Внеевангельские изречения Господа нашего Иисуса Христа. Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Внеевангельские изречения Господа нашего Иисуса Христа

Каждое Слово, сказанное Спасителем, для нас имеет непреходящую сотереологическую важность. В них заключены Слова Жизни Вечной. Мы все знакомы с каноническим текстом Евангелия, а верующие люди, наверное, уже наизусть знают большинство из того, что там написано. Но мало кому известно, что кроме Евангелий есть слова Спасителя, которые находятся и в других текстах. Речь идет не об апокрифах или сочинениях еретиков, а о творениях, которые несомненно являются частью Священного Предания Церкви. 

Слова Спасителя, не вошедшие в Евангельские тексты, мы находим в Апостольских посланиях и книге Деяний. Апостол Павел в речи к пресвитерам, призванным к нему из Эфеса, говорит: «…надо памятовать слова Господа Иисуса Христа, ибо Он Сам сказал: блаженное давать, нежели принимать». (Деян 20:25). 

Он же говорит в своем первом послании к Коринфянам: «..не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем… а мужу не оставлять жены своей». В столь же категоричной форме апостол Павел ссылается на «слово Господне» и в другом поучении: «Ибо сие говорим вам словом Господним, что все мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня: не предупредим умерших, потому что Сам Господь, при возведении: при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мёртвые во Христе воскреснуть прежде…» (1 Фес 4:13). Он же заповедь «Носите бремена друг друга» называет законом Христовым. 

Согласно Оригену, некоторые тексты апостольских посланий являются цитатами слов Спасителя, а именно: «Все испытывайте, хорошего держитесь, от всякого рода зла отвращайтесь»; «Солнце да не зайдет во гневе вашем»; «Не воздавайте злом за зло»;«Любовь покрывает множество грехов». Наконец, изречение «Придет же день Господень, как тать ночью» (2 Фес 3:10), по свидетельству Дидима и Епифания (четвертый век), также принадлежат Иисусу. 

Блаженный Иероним, ссылаясь на текст евангелия от Евреев, который был известен еще в первом веке, приводит свидетельство того, что Спаситель явился Иакову Праведному, который поклялся, что не будет есть хлеба до того часа, пока не увидит Иисуса воскресшим из мертвых, сказал: «Брат мой, ешь хлеб свой, ибо восстал Сын Человеческий из спящих»

Бл. Иероним, так же ссылаясь на Евангелие Евреев, приводит более подробный ответ Спасителя богатому юноше: «И сказал ему Господь: Как ты говоришь «я соблюл закон и пророки», ибо написано «Люби ближнего твоего как самого себя»: а вот многие из братьев твоих, детей Авраама, покрыты грязью, умирают от голода, а дом твой полон многим добром, и ничего им из этого не достается. И, обратившись, сказал Симону, ученику Своему, сидящему около Него: Симон: сыне Ионин, легче верблюду пройти сквозь угольные уши, чем богатому в Царство Небесное». 

Кроме того, бл. Иероним приводит и такие цитаты Спасителя, которые не вошли в наши канонические Евангелия: «И никогда радостными не будьте, как если когда на брата вашего смотрите с любовью»; «Кто огорчает дух брата своего, повинен в величайшем грехе».

Рассказ о послании Иисусом Христом апостолов на проповедь блаженный Иероним передает так: «Говорит Господь: будьте как овцы среди волков… Петр же, прерывая, говорит Ему: «Ну а если волки разорвут овец»? Сказал Иисус Петру: «Не убоятся овцы волков (ничего не могущих сделать) сверх умерщвления их: и вы не бойтесь убивающих вас и ничего (другого) не могущих вам сделать, а бойтесь имеющего власть над душою и телом, по убиении вашем, ввергнуть в геенну огненную». 

В «Дидахе», «Правилах святых апостолов», в трудах святого Климента Римского, «послании Варнавы», а также в творениях Игнатия Антиохийского, Поликарпа Смирнского, Иринея Лионского, Климента Александрийского, Тертуллиана, Оригена, Евсевия Кесарийского, Ефрема Сирина, Макария Великого, Григория Нисского, и др. – есть ссылки на «незаписанные слова Господни», так называемые «Аграфы». 
А именно: «Горе имеющим и лицемерно (еще) берущим, или могущим самим себе помочь и желающим брать у других; ибо каждый даст ответ Господу Богу в день суда»

Автор «послания Варнавы» (I век) приводит слова Спасителя: «Желающий узреть Меня, и обрести Царство Мое, должнен достичь Меня через скорбь и страдания» 

Очень часто у различных Отцов повторяется как слова Христовы совет: «Будьте искусными менялами». 
Климент Иерусалимский и Ориген приводят как заповедь Христову текст: «Просите великого, и малое приложиться вам, просите небесного и земное приложится Вам»

Макарий Великий приписывает Спасителю слова: «Заботьтесь о вере и надежде, через которую рождается любовь к Богу и людям, дающая жизнь вечную».

Ориген также ссылается на слова Спасителя: «С больными Я был болен, и с алчущими Я алкал, и с жаждущими Я жаждал»; «Ибо даже если бы вы были собраны на лоне Моем, а заповедей Моих не исполняли, то Я отвергну вас и скажу вам: Отойдите от Меня, Я не знаю вас откуда Вы, делатели беззакония». 

Ефрем Сирин в своем изложении «Согласия Евангелий» приводит два изречения Спасителя, удивительные по проникновенному психологическому смыслу, как утешения, свыше посылаемые скорбящему и одинокому верующему: «Но где скорби, туда поспешает Врач»,«Где (кто) один, там и Я (с ним) есмь»

Он же приводит и такие слова: «Говорит Иисус: Если вы не будете поститься от мира, то не обрящете царства Божия»

Иустин мученик и Климент Александрийский приводят такие логионы Христа: «Говорит Иисус: В мире Я был, и в плоти был видим, и всех нашел Я упившимися, и никого не нашел Я жаждущим среди них, и скорбит душа Моя о сынах человеческих, ибо они слепы в сердце своем, и не видят, нищи, и не знают нищеты своей». 

В фрагментах христианских папирусов, найденных при раскопе в Египте ученым Гренфеллем, есть следующие цитаты и отрывки из древних рукописей: «И Он взял их и повел их в самое место очищения и ходил по храму. И, идя на встречу, некий фарисей, архиерей, именем Леви, столкнулся с Ним и сказал Спасителю: «Кто разрешил тебе ходить в этом месте очищения и смотреть на священные сосуды, если ты не со­ вершил омовения, да и ученики твои не умыли ног? И ты ходил, уничижая его, по храму сему, который есть чистое место, где никто не ходит, не совершив омовения и не переменив одежды да и на священные сосуды смотреть ты не смеешь!»— И, сразу остановившись с учениками Своими, Спаситель отвечал ему: «А ты-то, находящийся здесь в храме, чист?» — Он сказал ему: «Я чист, ибо я умылся в источнике Давидовом и, спустившись по одной лестнице, поднялся по другой и надел белые и чистые одежды и тогда пришел и поднял взор на эти священные сосуды». Спаситель, отвечая ему, сказал: «Горе вам, слепые, не видящие! Ты умылся в текущих водах, в которые ночью и днем бросают псов и свиней, и вымыл и очистил кожу (свою) снаружи, так же как намазывают, и моют, и очищают, и украшают блудницы и флейтистки ради похоти людей; внутри же они полны злобы (буквально: скорпионов) и всякой нечистоты. А Я и Мои ученики, которые, как ты говоришь, не совершили омовения, мы омыты в водах жизни вечной, идущих с (небес?).. Но горе тем»...

Там же: « Говорит Иисус:… Царство Небесное внутрь вас есть, и если кто познает самого себя, тот его обрящет…Познайте самих себя, и узнаете, что вы сыны Отца...»

«Если похотение или злоба войдет в сердце человека, это должно считаться за содеянное»

«прилепляйтесь святым ибо связанное с ними осветиться»

«кто ходит в Духе Божием, те суть сыны Божии»

«Никто не достигнет Царства Божия, без искушения»

«Муж не искушенный не испытан Богом»

Все эти слова дополняют по букве, ничего не меняя по смыслу из того, что есть у четырех Евангелистов. Но нам, как любящим и почитающим Бога, не помешает еще и еще раз убедиться в едином духе слов, обращенных к нам Свыше.

http://uoj.org.ua/publikatsii/vopros-very/vneevangelskie-izrecheniya-gos...