Визит Патриарха Варфоломея: аспекты конфликта. Худиев С. Л.
Конфликт вокруг визита патриарха Варфоломея имеет ряд измерений - как религиозных, так и политических.
Конечно, для инициатора всего процесса «автокефалии», бывшего президента Украины Петра Порошенко, как и тех, кто разделяет его предпочтения, важна политическая сторона вопроса.
Религия есть нечто безусловно подчиненное по отношению к политике, Церковь - по отношению к державе. Как мне постоянно говорили сторонники ПЦУ, независимая держава должна иметь независимую Церковь. В реальности это означает, «Церковь, поминающую патриарха Константинопольского, а не Московского», но дело даже не в этом. Церковь рассматривается как один из атрибутов государства, наряду с армией и государственным языком. Ее роль - безоговорочно служебная по отношению к истинным ценностям - государственным и национальным. Церковь должна быть «инструментом украинизации». Как сказал «митрополит» ПЦУ Дмитрий (Рудюк) «Функцию украинизации наша церковь взяла на себя очень давно, и это один из весомых факторов украинизации государства»
Для националиста миссия Церкви состоит в укреплении национального духа, ободрении воинов, и ритуальном обслуживании национально-значимых событий - таких, как национальные праздники, установление памятников в честь национальных деятелей и торжественное погребение павших героев.
Конечно, такой запрос существует не только на Украине - но именно ПЦУ является примером его наиболее старательного исполнения. Вы вряд ли услышите от митрополита Московского Патриархата, что функция Церкви состоит в русификации - или украинизации. Священник, который в России благословлял добровольцев отправляться в Донбасс, был запрещен в служении. Митрополит Онуфрий известен своими словами «От имени тысячелетней Украинской Православной Церкви я призываю всех, кто называет себя христианином, немедленно прекратить убивать друг друга»
Наши либералы, в том числе православные, постоянно подозревающие Московский Патриархат в «слиянии с государством» просто не хотят видеть, как выглядит действительно государственная и милитаризированная Церковь - она выглядит в точности как «Киевский Патриархат», теперь – «ПЦУ».
Но именно такая Церковь и нужна людям, для которых их главные интересы лежат в области политики - а вот собственно церковная жизнь, действительность рукоположений, полномочия патриархов, каноны - все это не интересует их ни в малейшей степени. Если бы карта легла иначе, и патриарх Константинопольский - со всеми его притязаниями - оказался бы по другую сторону геополитического разлома, те же самые люди немедленно бы сделались борцами с восточным папизмом.
Как было написано на плакате, который несли участники шествия в честь Степана Бандеры, «национализм - моя религия». Все остальное - Церковь, каноны, патриархи - оценивается с этой и только этой точки зрения. Никаких других богов, кроме нации, национализм не признает.
Патриарх Константинопольский пока делает то, что от него хотят - противостоит Московскому Патриархату и поддерживает военные усилия украинских властей. Так, обращаясь к детям погибших воинов ВСУ, он сказал «Это ужасно терять родителей на войне, но вы можете гордиться тем, что они дали вам, то есть, светлым будущим в независимой и свободной стране», пожелав им (как сообщает Orthodox Times) «силы и смелости продолжать поддерживать идеи, за которые сражались их родители»
Конечно, тридцатилетие независимости Украины - подходящий срок, чтобы оценить, какую пользу националисты принесли своей стране за эти годы, и, особенно, за годы прошедшие со времени Майдана, когда их влияние было особенно велико. Но это отдельный вопрос, и мы его пока отложим.
Пока обозначим одну из линий конфликта. Для чего вообще существует Церковь - для обслуживания одной из политических программ, в данном случае, националистической, или у нее есть своя, независимая цель и предназначение, исходя из которого она отстаивает свое внутреннее устройство.
Другое измерение конфликта - тоже политическое, но глобальное.
Дипломаты и политики США не делали ни малейшего секрета из своей чрезвычайно плотной вовлеченности в весь процесс создания ПЦУ - вовлеченности настолько плотной, что возникало ощущение, что они и были его инициаторами. Интересы США тут достаточно прозрачны - Россия, хотя и в меньшей степени, чем Китай, угрожает глобальному доминированию США, поэтому все, что ведет к ослаблению влияния России, надо поддерживать. Православная Церковь рассматривается как инструмент «мягкой силы» России в отношении православного населения других стран, поэтому надо приложить все усилия к ее ослаблению. Ничего личного - или, тем более, религиозного - просто, имея возможность походить на «большой шахматной доске» такой фигурой, как патриарх Константинополя, американские политики это и сделали - учитывая плотные связи Варфоломея с американской политической элитой - и, особенно, с Демократической партией.
Насколько много пользы мудрое руководство семьи Байденов принесло Украине - вопрос, выходящий за рамки данной статьи. Можно только отметить, что ее действия были продиктованы отнюдь не соображениями проповеди Евангелия и спасения душ.
