Вербное воскресенье: как не распять Того, Кто несёт радость и жизнь

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Триумфальная встреча Иисуса Христа жителями Иерусалима, которая произошла за шесть дней до Пасхи, совсем скоро сменилась страшными криками толпы, требующей распятия Господа. Сын Божий был осуждён на позорную и мучительную смерть. Почему мнение народа настолько переменилось? Как не поддаться массовым манипуляциям сознанием, которые происходят и в наши дни?

Вход Господень в Иерусалим

События праздника Входа Господня в Иерусалим описаны каждым из четырёх евангелистов. Библейский фрагмент, читаемый на литургии в Вербное воскресенье (Ин. 12:1-18), комментирует протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра.

За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
Первосвященники же положили убить и Лазаря,
потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,
взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано, и это сделали Ему.
Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

Марфа и Мария: практическое делание и умное созерцание

Вифания, Лазарь, Марфа и Мария — перечисление этих собственных имён переносит нас к событию, описанному в предыдущей главе Евангелия от Иоанна (Ин. 11:1-45). Это величайшее чудо, сотворённое Иисусом Христом в Его земной жизни, — чудо возвращения к жизни Лазаря. Четыре дня брат Марфы и Марии был мёртв — и вот теперь воскрес. Это событие в очередной раз убедило иудеев в том, что Иисус и есть долгожданный Мессия.

На вечерю, организованную «в доме Симона прокаженного» (Мф. 26:6), были приглашены ученики Иисуса Христа. Рядом с Ним возлежал Лазарь, который вернулся к жизни. Как обычно, хлопотала по хозяйству Марфа и проявляла свою заботу об Учителе её сестра Мария.

Образы Марфы и Марии несколько раз встречаются на страницах Нового Завета. Мы обращаем внимание не только на разный темперамент родных сестёр, но и на разный характер их служения Господу. Марфа — человек деятельный, Мария предпочитает быть созерцательной. Марфа прислуживает на трапезе, а Мария возливает на ноги Христа драгоценное масло — миро.

По словам святых отцов, практическое делание и умное созерцание, направленные навстречу Божественной любви, приближают нас к Господу. Недостаточно только мечтать о том, что когда-нибудь мы станем лучше. Нужно, подобно Марфе, вставать и начинать воплощать конкретные шаги. Но без молитвы и благословения Божьего нашим планам тоже не суждено будет сбыться.

Мария, взяв сосуд с драгоценным нардовым миром, разбила горлышко и возлила благовонное масло на главу Спасителя, а затем на Его ноги, проявляя свое высочайшее уважение.

Не стоит прикрываться «нищими»

Нардовое масло было по-настоящему драгоценным. Присутствовавший на обеде Иуда-предатель мгновенно оценил его в 300 динариев (что эквивалентно стоимости 1,2 килограмма серебра). Своё негодование по поводу такой, казалось бы, бесполезной траты (зачем поливать масло на ноги?) Иуда пытался объяснить благовидным предлогом: деньги можно было бы раздать нищим.

Но Господь сказал: «Оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда». Евангелист Иоанн добавляет к этим словам, что Иуда был вором.

В современной жизни гипотетических «нищих» тоже часто приводят для того, чтобы оправдать сокращение расходов на те или иные цели. Зачем, например, выделять деньги из бюджета на культуру, образование или на спорт? — вопрошают чиновники. Может быть, лучше поделить всю сумму на пенсионеров? Зачем высаживать на центральной площади города цветы? Не дешевле ли закатать пространство асфальтом? Но как показывает практика, когда на культуре и образовании начинают экономить, деньги оседают в карманах определённых людей. До пенсионеров они всё равно не доходят.

На примере Марии и Иуды мы видим, насколько по-разному люди могут относиться к Иисусу Христу. Казалось бы, только лишь Его присутствие должно очищать и окрылять всех, кто находится рядом. Но не все способны вынести этот Божественный Огонь! Чистые и любящие сердца, подобно Марии, избирают для вечной жизни «благую часть» (Лк. 10:42). Мечтающие о незаконной наживе предатели, подобно Иуде, обрекают свою душу на вечные мучения.

Иудейские первосвященники пошли по второму пути. Они задумали убить и Христа, и Лазаря. Тем самым, они надеялись расправиться с Иисусом — возмутителем спокойствия и разрушителем авторитетов надменных книжников и фарисеев, и с Лазарем — живым свидетелем чудотворений Христовых.

Различные силы и сегодня пытаются бороться с Церковью, год за годом придумывая всё новые способы для расправы. Но разве могут эти усилия принести желаемый ими результат? Разве может кто-то быть сильнее Творца?

Кроткий ослёнок или надменный осёл?

Простой народ оказался мудрее властей. «Услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12:12-13)

До миллиона человек — огромное по тем временам число людей — приходило в Иерусалим на праздник иудейской Пасхи. Это количество было сопоставимо с населением Рима, считавшегося столицей мира.

Люди ждали прихода царя, который освободит их от римского гнёта. Поэтому и ликование от встречи с Мессией было искренним и бурным. Народ срезал ветви пальм и маслин, бросая их под ноги Иисусу; другие стелили прямо на дорогу одежды. Так было принято встречать военачальников.

То, что Иисус Христос — это царь, для людей было очевидно. Он въезжал в город на молодом и ещё не объезженном осле, как это было предсказано в священных книгах. Сев на ослёнка, Сын Божий проявил Свои кротость и смирение. Ослёнок тоже был покорным: он шёл, не проявляя упорства.

Хотя такое победоносное вхождение в Иерусалим могло бы подействовать на молодого осла и на его мать, шедшую за ним, опьяняюще. Осёл мог бы подумать, что пальмовые ветви и дорогие одежды, бросаемые людьми на дорогу, стелют их ослиному семейству, а не Царю и Богу, Которого они везли на себе. Как важно и нам в жизни не уподобляться таким самовлюбленным «ослам»!

Идём ли мы за Христом?

Еще с древности было предсказано, что Мессия будет первосвященником, пророком и царём. В качестве священника и пророка Иисус себя проявлял. Но здесь Он впервые всенародно продемонстрировал Своё царское достоинство.

Он входил в город с восточной стороны через Золотые ворота, через которые уже не раз входили цари и победители. Он воскресил Лазаря, а значит, был властелином не только жизни, но и смерти. Конечно же, такой царь, по мнению людей, в мгновение ока должен был навести порядок в стране, покончить с болезнями и смертью и установить мировое господство.

Спаситель не раз заявлял, что Царство Его — не от мира сего. Он пришёл в этот мир для того, чтобы Царство Небесное спустилось на грешную землю. Для того чтобы каждый из нас обрёл внутри своего сердца Царство вечной радости и вечной любви, то есть Царство пребывания с Богом.

Пройдёт лишь несколько дней — и ликование «Осанна в вышних!» («Спасение с неба!») сменится разочарованием толпы. Люди согласятся со смертным приговором Спасителю — и под страшные крики «распни, распни Его!» Иисус Христос понесёт Свой крест на Голгофу.

…Читая Евангелие и пытаясь через священные тексты разглядеть лица людей, две тысячи лет назад окружавших Господа, давайте задумаемся, к какой категории можно отнести нас самих. Мы вместе с Матерью Божией, апостолами, Марфой и Марией готовы идти за Христом до конца? Мы — радостно увлекающиеся важными идеями и так же быстро готовые от них отказаться? Или же мы те, кто методично и целенаправленно преследовал Господа и добился приведения в действие смертного приговора?

Иисус Христос вошёл в Иерусалим как Победитель. Сможем ли мы довериться Ему как полководцу и, взяв в руки веточку вербы, напоминающую знамя, отправиться на сражение в царство земного греха?

Пасха наступит через неделю. Но перед этим — Страсти Христовы. Будем молиться Господу, чтобы не стать виновными в смерти Того, Кто предвечно несёт радость и жизнь.

http://gorlovka-eparhia.com.ua/verbnoe-voskresene-kak-ne-raspyat-togo-kt...