Война и коронавирус в жизни УПЦ: что общего? Кирилл Александров
Анализ нынешней ситуации в Церкви и сравнение с «коронавирусным» периодом позволяет провести некоторые параллели.
Сегодня все информационное пространство в Украине занято войной. Подавляющее большинство людей регулярно смотрят новости с фронта, поддерживают свою армию и ненавидят чужую. Все, что опосредованно связано со словом «русский», жестко преследуется и зачищается: сносятся памятники, готовятся к уничтожению книги, ограничивается использование языка. Не обошло такое «внимание» и Украинскую Православную Церковь – из-за молитвенной и юрисдикционной связи с Московским Патриархатом. Местные власти принимают незаконные решения о запрете УПЦ в своих регионах, принуждают общины к переходам в ПЦУ и глобально такие переходы организовывают.
Многие священники добровольно перешли в ПЦУ, другие обдумывают такой шаг. И хотя они прекрасно осведомлены, какое отношение имеет к Церкви Христовой структура Сергея Думенко, прессинг общества настолько силен, что он вполне может оказаться сильнее и священнической присяги, и священнической совести, и даже мыслей о своих перспективах в Вечности.
Вчера ковид, сегодня война, что завтра?
«Ненавидь с нами, ненавидь как мы, ненавидь сильнее нас» – так можно актуализировать одну спортивную телепрограмму к нынешним реалиям. «Путин, Кирилл, орки, свинособаки, курс русского военного корабля» – все эти нарративы настолько заполонили украинское информпространство, что не могут обойти стороной человека, если он тратит большую часть своего времени на поглощение новостей. Они проникают в сознание и неизбежно формируют его внутренний мир. Даже если этот человек – носитель священнического сана.
А ведь до войны у нас уже было нечто похожее, не так ли?
«Бойся с нами, бойся как мы, бойся сильнее нас» – так можно было охарактеризовать время, которое мы пережили совсем недавно – в прошлом и позапрошлом году. Тогда в мире господствовал коронавирус. О нем постоянно говорили, его ужасались, против него боролись и твердили, что наша жизнь теперь никогда не будет прежней. Была организована небывалая глобальная кампания по вакцинации, где несогласные жестко подавлялись и преследовались, их элементарные права очевидно нарушались ради «всеобщего блага». И что в итоге? Куда все это исчезло?
Занимательный график смертности от ковида в Украине показывает Оксфордский сайт ourworldindata.org. После 24 февраля 2022 г. смертность резко падает и по состоянию на 04.03.2022 г. выдает цифру «0».
Скриншот сайта ourworldindata.org
Многие люди и в Украине, и в мире говорили, что ковид исчезнет, когда о нем перестанут говорить. Сейчас мы это наблюдаем воочию. Не произойдет ли чего-то похожего и с войной, когда наступит время? Не забудем ли мы и о ней ради чего-то нового?
Когда ковид и война лишь декорации в борьбе
А ведь ковидная истерия тогда вовсю использовалась для борьбы с Церковью. «Патриотические» каналы рассказывали, как в «московском патриархате» распространяют заразу и тем самым убивают украинцев. Мы помним их злорадство по поводу заболевших в Киево-Печерской лавре, помним предпасхальные сюжеты «ТСН» 2020 года из заполненных храмов УПЦ с прогнозами, что вскоре «мы все умрем». Помним такие же разговоры после Всеукраинского крестного хода в 2021 году.
И ведь активничали тогда не только журналисты. Те же люди, что запрещают деятельность УПЦ сейчас, боролись с ней и тогда. К примеру, городской голова Конотопа Артем Семинихин.
14 апреля 2020 года было опубликовано видео, на котором мэр Конотопа дает распоряжение перекопать дороги вокруг храмов УПЦ, отключить им электричество и воду, расторгнуть с ними договора аренды, а на клириков завести уголовные дела. В 2022 г. тот же самый А. Семинихин сначала издал распоряжение о запрете УПЦ, а позже распорядился описать имущество храмов, а сами храмы – опечатать и взять под охрану.
И это только один пример, призванный проиллюстрировать тезис, что недруги УПЦ всегда будут использовать любой подходящий повод для борьбы с ней.
Раньше эта борьба аргументировалась необходимостью победы над ковидом, сейчас – победой над РФ. Тогда верующим предлагалось терпеть притеснения ради здоровья окружающих, сейчас – ради… чего? Так сразу и не скажешь. Просто ради того, что такие настроения и требования общества. И мы должны понимать – вопрос не в реальной необходимости Церкви и ее верующих в чем-то помогать государству и социуму. Просто определенные силы используют ситуацию как повод для борьбы с УПЦ.
Когда эпохи меняются, а борьба с Церковью остается
Здесь можно вспомнить события столетней давности, когда в феврале 1922 года советская власть издала декрет о насильственном изъятии церковных ценностей. Тогда это обосновывалось необходимостью помощи голодающим Поволжья. Несмотря на то, что Церковь собирала такую помощь самостоятельно, власти ее игнорировали. Храмы банально грабили. Сотрудники 5‑го отдела Народного комиссариата юстиции публично объявили, что защита Церковью евхаристических чаш, иконных окладов и рак для мощей из серебра и золота будет расцениваться властью как контрреволюционная деятельность.
Тогда же властями была развернута мощнейшая антицерковная информкампания, где сообщалось, что духовенство скрывает свои ценности, добиваясь страданий голодного народа.
Позже стало известно, что из отобранных у Церкви 530 кг золота, 400 кг серебра, 35 670 драгоценных камней на нужды голодающих потрачено не было ничего. Это была «спецоперация» для ослабления самой Церкви. Следующим этапом этой операции было создание властями в мае 1922 года «Обновленческой церкви». Многие из духовенства, то ли под влиянием советской пропаганды о «плохой Тихоновской Церкви», то ли просто желая угодить властям, переходили к обновленцам. Проводя параллели с современностью, видим: ничего нового сейчас не происходит.
Молитва или новости: что выбрать?
Потому сегодня и духовенству, и верующим стоит спросить себя – а принимаю ли я решения, руководствуясь исключительно церковными аргументами, или могу стать жертвой манипуляторов, текущего информационного тренда?
Как известно, смутные времена (а мы сейчас живем именно в такой период) должны стимулировать верующего человека только усиливать свою молитву. Ведь именно обращение к Богу и святым помогает нам обособиться от внешних бурь и страстей, найти ответы на свои недоумения, выход в сложной ситуации. Можем ли мы сейчас сказать такое о себе? Или на наши решения скорее влияют сообщения в Телеграме, сомнительные статьи в СМИ и ура-патриотические видеоролики?
Да и к чему нас может вынести весь этот информационный поток, который то и дело меняет свое направление?
Сейчас многие лихорадочно говорят: все пропало – храмы отбирают, люди уходят, мы их теряем. И действительно, многие общины переводят в ПЦУ. Есть и те, кто уходит добровольно. Но уходят ли они исключительно потому, что сейчас война, а у нас – «московская церковь»? И какая доля таких потерь?
Ведь если вспомнить недавние «коронавирусные» времена, то можно провести некоторые параллели. Тогда от рака, сердечно-сосудистых заболеваний умирало во много раз больше людей, чем от ковида, но все медиапространство было заполнено сообщениями только о «ковидных» смертях. Нам транслировали только их, никаких других словно не существовало.
Но давайте будем честными: где настоятель сумел создать сплоченную общину, сумел привить людям подлинную церковность, там общины не уходят из УПЦ, даже когда у них насильно отбирают храмы. А где церковная жизнь сводилась к «обрядовому православию», где людей интересовало какому святому свечку поставить, чтобы решить финансовые проблемы, где священник больше думал о плате за требы, чем о состоянии душ паствы, там люди из УПЦ уходили и раньше, а сейчас этот процесс только ускорился. И это логично, ведь «священники» в ПЦУ носят такие же рясы, как и в УПЦ, и так же могут прочитать по молитвослову нужные последования.
Поэтому выход из сложившейся ситуации – это подлинное воцерковление сознания прихожан, понимание того, что есть Церковь, по каким признакам она распознается, старание вести свою жизнь в соответствии с Евангелием и учением святых отцов. Это сплочение общины вокруг своего настоятеля, сплочение духовенства вокруг своего архиерея, а иерархов – вокруг Предстоятеля Блаженнейшего Онуфрия. Время гонений – это тяжелое время, но оно и благодатное, потому что в это время есть возможность доказать свою верность Христу и Его Церкви не просто на словах, а самой своей жизнью.
«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак 1:2-4).
https://spzh.news/ru/zashhita-very/88668-vojna-i-koronavirus-v-zhizni-up...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии