Во Франции известный модельер готовит яркие облачения для духовенства к открытию собора Парижской Богоматери

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Во Франции известный модельер готовит яркие облачения для духовенства к открытию собора Парижской Богоматери
Он усматривает в этом почетном заказе «призвание свыше» благодаря знаку и чудесному совпадению

ПАРИЖ. Известный французский модельер готовит яркие облачения для духовенства к открытию собора Парижской Богоматери – он усматривает в этом почетном заказе «призвание свыше» благодаря знакам и чудесным совпадениям, пишет apnews.

Когда выдающийся модельер Жан-Шарль де Кастельбажак (Jean-Charles de Castelbajac) в апреле 2019 года стал свидетелем страшного пожара в соборе Парижской Богоматери, он, как и многие другие верные католики, почувствовал не только гнев и отчаяние, но и необходимость что-то срочно сделать. Вернувшись домой, он принялся лихорадочно набрасывать эскизы, воплощая смелые идеи реконструкции и украшения великого памятника истории и духовности страны. С тех пор он постоянно возвращался думами и творческими порывами к медленно возрождающемуся собору.

Вот почему, когда посланник парижского архиепископа неожиданно пришел к нему с просьбой разработать эскизы богослужебных одежд к открытию возрожденного собора в начале декабря этого года, маэстро Кастельбажак, будучи верным католиком, воспитанным в глубоко верующей семье, гордящейся священниками в своем роду, —почувствовал, что это знак, и он выходит далеко за рамки простого совпадения. «Я воспринял это как послание, а не просто как очередной заказ, – признается Кастельбажак. – Я сразу ощутил, что в этом есть нечто высшее, немного загадочное... таинственное. Это было как зов, как призвание свыше. Я так долго думал и питал эту мечту в своем сердце, и тут вдруг на меня снизошло призвание – точно в нужное время, когда созрела душа и замысел».

Теперь он со скромной гордостью в очередной раз разворачивает и осматривает в своей парижской студии некоторые из 2 тысяч красочных облачений для 700 сановных участников торжественного открытия собора. Он считает, что выполнил свой священный долг, создав богатую коллекцию изысканных облачений в сотрудничестве с выдающимися мастерами студии «19М». В этих церковных нарядах, пошитых преимущественно из плотного белоснежного шотландского шерстяного габардина с цветной отделкой, сочетаются его фирменная смелая эстетика яркой народности с глубочайшим почитанием многовекового духовного наследия собора, в котором живет дух и эстетика средневековья.

Стиль облачений и их красочная гамма выглядит необычно – они яркие, оптимистичные, весьма современные и, возможно, с точки зрения ортодокса, грешат шокирующим минимализмом. Эти одеяния, с их пестрыми разноцветными мазками на белом фоне, входят в явное противоречие с традиционным чопорным стилем и сдержанной гаммой богослужебных облачений соборного духовенства, которое хранило верность традиции почти 900 лет. В центре всех облачений, конечно же, царит большой золотой крест в окружении ярких цветных лоскутов красного, синего, желтого и зеленого бархата. «Это идея некоего взорванного естества, которое восстанавливается само по себе, – поясняет Кастельбажак суть своего замысла. – Это рассеянные осколки былого, которые сами собой собираются в нечто новое, как это мы видели при возрождении собора».

Обычно исполнителей подобных заказов подбирает особая церковная комиссия. Однако в этот раз католическое руководство сделало исключение и прямо выбрало Кастельбажака, хорошо зная его прошлые работы и достижения в создании облачений для духовенства и храмовых интерьеров. Так, еще в 1997 году он создал радужные одеяния для папы Иоанна Павла II, в которых тот предстал на Всемирном дне молодежи в Париже, а позднее эти облачения были бережно переданы в сокровищницу Собора Парижской Богоматери как святыни. Эта связь возродилась и приобрела особое значение для мастера во время и после пожара.

«Когда я в ужасе следил, как пламя поглощает собор, меня не покидали мысли «горят ли святыни? уцелеют ли святыни?» – вспоминает мастер. – Так что моя связь с собором не есть нечто материальное. Это по-настоящему сильная духовная связь». Для 74-летнего Кастельбажака память о двух страшных часах в 2019 году, когда он следил за пожаром вместе с женой, молясь со многими парижанами на коленях, до сих пор вызывает скорбь и решимость. «Горел ведь не только и не столько Нотр-Дам, – говорит мастер. – Закалку огнем проходила наша надежда. Это был величайший духовный подъем всего народа. Это был такой напряженный момент, а я все думал, что я могу сделать, чем помочь?».

В облачениях, которые после открытия собора будут носиться на литургиях постоянно — «вечно», как выразился Кастельбажак, — явственно ощущается преемственность с прошлой работой мастера для святого папы Иоанна Павла II. По своему стилю и дизайну эти одеяния представляют собой во многом новые вариации той мантии понтифика. Они в полной мере вобрали в себя фирменную эстетику Кастельбажака, с ее яркими и наивными, почти детскими оттенками и мазками, несущими оптимизм и надежду.

Увлечение Кастельбажака цветом началось в сиротском детстве. Оно прошло в казарменной атмосфере военной школы-интерната в Нормандии. «Те дни влачились душный и серой чередой, – с горечью вспоминает модельер. – Это было абсолютное, беспросветное одиночество, все вокруг меня было такое бесцветное. Цвет для меня, мальчика, стал спасательным кругом. Он был моим другом, моим плюшевым мишкой, средством ухода из мира муштры и конфликтов. Каждое утро цветные витражи в церкви и гербы в трапезной наполняли мой внутренний мир яркими радостными цветами».

Эта тайная одержимость определила его жизненный путь, сформировала как художника и принесла ему репутацию провокатора в мире моды. Творения Кастельбажака десятилетиями украшали королевских особ царства поп-культуры: Мадонна носила его пальто с плюшевым мишкой, американская певица Бейонсе появлялась в его платье в блестках, а барбадосская певица и актриса Рианна в костюме Дональда Дака. Создавая наряды для звезд эстрады и экрана Энди Уорхола, Кита Харинга и Жан-Мишеля Баския, он объединил искусство и моду в единое целое.

Он создал многие шедевры, украшал интерьеры и даже взлетно-посадочные полосы, а не только создавал наряды для звезд сцены и экрана. Однако в работах для Собора Парижской Богоматери мастер Кастельбажак избрал несколько иное, более личностное звучание, с долей простой и наивной радости. Католики-традиционалисты, безусловно, могут усмотреть в этих ярких красках на белом фоне недопустимую игривость и легкомыслие, однако мастер не сомневается, что не посрамил высокое доверие, оказанное ему священноначалием Нотр-Дама. «Возможно, я почему-то заслужил некоторое доверие у архиепископа, – улыбается мастер, – вот он и выдал мне своего рода карт-бланш на дерзание в моих работах».

Как бы то ни было, смелые сочетания красок в облачениях создают вполне современную композицию, которая взывает к единению из множества, к собиранию, надежде и возрождению. Символом всего этого стал обновленный Собор Парижской Богоматери, украшенный похожим на феникса петухом, который сверкает золотом на острие нового шпиля. Мастер Кастельбажак надеется, что дни открытия собора 7-8 декабря духовенство и миряне воспримут его новые яркие облачения как символ обновления мира и духа во всей «силе цвета», которая несет исцеляющую и вдохновляющую радость бытия и надежды.

Сергей Игнатов

https://sedmitza.ru/text/10471213.html