Во 2 неделю Великого поста. Протоиерей Алексий Уминский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Протоиерей Алексий Уминский

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Вторая неделя Великого Поста. В это воскресение всегда читается Евангелие, посвященное исцелению расслабленного и прощению его грехов. Центром этого события является обсуждение, насколько может Сын Человеческий прощать грехи, насколько Ему дана эта власть. Когда Христос видит веру людей и говорит: «Чадо, отпущаются тебе грехи!», многие из собравшихся в этом доме в Капернауме думают, что Он хулит, что Он не может этого делать, потому что только один Бог может прощать грехи. Но Иисус настаивает, что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи, и утверждает это чудом — тем, что расслабленный встает, берет свой одр и идет домой.

Эти слова, относящиеся ко Христу, имеют отношение и к нам, братья и сестры. И мы имеем власть прощать грехи. И мы имеем власть быть подобными Христу. И мы можем даровать каждому окружающему нас эту удивительную свободу — быть прощенным. Власть даровать свободу другим, власть прощать — это божественная власть. Мы же всегда чувствуем себя перед Богом в состоянии просящих, мы ощущаем себя в состоянии недостатка, и нам кажется, что у нас нет и не бывает в жизни сил по-настоящему кого-то прощать. Слишком много этому препятствует, слишком много причин для того, чтобы не прощать. И находясь в положении просящих, нам бывает очень трудно представить себе, как можно находиться в положении прощающего.

Эта власть прощать грехи подается человеку тоже не просто так. Это огромный результат веры человека. Человек никогда не научится по-настоящему глубоко прощать, если вера человека несовершенна, если она недостаточна. Ведь наша вера тоже очень часто имеет своим основанием не действие, а просьбу. Не жизнь, потому что жизнью мы живем каждую минуту и всегда, а наша вера бывает время от времени, когда нам что-то надо. Поэтому вера очень часто в какой-то момент забывается, в какой-то момент кончается, в какой-то момент наталкивается на некие препятствия и дальше идти не может.

Давайте представим себя сегодня в ситуации в Капернауме. Есть человек, расслабленный, наш ближний, и он никак не может добраться до Христа, прийти к Нему, потому что он расслаблен, он парализован.  И вот мы, добрые христиане, верующие люди, желаем ему помочь, желаем привести этого расслабленного к ногам Христа, чтобы Тот его исцелил, потому что слава о Христе уже распространилась, и мы знаем, что Он может это сделать. Он — Целитель, Он — Мессия. И мы, исполняя свой долг верующих людей, поступаем по вере нашей, берем нашего ближнего, нашего друга, и совершаем настоящий христианский подвиг. Ведь эти люди вдохновлены желанием помочь своему ближнему, и в нас тоже бывает это прекрасное желание быть рядом с нашим ближним и помочь ему.

Мы берем этого расслабленного и несем его в дом в Капернауме, где проповедует Христос. И что же мы видим? Мы видим, что в этот дом войти нельзя, что он забит народом, что нет никакой возможности подобраться ко Христу, что все наши прекрасные намерения и все замечательные дела нашей веры вдруг — раз! — и уткнулись в эту закрытую дверь. Не потому, что она лично для нас закрыта, а потому что так сложились обстоятельства и от нас они никак не зависят.

Давайте себе представим, чтобы мы сделали. Поднялись ли мы бы на крышу? Разобрали ли бы мы вот этот дом, нанеся ущерб прекрасному его хозяину, принявшему Христа в своем доме и впустившему в него чужих людей, которые все собой забили? Или бы мы сказали, как мы это делаем обычно: «Прости, дорогой, но ты видишь, мы сделали все, что могли! Не в наших силах что-то делать больше для тебя»? А эти люди поступили совершенно иначе. Они почему-то вдруг не развернулись, почему-то не ушли к себе домой, не унесли расслабленного к себе и не сказали: «Давай, может быть, в следующий раз попробуем, может в следующий раз у нас получится!». Нет, они пошли до конца.

Именно вера этих людей, которую похвалил Христос — видя веру их, Он сказал: «Чадо, прощаются тебе грехи твои!», — такая вера людей дает основание им дальше приближаться ко Христу и быть на Него похожими, а тем самым и получать от Него власть — власть любить, власть прощать, власть чудотворить. Власть преображать пространство вокруг себя, потому что именно такая вера, которую хвалит Христос, есть та самая вера, которая движет горами. Мы часто впадаем в недоумение, думаем: что это значит? Вера с горчичное зерно — и будем двигать горами? Сядем в позу лотоса, напряжем свою веру, посмотрим на гору, и она должна будет сойти? Нет, вот она — вера, которая движет горами, вот она — вера, которая по-настоящему делает нас очень похожими на Христа: дойти в вере до конца, не испугаться препятствий. Идти туда, куда ты должен обязательно прийти, куда ведет тебя Христос.

И с этой настоящей верой — не верой-просьбой, не верой время от времени, а верой как жизнью — необходимо нам встретиться, и необходимо ее познать и в этой вере вырасти. Тогда каждый из нас, сын человеческий, подобно Христу, по-настоящему получит эту удивительную, потрясающую власть — уметь прощать других, будет по-настоящему свободен и будет даровать свободу другим. Сегодняшнее Евангелие об этой вере всем нам говорит и к этой вере всех нас призывает.Аминь.

24.03.2019

http://trinity-church.ru/prior/outreach/vo_2_nedelyu_velikogo_posta._ob_isczelenii_rasslablennogo