Веточки вербы – это знамения победы Христа над смертью. Протоиерей Андрей Ткачёв
Сегодня мы вступаем в Страстную Седмицу. Празднуем Вхождение Господне в Иерусалим.
Христос шел по писанному о Нем. И это очень важно – поскольку для апостолов (особенно, для Матфея, который писал на еврейском для евреев) важно было то, что Христос делает то, что сказано. Что Он идет – как предсказано в Писаниях Пророческих, ибо Он – долгожданный. Он – не тайный. Он – пророчествованный. Образ Его жизни: образ Его зачатия, рождения, смиренного жития; множество чудес; и, особенно (ближе уже к страданиям), продажа Его за тридцать серебренников; распятие между злодеями; Воскресение из мертвых; царство Его по всей земле; Страшный Суд и Вечность – это все пророчествовано в огромном количество Священных текстов.
И вот – вхождение Христово в Иерусалим. Оно тоже предсказывалось пророками: на паремиях читался пророк Захария, и на паремиях читался пророк Софония. И Бытие читалось: в Бытие пишется пророчество Иакова об Иуде – о том, что похвалят его братья – привязывающего осленка своего к виноградной лозе (см. Быт.49,11). Это пророчество, в общем, было о вхождении в Иерусалим на осленке.
Ну и мы слышим слова: «Из уст младенец и ссущих (ссущие – это сосущие грудь, груднички), из уст младенцев и грудных детей совершил еси хвалу». Это слова из восьмого псалма. При желании вы его прочтете дома сегодня. Равно, как и пророчество Софония. Это будет расширение ваших библейских знаний. Потому что – наша вера стоит на Писании. И невежество в отношении Писания – неизбежно имеет болезненные плоды в повседневной жизни и церковной жизни. Поэтому: «Писание нужно всегда читать!» И никогда нельзя сказать, что: «Я уже прочел Библию!» Типа: «Знаю, знаю… Я читал!» Нужно всегда копаться, ковыряться, исследовать (как говорил Господь) Писания – ибо они говорят о Нем.
Восьмой псалом…Вообще подобает его знать тем, кто живет на природе. Или по крайней мере имеет возможность смотреть на звездное небо. Псалом этот написан Давидом при созерцании небесных красот. Городской житель этого не видит сегодня. Человек, живущий в городе, лишен нормального наслаждения эстетического – смотреть на звездную красоту. А небо само по себе – оно красиво. Это не нужно доказывать. Оно настолько красиво, что у евреев был религиозный запрет на созерцание небес. Древние люди считали, что солнце – живое, луна – живая, звезды – живые. И все это звездная россыпь ими считалась как звездное воинство. «Воинство небесное» – так называли звезды. И, когда Господа хвалили, говорили, что: «Господь – Царь небесных воинств». Но само по себе небо – так притягательно. Там написано в Писании: «Смотри, чтобы ты не прельстился его красотой. Не начал кланяться всем звездам» (см. Втор. 4,19). Потому что, язычники – они поклонялись «Утренней звезде». Это Венера, собственно, – звезда утренняя. Все эти богини небесные. Астарты. Это было идолослужение, связанное со звездами.
Небо, действительно, имеет такую притягательную силу. И, если хочешь смотреть на звезды, хвали Бога, сотворившего звезды.
Восьмой псалом – он как раз об этом и говорит. «Господи, Господь наш, – как чудно имя Твое по всей земле». () И вот там эта строчка. «Из уст младенцев и грудничков Ты совершил хвалу». () Там описывается красота небес и сравнивается она с ничтожеством человеческим.
И там пророчествуется также о том, что человек поставлен выше всего. Мир сотворен для человека. И ради человека. ()
И одной из строчек этого псалма является: «Из уст младенцев и грудных детей. Буквально грудных. Ты совершил хвалу». Иоанн Златоуст пишет, что это было буквально () Совершалось чудо. Ничего не понимающие дети и даже не могущие говорить, говорили. () У Луки говорится: «Скажи им – пусть замолчат». Очевидно, они кричали слова, относящиеся к Мессии. К Спасителю. А Христос говорит: «Если они замолчат, то камни возопиют» (см. Лк.19:39-40).
То есть, нужно обязательно прославить Бога в день Его посещения. Если человек этого не сделает, это сделают земля, камень, вода, дерево, птица. Животное сделает это вместо человека. Обязательно нужно, чтобы все святое, все важное отразилось в Слове. Слово человеческое – оно имеет такую функцию – оно должно воплотить, отразить, пропустить через себя и озвучить все самые важные события мира. Не хочет этого человек сделать – осел заговорит. Помните – некого пророка Валаама? () Ослица его заговорила человеческим голосом (см. Чис.22:28-30). Животное может заговорить, если человек чего-то не понимает.
И вот исполнился восьмой псалом. К чему я это говорю? К тому – чтобы мы в любом празднике обогащались. Зачем празднуются праздники? Затем, чтобы мы глубже понимали Божии мысли. Чтобы мы больше знакомились со Священными текстами. Чтобы мы врастали в Церковь. И чтобы Церковь врастала в нас. Чтобы мы с Церковью стали такими «тесносросшимися», чтобы нельзя было вынуть ни меня из Церкви, ни Церковь из меня. Чтобы мы все это понимали, и чтобы мы жили этим. Бывает, что ты – ходишь в Церковь, ходишь, ходишь. И только лет через …пятнадцать тебя – бах! – озарило! «Ах, вот оно что оказывается!» Я раньше ходил, вроде, тоже, но я – не понимал, зачем это. А теперь – я понимаю. Я раньше тоже все это делал, но не знал – зачем. А теперь я понимаю – зачем.
Вот – внутреннее озарение должно свершаться в человеке. Чтобы он изнутри понимал, зачем празднуется то или иное, зачем совершается, зачем – воспевается, как это меня касается. И – так далее.
Сегодня мы совершаем признание Христа Мессией. Наконец-то! Некоторые признавали Христа Мессией один на один. Например, самарянка () и – многие другие. Когда слепой прозрел (Христос его исцелил), его спросили: «Ты веришь в Сына Божия? – А кто Он? – Вот Он – перед тобой стоит и ты с Ним разговариваешь. – Верую, Господи!» И – поклонился Ему. Но это – один на один. Сколько таких людей было! А вот так, чтобы все вместе прославили Господа Иисуса Христа и сказали: «Ты – Мессия наш. Осанна Сыну Давидову. Приходи и царствуй над нами. Ты – Царь Израиля!» и снимали с себя все…Это ж какое нужно иметь воодушевление, чтобы поснимать все одежды свои? Ослу под копыта постлать. И залезть на дерево – ветку срезать. Надо ж чем-то махать! Не будешь же пустыми руками. Надо ж что-то делать. Надо куда-то руки деть. Не в ладоши же хлопать. У евреев не было такого. У них не было аплодисментов. Они могли только кричать, благословлять, прикасаться к тому, кого они считали благословенным. И они начали ветками махать. Одежды с себя срывать. Вот – представьте себе…
Кого это надо встретить такого, чтобы наши мужики с себя пиджаки поснимали? Свои плащи. Свои макинтоши. Чтобы женщины поснимали свои кофты, свои блузки, начали кидать под колеса автомобиля, на котором едет какой-нибудь великий человек. Я такого не представляю. Нет такого. А там было. И не репетировал никто. Не тренировал их никто. Заехал Господь на осленке в город. И весь Иерусалим затрясся, как будто землетрясение случилось. Все «посбегались», начали падать пред Ним. Не на колеснице приехал. Вокруг Него не было войск. Он не приехал на коне. Не в короне. Не в пурпурном плаще, как это можно себе представить. Ничего такого. Заехал человек на ослике, и весь Иерусалим под ноги положил Ему свои одежды. Признали Его за Мессию.
В этом празднике очень много грусти. Христос не радовался. Он понимал, что эти же люди скоро Его предадут, и отдадут, и будут требовать Его смерти. Потому что людям верить нельзя, к сожалению. Люди – это такие существа, которые сегодня будут кричать – одно, завтра – другое. В этом празднике много грусти. Об этой грусти я скажу завтра. Завтра мы уже вступаем в Страстную Неделю. Нам нужно погрустить немножко. А сегодня мы говорит: «Осанна в Вышних!» И мы Тебе вопием – «Благословен грядый во Имя Господне!»
Христос пришел в Иерусалим, увенчанный славой Воскрешения Лазаря. Эта слава шла за Ним как тень, потому что – никто такого не делал. Вонявший от смерти человек, разлагавшийся уже был вызван Им из гроба. И все понимали – что это не было просто так. Это не простой пророк и не простой проповедник.
Вот и мы сейчас получим в руки эти веточки вербы, которые нам заменяют пальму на нашей холодной земле; в знак того, что мы получаем знаки, образы Воскресения. Победы. Знамения победы Христа над смертью. Пока только Лазаря. Он пока воскресил только Лазаря. Даже не Себя – только Лазаря. Потом – Себя. Потом – и всех нас.
Это – знак победы. «Яко отроцы Еврейские победы знамения носяще, Христу Победителю смерти вопием: Благословен Ты, который идешь во Имя Господне». Можете сегодня символически друг дружку похлестать этой вербочкой. «Верба бьет на забьет. Через неделю Пасха» — так говорили наши предки. Это знак близкого-близкого приближения к Пасхе Господней, от которой нас отделяет неделя Настоящей грусти.
Ну, о грусти потом скажем.
Восьмой псалом читайте, когда будете иметь время. Внимательно. И читайте пророчество Софонии и пророчество Захарии. Это два ветхозаветных малых пророка.
20.04.2019 г.
http://www.andreytkachev.com/vxozhdenie-gospodne-v-ierusalim-propoved-20...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии