих действий. Кстати, ни один запуск баллистической ракеты не проходит без ее освящения.

— Священнослужители, работающие в ВДВ, известны тем, что вместе с военными совершают прыжки в парашютом, участвуют в учениях… Кому это нужно? Ведь ни соцгарантий, ни элементарной страховки у священников пока нет…

— Действительно, в ВДВ десантировались 10 священников. Многие не понимают, зачем. Но это не позерство — это необходимость, некий методический прием. Священнослужитель, чтобы понимать и находить понимание, должен разделить все тяготы военной службы солдат. Поверьте, в армии очень мало священников, в которых не стреляли.

— Как вы считаете, современная армия способна воспитать воина?

— Если призывник попадает в ВДВ или в морскую пехоту, ему даже года хватит, чтобы стать настоящим мужчиной. Если за все время в армии он два раза держал в руках автомат — вряд ли. Ко всему прочему, наша задача — помочь мальчишкам с тонкими шеями, которые приходят в армию, сформировать сердце — моральные принципы.

Кирилл Салтыков
Источник: Московский комсомолец

http://www.pravmir.ru/voiny-ot-boga/