Однако здесь мы обнаруживаем и духовное измерение конфликта. В отличие от националистов или макиавеллистских политиков, просто индифферентных к вероучению, Демократическая партия США есть сообщество с отчетливой идеологией - приобретающей все более непримиримый и тоталитарный характер. Важная часть этой идеологии - продвижение абортов и ЛГБТ-индоктринации по всему миру. Нынешний президент США Джо Байден, еще в свою бытность вице-президентом при Обаме, назвал противников ЛГБТ «троглодитами». Не очень ясно, считает ли он «троглодитом» своего лучшего друга патриарха Варфоломея - во всяком случае, представители Константинополя поддерживают самые тесные связи с этой про-абортной и про-ЛГБТ партией, к немалому смущению американских христиан.
Как мы знаем, важная часть подчинения всего мира «прогрессивной» идеологии - с «переменой пола» у малых детей, десятками «гендеров», абортами до родов включительно, плавно переходящими в инфантицид - состоит в преодолении влияния очевидного противника всего этого - Церкви. Это делается, в значительной мере, путем усилий по разложению Церкви изнутри. Яркий пример - Американская епископальная церковь, «служительницы» которой «благословляют» абортарии. Но работа гораздо шире - католические епископы, желающие «венчать» однополые пары, бурные кампании с участием «про-чойс» и «про-ЛГБТ» «христиан».
Нет, мы, пока что, не видим тенденции к пересмотру фундаментальных основ христианской этики в области пола со стороны Константинополя - разве что введение второбрачия священства. Тоже нехорошо, но до епископалов далеко. Но мы видим, что Константинополь - близкий друг и благодарный клиент совершенно определенной идеологической силы.
Это придает особенный оттенок той стороне конфликта, которая, видимо, является главной для Константинополя. Главным содержанием проповеди патриарха Варфоломея - особенно в рамках этого визита являются настойчивые притязания на «уникальные права и привилегии» на статус «первого без равных» и «первоиерарха».
Конечно, они выглядят исторически и каноническим неосновательными (вспомним хотя бы, сколько еретиков сидело на этой кафедре). Но когда эти претензии заявляет лучший друг именно тех людей, которые вывешивают радужные флаги на посольствах и продвигают аборты по всему миру - это еще одна веская причина сказать «нет».
Все это - особенно, учитывая крайне бесцеремонное поведение патриарха Варфоломея и его окружения - сделало весь проект ПЦУ не особенно воодушевляющим для украинских православных.
На многочисленных фотографиях, размещенных про-константинопольскими ресурсами, видно духовенство (или, по крайней мере, люди в облачениях) официальные представители украинского правительства, суровые, атлетического вида мужи в деловых костюмах (вероятно, охрана) и журналисты. Весь этот антураж вполне понятен и обычен для такого рода визитов. Что может вызвать удивление - это то, кого на этих фотографиях нет.
Огромных толп благочестивого народа, который жаждет увидеть своего духовного отца и присоединиться к молитве, которую он возглавит.
Богослужения, которые совершает в Киеве патриарх Варфоломей, совершаются в поразительно пустых храмах, как это видно, например, на съемках, опубликованных Orthodox Times. Для человека, претендующего на то, что он есть первоиерарх Христовой Церкви, приехавший к своему возлюбленному украинскому народу, это выглядит странно. Где, собственно, возлюбленный народ, который Константинополь просвещает светом истины, «многомиллионная паства» которая желает видеть своего архипастыря?
Конечно, можно предположить, что организаторы визита хотели оградить высокого гостя от демонстрантов, которые могли бы высказать ему свои упреки, напомнить о последствиях его решения и вообще создать неудобную ситуацию.
Но ведь у ПЦУ должно быть немало верных, чтобы заполнить храмы с радостными изъявлениями почтения, любви и благодарности.
Сказать ли, что организаторы визита учли не закончившуюся эпидемию и просто не захотели, чтобы народ собирался, беспокоясь о здоровье людей? Но, как мы можем видеть, в других странах мероприятия Константинопольского патриархата уже некоторое время проводятся с участием мирян - причем обычно без масок или каких-либо явных средств предосторожности. То есть, скорее всего, дело не в этом.
Так или иначе, вид пустого храма - где, кроме духовенства есть только охрана, политики и журналисты, глубоко символичен.
Массовые собрания верующих на улицах Киева были - но их-то как раз составляли члены Украинской Православной Церкви, возглавляемой Митрополитом Онуфрием, которые выражали патриарху Варфоломею свое неудовольствие.
Так бывает - гениальные планы хозяев мира разбиваются о простую верность простых Христиан. И будут разбиваться дальше.
https://radonezh.ru/2021/08/25/vizit-patriarha-varfolomeya-aspekty-konfl...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии