Внезапная слепота: почему Фанар перестал видеть УПЦ. Кирилл Александров
Весь православный мир признает УПЦ канонической Церковью в Украине. Фанар же ее сейчас просто не замечает. Почему так происходит и кто мы сегодня для Константинополя.
17 августа 2019 года православная Украина праздновала пятилетний юбилей предстоятельского служения Блаженнейшего Онуфрия на кафедре Митрополита Киевского. Чуть ранее, 25 июня 2019 года торжественно отмечали праздник тезоименитства Предстоятеля УПЦ.
В Киево-Печерскую лавру тогда приезжали приветствовать и поздравить Блаженнейшего Онуфрия иерархи почти всех Поместных Церквей. Все их визиты носили официальный характер и были благословлены своими Предстоятелями. Присутствовали иерархи двух Автокефальных Церквей и на Великом крестном ходе УПЦ в День Крещения Руси 27 июля 2019 года. Все эти факты говорят, что для мирового Православия Блаженнейший Онуфрий по-прежнему является законным и каноническим Предстоятелем Украинской Православной Церкви.
И еще год назад подобные строки могли вызвать у читателя недоумение – ну понятно, что является. И что? К чему эти фразы в стиле Капитана Очевидность?
Проблема в том, что в процессе предоставления Томоса для раскольников положение и канонический статус Украинской Православной Церкви в глазах Фанара стал каким-то совершенно фантастическим. Если говорить точнее, для патриарха Варфоломея и Кº УПЦ в какой-то момент просто исчезла. Как-будто все иерархи Константинополя одномоментно вдруг надели специальные очки, в которых видна некая особая фанариотская реальность, отличная от реальности всего остального мира. В ней на территории Украины существует исключительно ПЦУ, которую остальные Поместные Церкви пока не признали из-за происков Москвы и собственной канонической недалекости. В этой реальности железная воля патриарха Варфоломея объединила под крылом ПЦУ все украинское Православие, а тех, кто объединяться не пожелал, теперь просто не существует.
И пускай во внефанариотской реальности количество приходов, священников, монастырей и верующих Украинской Православной Церкви многократно превосходит показатели в ПЦУ, это для Фанара ничего не меняет – в их очках вставлены специальные фильтры, которые отсекают любую «неудобную» информацию.
Для всех иерархов мирового Православия Блаженнейший Онуфрий – канонический Предстоятель канонической Украинской Православной Церкви, и только для иерархов Фанара он фантом, которого не существует.
За последние полгода в Киев неоднократно приезжали представителя Церкви-Матери, в частности митрополит Галльский Эммануил, но ни разу ни от него, ни от других иерархов Фанара не было ни единой попытки контакта со своими «детьми» из УПЦ.
Доходило до абсурда. Летом 2019 года в Киеве почти одновременно находились представители практически всех Поместных Церквей (кроме Грузинской и Элладской), в том числе и Константинополя. Но пока иерархи всех Церквей (за исключением Фанара) находились в Киево-Печерской лавре и принимали участие в богослужениях и торжествах Украинской Православной Церкви, представители «Церкви-Матери» появлялись исключительно в Михайловском соборе среди «архиереев» ПЦУ.
То есть получается, что для всех иерархов мирового Православия Блаженнейший Онуфрий – канонический Предстоятель канонической Украинской Православной Церкви, и только для иерархов Фанара он фантом, которого не существует. Абсурд? Безусловно.
Однако почему же так происходит? Ведь Константинополь – это Церковь, претендующая на статус «первого без равных», а также хранитель церковных канонов.
Не будем разбирать моральный аспект действий фанариотов, остановимся на оценке Константинополя как «главного по канонам».
Об устройстве Христовой Церкви
Мы знаем, что Православная Церковь в мире одна. Не существует отдельно Румынской, Грузинской, Сербской и прочих Церквей. Есть Христова Церковь на территории современной Румынии, Грузии, Сербии и прочих.
Деление Христовой Церкви на поместные единицы достаточно условно и совсем не означает, что каждая из Поместных Церквей – это некое отдельное церковное государство. Также необязательно границы автокефальных церковных структур должны совпадать с границами государств. Александрийский патриархат окормляет все страны Африканского континента, а в юрисдикции Константинопольского – общины Турции, Европы, Австралии, США, Канады и т.д.
Единая Христова Церковь представлена на разных территориях в виде отдельных Поместных Церквей лишь для удобства управления и окормления верующих, не более того. Ввиду этого одним из основополагающих принципов административного существования Церкви является принцип «один город – один епископ», который сформулировали на I Вселенском Соборе. Другими словами, на одной территории (в одном государстве) может функционировать только одна Поместная Церковь.
Отношение Фанара к УПЦ: от признания к статусу фантома
К Украине в отношении этого принципа до последнего времени никаких вопросов не возникало. Абсолютно все в мировом Православии признавали территорию этой страны как юрисдикцию Украинской Православной Церкви, имеющей статус широкой автономии в Русской Православной Церкви. Никаких сомнений по этому поводу до 2018 года не возникало и у Константинопольского патриархата.
В 2014 году в Киево-Печерской лавре во время интронизации Блаженнейшего Онуфрия митрополит Галльский Эммануил зачитал послание патриарха Варфоломея:
«С братской радостью мы узнали о вашем избрании на исторический и славный престол Киевской митрополии. Накануне светлого праздника Преображения молимся Господу Иисусу Христу, чтобы Он даровал вашему Блаженству духовную силу вести стадо верующих к созерцанию Его Божественной благодати.
В этот радостный момент мы не можем забыть нашего брата и сослужителя ушедшего в Боге митрополита Владимира. Мы продолжаем молиться за упокой его души. Митрополит Владимир в течение многих десятилетий был гарантом стабильности и мира, оставив в наследство высокий пример ответственности, который отныне возлагается на ваши плечи.
Но печаль должна уступить радости. Ваше избрание и ваша интронизация ознаменованы открытием новой главы в истории Православной Церкви в Украине. <...>
Константинопольская Церковь-Мать, которая просветила христианством народ Киевской Руси, всегда проявляла истинную родительскую заботу к вашей Церкви на протяжении многих благодатных веков общей истории, а также во время трагических событий, которые омрачали политическую жизнь вашей страны. Невозможно спокойно смотреть, сколько жизней потеряны безумием смерти, которое в последние месяцы окутало страну. Это братоубийство должно закончиться как можно быстрее. <...>
Голос оружия должен утихнуть, чтобы появилась возможность подлинного диалога, который станет основой для развития достойного украинского общества в его многообразии и плюрализме. Как это ни парадоксально, но кризис, который сегодня потрясает Украину, может служить положительным фактором в этом диалоге.
С радостью о Господе, Который преобразился на Фаворе, мы передаем вам из Вселенского Патриархата наши братские приветствия и молимся, чтобы Господь призрел с небес и увидел, пришел на ваш виноградник и охранял то, что насадила Его правая рука (Пс. 79).
+ Варфоломей, Патриарх Константинопольский, брат и сослужитель во Христе»
Митрополит Эммануил зачитывает поздравления патриарха Варфоломея во время интронизации Блаженейшего Митрополита Онуфрия
22 января 2016 г. на собрании предстоятелей Поместных Православных Церквей в Швейцарском городе Шамбези патриарх Варфоломей приветствовал присутствовавшего там Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия и назвал его единственным каноническим первоиерархом Украинской Православной Церкви.
Митрополит Онуфрий в Шамбези, 2016 г.
Но прошло еще два года, и в декабре 2018-го Митрополит Онуфрий получил письмо от патриарха Варфоломея. Письмо, которое резко отличалось от послания по случаю интронизации и было выдержано совсем в иных тонах.
- Приведем несколько цитат.
- «11 октября сего года наш Священный Синод каноническим путем отменил действие патриарших грамот приснопамятного Патриарха Дионисия IV 1686 года, которые в одностороннем порядке давно были упразднены вашей стороной и стороной Русского Патриархата».
- «Находящиеся в границах Украины церковные епархии отныне, с точки зрения священных канонов, перешли в состояние, в котором они находились до издания упомянутых грамот, то есть в полную зависимость от нашего Святейшего Апостольского и Патриаршего Вселенского Престола».
- «Итак, <...> по икономии и снисхождению называя вас высокопреосвященным Митрополитом Киевским, мы сообщаем, что сразу после избрания Предстоятеля Украинской Церкви органом с участием духовенства и народа вы с экклесиологической и канонической точки зрения больше не сможете носить этот титул (Митрополита – Ред.) Киевского, который вы, так или иначе, удерживаете сегодня в нарушение определений официальных текстов 1686 года».
Читаешь эти два посланиям и возникает неизбежный вопрос – а что произошло в период между написанием этих двух писем? Какое событие заставило патриарха Варфоломея от поздравлений в связи с избранием Митрополита Онуфрия на «исторический и славный престол Киевской Митрополии» перейти к утверждению, что он удерживает этот титул «в нарушение определений официальных текстов 1686 года»? Что плохого сделал Митрополит Онуфрий, какое каноническое преступление совершил?
Может, патриарх Варфоломей знает что-то, что иным неведомо?
Очень вероятно, что сделанное Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием «плохое» озвучил на брифинге, посвященном пятилетнему служению Предстоятеля, управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич). Он сообщил, что за пять лет служения Блаженнейшего Онуфрия количество епископов УПЦ возросло на 15, священнослужителей – на 439, монастырей – на 30. Но самое удивительное, при том, что раскольники захватили многие храмы УПЦ и незаконно перерегистрировали в ПЦУ, несмотря на то, что Министерство культуры негласно распорядилось отказывать в регистрации общин УПЦ, количество приходов возросло на 184.
Очень красноречивые цифры, которые еще год назад, в разгар эпопеи Томоса и давления на Церковь, выглядели очень маловероятными. Складывается впечатление, что особо маловероятными они тогда выглядели для патриарха Варфоломея и других иерархов Фанара.
Похоже, сейчас со стороны руководства этой Церкви в отношении УПЦ сквозит некая парадоксальная обида. Ведь в Константинополе рассчитывали, что с созданием ПЦУ Украинская Православная Церковь «посыплется» и стройными рядами вольется в новую структуру, опекаемую фанариотами. Конечно, в Стамбуле подозревали, что какая-то небольшая часть останется верной УПЦ, однако это будет мизерное количество маргиналов, которых можно будет не замечать.
Фанар планировал переподчинить все епархии и приходы УПЦ в ПЦУ и взять их под свой контроль. В таком случае к иерархам Константинополя не было бы никаких канонических претензий: была одна Церковь в Украине – УПЦ, и в итоге осталась одна Церковь в Украине – ПЦУ.
Создал ли Фанар в Украине двойную юрисдикцию или нет?
Однако все пошло наперекосяк, и сейчас, с точки зрения патриарха Варфоломея (с точки зрения всех остальных Поместных Церквей ничего не изменилось, поскольку ПЦУ никем не признана), на территории нашего государства функционируют две канонических церковных структуры, что является очевидным нарушением канонического принципа «один город – один епископ».
В этом контексте нельзя не вспомнить заявления архиепископа Телмисского Иова (Гечи) во время визита в Киев на торжества, посвященные Крещению Руси в 2016 г.
Блаженнейший Онуфрий и архиепископ Иов (Геча) в Киево-Печерской лавре, 2016 год
«Главная цель Вселенского патриархата – это единство Православной Церкви в Украине. Всем – и украинцам, и православным христианам по всему миру – надоел раскол. Вселенский патриархат не планирует создавать еще одну параллельную юрисдикцию в Украине, потому что такое неканоническое положение только усугубит проблему».
2 ноября 2018 г., уже в разгар кризиса, спровоцированного Константинополем, тот самый архиепископ Иов (Геча) дал интервью Русской службе ВВС, в котором заявил: «Согласно канонам Церкви, на одной территории не может быть двух параллельных Церквей. Если будет так, как некоторые могут высказываться, – что кто не захочет украинской автокефалии, может остаться как Русский экзархат или непонятно что, – это просто антиканонично. Согласно канонам Церкви, на территории одного государства должна быть только одна Православная Церковь, и эта автокефальная Православная Церковь должна объединять всех».
И что мы имеем сегодня? Константинопольский патриархат создал именно параллельную юрисдикцию. Причем ПЦУ является параллельной юрисдикцией с точки зрения Фанара. С точки зрения УПЦ и всех Поместных Православных Церквей, она является раскольнической организацией, не имеющей ничего общего с Церковью Христовой. При этом, по мнению Константинополя, канонична и УПЦ. Пусть на Фанаре ее не считают уже украинской, пусть называют просто экзархатом или иной структурой РПЦ (опровержение этих заблуждений не является задачей данной статьи), ее все же признают в качестве Церкви. Получается именно параллельная юрисдикция.
Эстонский сценарий в Украине
В вышеупомянутом интервью русской службе ВВС архиепископ Иов упомянул ситуацию в Эстонии. Когда он рассказывал о невозможности существования на одной территории двух юрисдикций, корреспондент задал вполне логичный вопрос:
«BBC: А Эстония?
А.И.: Церковь в Эстонии, во-первых, не является автокефальной. Это автономная Церковь, есть разница. А во-вторых, эстонский вариант был компромиссом, найденным временно.
BBC: То есть в Украине Эстонии не будет?
А.И.: Если мы хотим следовать церковным канонам, не может быть повторения Эстонии в Украине».
Архиепископ Иов проговорился и признал: то, что сотворил Константинопольский патриархат в Эстонии, – неканонично и в Украине не повторится. Но именно это и повторил в нашей стране Константинопольский патриархат.
Напомним вкратце, что произошло в Эстонии.
История эстонской церковной смуты началась в 1922 г. когда под давлением властей эстонские иерархи автономной в составе РПЦ Эстонской Апостольской Православной Церкви обратились к Константинопольскому патриарху Мелетию (Метаксакису) с просьбой даровать им автокефалию с предварительным принятием в свою юрисдикцию. Прямо как в Украине. А патриарх Мелетий не только не даровал им автономию, но вообще превратил в митрополию. Тоже очень напоминает сегодняшнюю украинскую ситуацию.
В Томосе от 07.07.1923 г. она так и называлась – Эстонская Православная Митрополия. В 1941 г. Церковь Эстонии вернулась в РПЦ, затем снова вышла и снова вернулась уже с освобождением Прибалтики от фашистов. А в 1948 г. в Стокгольме был создан так называемый «Синод Эстонской Апостольской Православной Церкви в изгнании» в юрисдикции Константинопольского патриархата, который объединял несколько православных приходов за пределами Эстонии.
И вот в начале 1990-х годов эта чисто номинальная, не имеющая практически духовенства и прихожан организация заявила права на всю церковную собственность в Эстонии. И эстонские власти эти беззаконные притязания признали. В итоге на сегодняшний день в Эстонии действуют две параллельные юрисдикции: Московского Патриархата под названием «Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата», которая объединяет 100 000 верующих и имеет 31 храм, и Константинопольского патриархата под названием «Эстонская Апостольская Православная Церковь» – всего 7 000 верующих и 60 храмов. То есть Константинопольская юрисдикция имеет в два раза больше храмов и в 14 раз меньше прихожан.
Вот такие две параллельные юрисдикции.
Архиепископ Иов (Геча) в интервью ВВС говорил, что эстонский вариант не повторят в Украине. Но почему-то именно его и старались повторить бывшие украинские власти. И во многом преуспели. Храм отобрали, а прихожан в них нет.
Что мы имеем в итоге?
- Константинополь при помощи светских властей Украины планировал совершить молниеносную операцию по рейдерскому захвату УПЦ и переподчинению ее в новую структуру, которая по факту будет подконтрольна Фанару. Благодаря стойкости епископата и верующих УПЦ этот план провалился.
- В результате этих действий Фанар, позиционирующий себя «хранителем канонов», самым очевидным образом эти каноны нарушил, поскольку создал в Украине параллельную юрисдикцию. И хотя никто из Поместных Церквей образование под названием «Православная Церковь Украины» в качестве Церкви не признал, с точки зрения Константинополя, это именно Церковь, которая по факту параллельно сосуществует с Украинской Православной Церковью.
- В результате провала «украинской операции» иерархи Фанара старательно делают вид, что Украинской Православной Церкви теперь не существует, а на территории государства функционирует только ПЦУ. Константинопольская Церковь вынуждена так поступать, поскольку в противном случае ее иерархи должны будут признать свои действия с точки зрения Церкви преступными.
- Все Поместные Церкви по-прежнему считают именно УПЦ канонической Церковью в Украине. Более того, все разговоры о возможном признании ПЦУ бесперспективны по очень простой причине – невозможности соблюдения в таком случае канонического правила «один город – один епископ». Т.е. если Киевский Митрополит – Епифаний, то им уже не может быть Блаженнейший Онуфрий, если ПЦУ – это каноническая Церковь, то в каком тогда статусе пребывает УПЦ? Эти вопросы неразрешимы. Потому любая Поместная Церковь, рассматривая вопрос признания ПЦУ, неизбежно становится перед выбором – или ПЦУ, или УПЦ.
В любом случае представители Константинопольского патриархата сами себя загнали в канонический тупик, из которого нет выхода.
Попытка создания на территории, где уже веками функционирует Православная Церковь, новой раскольнической церковной структуры, притом попытка, осложненная разжиганием религиозной ненависти внутри одного народа, – не что иное, как каноническое преступление, которое православному миру еще предстоит оценить по достоинству.
Пока в Константинопольской Церкви изображают из себя людей с ослабленным зрением, в упор не замечая тысячи приходов и миллионы верующих Украинской Православной Церкви.
Пик этого абсурда можно было наблюдать 27 и 28 июля 2019 года, когда в День Крещения Руси на Великий крестный ход «несуществующей» Украинской Православной Церкви вышло как минимум в 10 раз больше верующих, чем на аналогичное шествие ПЦУ. И особенно показательно, что все это имели возможность лично наблюдать иерархи Фанара во главе с митрополитом Галльским Эммануилом, которые находились в эти дни в Киеве.
В результате мы видим парадоксальное сосуществование двух реальностей в восприятии украинской церковной ситуации – реальности объективной и реальности фанариотской. Однако вечно так продолжаться не может.
И когда-нибудь историки Церкви будут пожимать плечами и удивляться – как могло так случиться, что иерархи Церкви-Матери, которые на каждой литургии проповедуют верующим слово Христово, в том числе и «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6), могли поступать таким образом.
https://spzh.news/ru/zashhita-very/64419-vnezapnaja-slepota-pochemu-fana...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии