Война с индейцами: Почему все должны знать историю индейцев Америки

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Американцы уже давно сигнализируют России, что в случае неких договоренностей с Киевом санкции будут ослаблены или отменены. Вот и Генри Киссинджер недавно призвал срочно завершить конфликт на Украине переговорами. В нашей стране многие называют такое поведение противоречивым и непоследовательным. Но на самом деле в политике США противоречий нет. Гаитянский режиссер Рауль Пек в своём последнем фильме «Уничтожьте всех дикарей» (2021) сформулировал важный тезис: «Все войны, в которых так или иначе участвуют США, напоминают их войны с индейцами». И он абсолютно прав. Именно в войнах с индейцами сложилась своеобразная американская политическая культура — та самая, которую в XX веке они попытались распространить на весь мир. (Ниже примеры вопросов, особенно часто задаваемых нашими соотечественниками, и ответы на них, подсказанные взаимоотношениями американцев с коренными народами США.)

1. Могут ли цивилизованные американцы желать другим народам массовой гибели?

Да, могут.

В 1607 году англосаксы основали свою первую колонию в Новой Англии, а через девять лет среди индейцев началась эпидемия завезённой из Европы чумы. Эту эпидемию, поразившую значительную часть индейцев, белые колонисты расценивали как «Божью милость». В Англии публиковались призывы переселяться в Америку, где между прочим сообщалось: «Бог предназначил эту страну для нашей нации, уничтожив туземцев чумой, не тронувшей ни одного англичанина».

Пуритане верили, что Америка, новая земля обетованная, подарена им Богом. В 1653 году из Новой Англии «с чувством глубокого удовлетворения» сообщали, что благодаря «чудесным трудам великого Иеговы» численность массачусетского племени индейцев сократилась с тридцати тысяч до трех.

Этот взгляд был популярен как среди простых людей, так и среди светочей англосаксонской культуры. Так мыслил, например, знаменитый поэт Джон Мильтон, убеждённый в особом божественном Провидении, которое помогает избранному народу англосаксов завоёвывать мир.

Неудивительно, что когда в 1763 году генерал Джефри Амхерст предложил использовать против индейцев одеяла из оспенных бараков, это встретило всеобщее понимание. В том же году командование форта Питт передало такие одеяла индейским переговорщикам, причём начальник ополчения Уильм Трент сделал об этом событии запись в журнале, сопроводив её комментарием: «Я надеюсь, всё это возымеет должный эффект».

Не стоит списывать этой случай на личную ненависть Амхерста и Трента к индейцам. Они ничем не отличались от многих тысяч других белых американцев, убеждённых, что «дикая раса» вскоре исчезнет, уступив место англосаксам. И когда уже в наше время американцы окружают Россию и Китай биолабораториями, пытаясь создать избирательно действующее биологическое оружие, они всего лишь следуют ценностям (антиценностям) своей культуры: помогают Провидению уничтожить всех дикарей.

2. Если выполнять все требования американцев, наступит ли на Земле мир и процветание?

Нет, не наступит. 

Об этом свидетельствует пример так называемых пяти цивилизованных племён на юго-востоке США. 

Индейцы пяти племён активно перенимали культурные и технические достижения англосаксов и даже сам их образ жизни. Они отошли от охоты и собирательства, разбили хлопковые плантации, начали разводить скот, развивали ремесла, строили кузницы, мельницы и таверны. Они жили в домах европейского типа, носили одежду из тканей, создали алфавит, завели бесплатные школы и добились высокого уровня грамотности. Многие из них умели читать и писать на двух языках — английском и родном. В 1828 году начала выходить первая газета коренных американцев «Чероки Феникс».

Индейцы перешли на политическую систему западноевропейского типа, с разделением властей. У племени чероки появилось сильное центральное правительство, была разработана конституция (на основе конституции США). Многие индейцы приняли христианство.

Но — увы. Земли цивилизованных краснокожих приглянулись белым переселенцам. В 1830 году сторонник этнических чисток и президент США от демократической партии Эндрю Джексон подписал Закон о принудительной депортации. Индейцев пяти племен стали насильственно переселять с обустроенного и богатого юго-востока на дикие земли Великих Равнин. Поскольку цивилизованные индейцы уже разучились жить под открытым небом, переселение сопровождалось их массовой гибелью.

3. Уважают ли американцы законы и международное право?

Нет, не уважают.

Американцы вообще скептически относятся к законам и правовым нормам, если речь идёт об их отношениях с дикарями. 

В 1830 году цивилизованные индейцы племени чероки, возмущённые незаконной депортацией, обратились к юристам и подали в суд на правительство штата. Удивительно, но судебное разбирательство завершилось их полной победой! Верховный суд США дважды выносил решение в пользу народа чероки, однако исполнительная власть проигнорировала этот вердикт. Гарант конституции США, президент Джексон произнёс по этому поводу свою знаменитую фразу: «Суд вынес мертворождённое решение». Сообщают, что он также сказал: «Главный судья Джон Маршалл принял постановление, вот пусть он его и исполняет».

Опытный юрист, поработавший в своё время и адвокатом, и окружным прокурором, президент Эндрю Джексон знал, что делает. Насильственная депортация, сопровождавшаяся массовой гибелью женщин и детей, продолжалась. Индейцам даже не давали собрать вещи, их просто угоняли на запад по Дороге Слёз. До восточной части современного штата Оклахома, куда их переселяли, дошло чуть больше половины цивилизованных. Остальные умерли от лишений, болезней и голода.

4. Можно ли вести переговоры с американцами?

Да, можно. 

Американцы любят переговоры и умеют делать их приятными для дикарей.

В 1863 году известный американский борец за равноправие, президент США Авраам Линкольн встретился с несколькими индейскими вождями в Белом доме. Старшему из них, Тощему Медведю, принесли кресло, и он беседовал с Линкольном, как с равным. Вождь индейцев заявил, что Великий Отец должен дать своим белым детям наставление воздержаться от бесчинств, и тогда индейцы и белые смогут без всяких проблем передвигаться по Великим равнинам.

В ответ Линкольн рассказал индейским вождям о том, что земля — это «огромный круглый шар, на котором не счесть белых». Президент приказал подать глобус и попросил находившегося в зале профессора показать гостям океаны, континенты и множество населённых белыми государств.

Потом Линкольн объявил, что «задача правительства — поладить миром с вождями и со всеми их краснокожими братьями».

В знак мира вождям выдали медные медали и подписанные Линкольном бумаги, подтверждающие дружбу индейцев с правительством США. На этом переговоры закончились, и вожди вернулись к своим племенам в восточную часть современного штата Колорадо.

Примерно через год после встречи с Линкольном вождь Тощий Медведь со своим племенем охотился на бизонов. Внезапно индейцы заметили на горизонте четыре колонны всадников в военной форме. Тощий Медведь с несколькими сопровождающими выехал навстречу. На груди у него сияла подаренная президентом медаль, в руках он держал подписанный в Вашингтоне договор о дружбе. Вождь ничего не подозревал, ведь они с Линкольном договорились соблюдать мир. В большой палатке Великого Отца его принимали важные люди. У него были медаль и бумаги, подтверждавшие, что он друг бледнолицых.

Когда Тощий Медведь оказался в десятке шагов от строя, солдаты подняли ружья и открыли огонь. Вождь рухнул на землю. Подъехав к телу, кавалеристы всадили в него ещё несколько пуль.

Так что да, вести переговоры с американцами можно, можно даже о чём-то договариваться и получать у них документы (медали и проч.), только нельзя забывать о том, что соблюдать договорённости с дикарями они не будут.

5. Помогают ли американцы дикарям хотя бы в виде исключения?

Да, помогают.

Хрестоматийный пример — их помощь в 1893 году заговорщикам на Гавайских островах. В то время на Гавайях существовало единственное в Океании полноценное туземное государство, с законами, армией, флотом, христианской церковью и монархом. В 1893 году американцы спровоцировали восстание против королевской власти, сделав ставку на тех гавайцев в армии и правительстве, которые симпатизировали США и их цивилизаторской миссии.

Восстание было поддержано десантом с американских военных кораблей, и гавайскую королеву Лилиуокалани заставили отречься от престола. Президентом «гавайской республики» стал сын американского миссионера Доул. Первым шагом нового правительства стала отправка делегации в Вашингтон с просьбой присоединить острова к США.

В 1898 году Гавайи были объявлены американским владением, а в 1959 году вошли в состав США как пятидесятый штат. В 1993 году президент Клинтон официально извинился перед коренными гавайцами за уничтожение королевства. 

Впрочем, извиняться было уже практически не перед кем. По официальным данным уже в 1967 году осталось только 10 тысяч гавайцев — эпидемии заразных болезней, конфискация земли и насильственная американизация сделали своё дело. Сейчас численность чистокровных гавайцев оценивается в одну тысячу человек. В основном они заняты обслуживанием туристов и неквалифицированным трудом. Великая культура некогда многочисленного полинезийского народа, создавшего собственную государственность, почти полностью уничтожена.

Что тут ещё сказать? Как говорил фон Клаузевиц, «тот, кто не помнит прошлого, обречён на его повторение». Сейчас глобализация превратила весь мир в сферу интересов Америки, поэтому любой народ (русский, белорусский, казахский etc.), не желающий помнить, как англосаксы поступили с коренными жителями США, неизбежно повторит их судьбу.

Дмитрий Орехов

Источник: Новая Евразия