Во вторник 1-ой седмицы Великого поста на повечерии после чтения канона Андрея Критского. О добродетели трезвения. Схиигумен Авраам (Рейдман)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня, как и вчера, мы рассмотрим только один тропарь Великого канона преподобного Андрея Критского. Этот тропарь напоминает нам о необыкновенном событии, описанном в Святом Евангелии, — о том, как Господь Иисус Христос, Сын Божий, воплотившийся Бог, допустил, чтобы диавол в пустыне искушал Его.
«Христос искушашеся, диавол искушаше, показуя камение, да хлеби будут; на гору возведе видети вся царствия мира во мгновении; убойся, о душе, ловления, трезвися, молися на всякий час Богу». Андрей Критский изумляется действительно непостижимому событию. Даже мысль о том, что Господь мог искушаться, нас пугает. Думая об этом, мы как будто переходим некую грань, за которой кончается благоговение и появляется некая тень кощунства. Конечно, Его искушение не было подобно нашему: Он не склонился к соблазну и не отступил от воли Божией. Но нельзя эту ситуацию рассматривать и так, что Христу как человеку вовсе невозможно было искуситься. Иначе диавол и не подступился бы к Нему, Господь не допустил бы этого. Диавол, как существо неверующее по своей расположенности, видел в Иисусе только человека и не хотел признавать в Нем Сына Божия. Он решил испытать Его: точно ли это так? Христос боролся с искушением как человек, но борьба была неизмеримо более тяжелой и страшной, чем у обычных людей. Можно сказать, что это была титаническая борьба.
Господь Иисус Христос сорок дней и ночей пребывал без пищи и пития. Напоследок же Он «взалкал», то есть почувствовал голод (см. Мф. 4, 1–2; Лк. 4, 1–2). Значит, до последних дней поста Он голода не испытывал. Это едва укладывается в нашем сознании, поскольку кажется невозможным. Но, как известно, некоторые подвижники христианства совершали подобные подвиги. Например, преподобный Симеон Столпник во время Великого поста не вкушал никакой пищи и не пил воды. Первые двадцать дней он стоял, в последующие дни, обессилев, сидел. Он совершал это каждый год (конечно, не без помощи благодати Божией). Если обыкновенный грешный человек способен на такое, то тем паче Сын Божий. Хотя и облеченный человеческой плотью, он был чист и безгрешен. Его человеческое естество не было искажено никаким грехом, поэтому Он смог совершить такой подвиг. Но на сороковой день Иисус Христос все же почувствовал голод.
Тогда диавол, воспользовавшись естественным свойством человека желать пищи, приступил к нему и стал искушать. К нам диавол приступает через наши мысли. Согрешив, наши прародители вступили в противозаконное общение с ним и дали ему доступ к человеческому уму. Нам трудно восстановить единение ума с Богом, но мы легко соединяемся и общаемся с диаволом через всевозможные греховные помыслы и ощущения, которые он нам внушает. К Господу Иисусу Христу диавол таким образом приступить не мог, потому что Он был не только Сын Божий, но и безгрешный человек. Он был новым Адамом — таким, каким был первый человек до грехопадения. Поэтому диавол приступил к Иисусу непосредственно. В храме монастыря Хора в Константинополе есть замечательные мозаики, посвященные этому событию. В древних храмах часто изображалось искушение Господа — сюжет, волнующий всех верующих. Искушение Самого Спасителя казалось людям чем-то превосходящим разум. «Христос искушашеся». Если диавол дерзнул соблазнять Самого Бога, то как же должны быть осторожны мы, грешные люди! Как должны быть внимательны к себе, как трепетать за свое спасение! Но почему-то нам кажется, что в виде какого-то необыкновенного исключения беда нас минует и диавол либо вовсе не будет нас искушать, либо чересчур соблазнительные и сильные искушения нас обойдут. Нам представляется, что существует способ выйти сухими из воды.
Преподобный Андрей Критский говорит в этом тропаре: «Убойся, о душе, ловления, трезвися, молися на всякий час Богу». Мы должны бояться диавола, но наш страх должен быть подобен страху воина перед битвой. Страх заставляет бойца бодрствовать, соблюдать осторожность, проявлять искусность в борьбе с врагами. Когда воины совершенно не боятся, как это бывает с молодыми и легкомысленными солдатами, враг легко уничтожает таких самонадеянных противников. Опытный и искусный боец не стыдится признаться в своем страхе. Но этот страх не столь силен, чтобы лишить его мужества и заставить нарушить воинский долг. Страх делает человека осторожным, собранным и внимательным. Такой человек не только избежит бессмысленной гибели, но и, может быть, совершит подвиги, которые принесут пользу всему воинству.
