Вера в Святую Троицу. Епископ Александр (Милеант)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Епископ Александр (Милеант)

       В основе христианской веры лежит учение о Три-Едином Боге. Бог един по существу и троичен в Лицах. Отец есть Бог, Сын есть Бог, и Дух Святой есть Бог. Однако, существует не три, но один Бог. Понятие лица сродно с понятием личности, самосознания, индивидуума. В повседневной жизни самосознающие себя личности составляют отдельные существа. Легко было бы усвоить учение о единстве Божием, если бы говорилось, что существуют три божеские силы, или три действия, или три проявления, но как приблизить к разуму и чувству учение о том, что в Боге три Лица составляют одно существо? Чтобы остаться верным христианскому учению о Боге, надо примириться с той мыслью, что понимание внутренней Божественной жизни выше нашего ограниченного разума. Поэтому для истины Триединства Божия необходимо несовершенство разума, восполнить верою.

        Человек не может непосредственно изучать солнце, так как при попытке только приблизиться к нему, он сгорит. Тем не менее, человек живет, движется и питается благодаря солнечному свету. Подобным образом мы не в состоянии войти в такое тесное общение с Богом, чтобы опытно познать тайны Его внутренней жизни. Однако свет Его благодати согревает наши сердца и просвещает наш разум. Это божественный свет проникает в нас, когда мы открываем для него свои души. Исходит он и от боговдохновенного Писания, которое от Бога и учит о Боге.

        Лица в Боге имеют Свои Личные, или Ипостасные свойства, которые обозначаются так: Отец — не рожден; Сын — рожден от Отца; Дух Святой — исходит от Бога Отца. Священное Писание употребляет разные слова для обозначения личных свойств. Однако, чем рождение отличается от исхождения — мы объяснить не можем. Слово “рожден” по отношению к Сыну обычно стоит в прошедшем времени, а слово “исходит” по отношению к Духу стоит в настоящем времени. Разные грамматические формы времени не указывают ни на какое отношение ко времени: и рождение и исхождение “предвечны,” вне времени. Отец никогда не был без Сына и без Духа. Он всегда был в Троице, ибо Бог не изменяется. Каждое Лицо Троицы обладает полнотой совершенства: Оно — вечно, всемогуще, вездесуще, бесконечно благо и справедливо. Все Лица Троицы соучаствовали в творении мира и человека, как видно из Писания: стал, как один из Нас (Бытие 3:22). Употребление в Ветхом Завете множественного “сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему” (Бытие 1:26). И немного позже: “Вот, Адам стал как один из Нас” делается понятным только в контексте новозаветного учения о Святой Троице.

        Попытки приблизить учение о Троице к опыту нашей физической жизни неизбежно приводили к искажению этого учения. На протяжении истории христианства возникло множество неправославных учений о Три-Едином Боге. Их можно разделить на две группы: они либо умаляли Божеское достоинство второго и третьего Лиц и понимали эти Лица, как творения, высшие по сравнению с нами, но низшие по сравнению с Отцом, т.е. вроде “полу-богов” (Арий, Македоний, Павел Самосатский); либо понимали второе и третье Лицо, как проявления или своего рода формы откровения того же первого Лица (модалисты). Такие учения, искажающие правильную веру в Святую Троицу, называются антитринитарными. Они привлекательны своей логичностью с точки зрения ограниченного человеческого разума. К современным антитринитарным сектам можно причислить свидетелей Йеговы, Christiаn Sciеncе, последователей Муна и некоторые другие секты.

        Если усилия полностью понять учение о Святой Троице кроют в себе опасность исказить чистоту веры в Бога, то напрашивается мысль: потому Бог сообщил нам о Себе это, что вера в Троицу необходима для усвоения многих других истин христианства, она является фундаментом, на котором утверждается вера в Христа Бого-Человека.

        Троичность Лиц в Боге явлена в Новом Завете в пришествии Сына Божия и в ниспослании Духа Святого. Посылая апостолов на проповедь, Господь повелел им распространять веру в Святую Троицу: “Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа… Кто будет веровать и креститься, тот будет спасен.” Не сказал: “во имена,” но “во имя,” ибо Отец, Сын и Святой Дух — это имя единого Бога. “Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух: и Эти три суть одно” (1 Иоан 5:7) — пишет св. Иоанн Богослов. Подтверждают веру в Троицу и все те места Священного Писания, где говорится об единстве Бога Отца и Бога Сына, как, например, в текстах: “Отец Мой доселе делал, и Я делаю” (Ин. 5:17). “Я и Отец — одно” (Ин. 10:30). “Я в Отце, и Отец во Мне” (Ин. 10:38). “От них (иудеев) Христос по плоти, сущий над всеми Бог” (1 Тим. 3:16). “Видевший Меня, видел Отца” (Ин. 14.9). Подобным Образом, и о Духе Святом есть места в Писании, в которых Он прямо или косвенно именуется Богом: “Зачем сатана внушил тебе солгать Духу Святому?… ты не людям солгал, но Богу” сказал ап. Петр Анании (Дн.5:3). “Кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему, кто же скажет против Духа Святого, не простится ему ни в этом, ни в будущем веке” (Мат. 12:32).

        Учение о рождении Сына от Отца и исхождении Духа от Отца указывает на таинственные внутренние отношения Лиц в Боге, на жизнь Бога в Самом Себе. Эти временные отношения можно ясно отличить от проявлений Святой Троицы в Мире сотворенном, отличать от промыслительных действий Бога в мире. Эти промыслительные явления совершались во все времена. В историческое время Сын Божий родился от Девы, и Дух Святой сошел на Апостолов в виде огненных языков. В этом промыслительном плане спасения человека, Второе Лицо пресвятой Троицы поставило себя как бы в подчинение Богу Отцу. Сын, по выражению ап. Павла, “умалил Себя, приняв образ раба” (Фил. 2:8). В плане спасения человека Господь Иисус Христос говорит как бы о Своем неравенстве с Отцом:Отец — более Меня.” “о дне том и часе (кончине мира) никто не знает, ни ангелы, ни Сын, только Отец;” “Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия,” и другие подобные слова. В своей совокупности они говорят только о временных взаимоотношениях между Отцом и Сыном Божиим, ставшим Человеком и принявшим на Себя послушания Отцу, чтобы исправить наше непослушание. Однако необходимо помнить, что именование Господа Иисуса Христа Богом само по себе говорит о полноте Его Божества. “Бог” не может быть (с точки зрения логической, философской) “второй степени,” “низшего разряда,” Бог ограниченный. Свойства Божественной природы не подлежат условности, уменьшению. Если “Бог,” то всецело, а не частично.

        Таким образом, правильная, основанная на Священном Писании, вера в Св. Троицу необходима для усвоения всей полноты христианских истин. Но эта чистая вера не только дает правильное направление нашей мысли, — она дает нужное направление и нашей воле . Действительно, христианство призывает к духовному единству всех людей. В этом единстве должны исчезнуть вражда и всякая неприязнь, соперничество, недоброжелательство, самолюбивая обособленность, национальная гордость, расовая дискриминация и все то, из-за чего люди ссорятся и воюют друг с другом. Однако, устраняя в нас все это мелкое и житейское, греховное, наше вера не подавляет личных добрых качеств и способностей человека. Напротив, она еще больше облагораживает, дает им ярче и сильнее раскрыться. Таким образом, при совершенном духовном единстве христиан, каждый член этого возрожденного общества сияет красотой своих личных душевных качеств. В этом плане христианское учение противоположно буддизму, в котором конечным идеалом считается полное психическое уничтожение, растворение в нирване. В христианстве же мы призваны развивать и совершенствовать свои способности. Идеалом такой личной неслиянности при единстве существа мы имеем в Св. Троице, как видим из Первосвященнической молитвы Спасителя: “Пусть будет все одно: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино”(Иоанна 17:21).


Источник: Еп. Александр (Милеант). Апологетические заметки