«Убойся, о душе, ловления» — то есть опасайся соблазниться, попасть в дьявольские сети. Нелепо полагать, будто соблазны нас минуют. Если сатана дерзнул искушать Сына Божия, Самого Бога, то какие многообразные соблазны он может представить нам! Конечно, Господь не допускает, чтобы эти испытания были выше наших сил. Единственное исключение составляет случай, если человек впадает в гордость, из-за чего ему попускается впасть в такие ситуации, когда искушения превышают его силы. Но во всех остальных случаях, при всех жизненных трудностях мы должны понимать, что искушаемся, соблазняемся, спотыкаемся только потому, что не употребляем достаточных усилий для победы над грехом. Мы недостаточно каемся и смиряемся — и таким образом выводим себя из-под крова Божественной благодати. Беспечность и недостаток понуждения делают нас удоборанимыми для греха. Поэтому преподобный Андрей Критский, вспоминая необыкновенное евангельское повествование об искушении диаволом Христа, призывает нас к осторожности, собранности, трезвению.
«Убойся, о душе, ловления, трезвися, молися на всякий час Богу». Как избежать соблазнов? Можем ли мы вести себя так, чтобы диавол забыл о нас и никогда к нам не приступал? Пример, приведенный преподобным Андреем, говорит как раз о том, что мы не должны на это надеяться, и указывает нам не на то, как избежать соблазна, а на то, как не поддаться его действию: «Молися на всякий час Богу». Вот в чем состоит трезвение. Мы не знаем, когда придет враг и чем будет нас искушать. Может быть, он станет возбуждать в нас ту страсть, которая наиболее могущественно в нас действует. А может быть, воспользовавшись нашей успокоенностью и самонадеянностью, ввергнет в такую брань, которой мы не ожидаем. Бывает, что человек, как будто бы совершенно не склонный к пьянству, вдруг поддается как раз этой страсти. Человек чистый и целомудренный, не желающий и не ожидающий греха, попадает в такую ситуацию, что едва-едва может устоять. О подобных случаях рассказывает и святитель Игнатий. Поэтому нам необходимо всегда трезвиться и молиться, всегда просить Бога о помощи. Мы не знаем, в какой миг жизни эта помощь может нам понадобиться. Соблазны могут быть такими сильными, что потрясут все наше существо. Даже Господь вынужден был отвечать диаволу, чтобы отвергнуть его соблазнительные предложения. Тем паче это будет трудно для нас.
Нам кажется, что Богу все легко. Но о чем говорит Евангельское повествование? Когда приступил диавол и сказал: «Скажи, чтобы эти камни стали хлебами», Спаситель отвечал ему: «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким глаголом (т. е. словом. — Игум. А.), исходящим из уст Божиих» (см. Мф. 4, 3–4; Лк. 4, 3–4). Происходила борьба: Христос искушался, но не искусился. Диавол искушал, но не смог стать победителем в этой необыкновенной, непостижимой борьбе.
Затем он показал Спасителю все царства мира (см. Мф. 4, 8; Лк. 4, 5), то есть все, что вообще может привлекать человека. Почему мы думаем, что это ничего не значило для Господа Иисуса Христа как для человека? Неужели Он не понимал всего величия и сладости земных благ, которые предлагал ему диавол, требуя взамен поклонения себе? Но Он отверг и этот соблазн: «Господу Богу твоему поклонися, и тому одному послужишь. Отойди от меня, сатана» (см. Мф. 4, 9–10; Лк. 4, 7–8). Но диавол и после этого не отступил. Так бывает и в нашей жизни. Диавол не отступает от нас сразу, даже если мы решительно готовы отвергнуть его. Он вновь и вновь дерзновенно и нагло вторгается в наш ум.
Искушая Спасителя, диавол предложил Ему новый соблазн. Он принес Его на стену Иерусалимского храма и сказал Ему: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз. Тогда Ангелы на руках понесут Тебя» (см. Мф. 4, 5–6; Лк. 4, 9–11). Диавол искушал, наверное, для того чтобы Спаситель, когда Ангелы Его подхватили бы, соблазнился человеческой славой. Необыкновенно искусительно уже и то, что диавол перемещал Спасителя в пространстве. Представьте себе: он владел самим телом Спасителя — сначала вознес Христа на высокую гору, потом перенес на стену храма. Господь допустил это ради того, чтобы мы в искушениях всегда были поддерживаемы Его примером, живым и подлинным, и могли бы, верой соединившись с Ним, устоять Его силой. И в третий раз Спаситель с глубоким смирением отверг соблазнительное предложение диавола, сказав: «Не искушай Господа Бога твоего» (см. Мф. 4, 7; Лк. 4, 12). Следуя за Спасителем, за Начальником нашего спасения (см. Евр. 2, 10), или, по выражению святых отцов, за нашим Подвигоположником, то есть тем, кто начал подвиг борьбы с диаволом, мы должны Ему подражать. Мы должны всегда быть готовыми к борьбе, трезвиться, молиться, чтобы всегда быть укрепленными силой победившего все искушения Господа Иисуса Христа. Аминь.
http://www.sestry.ru/church/content/confessor/amvonn/p/vpost/01/06/html_...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии