Вера исцеляет человека. Епископ Саратовский и Вольский Лонгин
Как стать ближе к вере и духовному совершенствованию? Какую моральную оценку можно дать современному обществу? К чему готовят человека крупные природные катаклизмы? Об этом в канун важнейшего для православных христиан праздника - Пасхи, которая в этом году приходится на 24 апреля, корреспондент «АиФ - Саратов» побеседовал с Епископом Саратовским и Вольским Лонгином.
Как стать ближе к духовному?
Владыка, сегодня считается «хорошим тоном» и чуть ли не «модным» приходить к вере, соблюдать пост, отмечать церковные праздники. Это опасное явление или, наоборот, полезное? Может быть, хоть так люди станут немного ближе к Церкви, к духовному совершенствованию?
- Вы знаете, слова о «моде» на веру можно воспринимать только как некий штамп, причем уже достаточно устаревший. Отношения человека с Богом, его приход в Церковь - это всегда очень индивидуальный внутренний процесс, который может «вызревать» не только годами, но и десятилетиями. Безусловно, хорошо, когда желание человека соблюдать пост и отмечать церковные праздники сопровождается стремлением узнать свою веру, войти по-настоящему в жизнь Церкви, то есть когда человек движется от внешнего к внутреннему. Например, если он решил начать поститься, скажем, в Великий пост, и при этом не ограничился информацией о том, что можно и чего нельзя есть в этот период, а приложил усилия для того, чтобы понять, в чем духовный смысл этого поста, к чему он нас готовит; если этот человек начал читать Евангелие и приходить в храм на богослужение - пост не пройдет бесследно для его души. Многие из верующих, воцерковленных людей именно так и пришли к Богу всерьез.
- Недавно в Саратове было предложено сделать Радоницу выходным днем. Как Вы относитесь к этой идее? Не появятся ли в этой связи вопросы у представителей других конфессий?
- Законопроект «Об объявлении Радоницы (дня особого поминовения усопших) нерабочим праздничным днем в Саратовской области» разработан рабочей группой комитета по культуре, общественным отношениям и информационной политике Саратовской областной думы. Напомню, что Радоница - это день особого поминовения усопших, которое совершается на 9-й день после Пасхи. Само название праздника говорит о том, что в этот день христиане стараются разделить радость победы Христа над смертью не только с ныне живущими своими ближними, но и с уже почившими. Поминовение усопших именно на Радоницу (а не в сам день Пасхи) - это одна из древнейших традиций нашего народа. Однако поскольку Радоница отмечается во вторник, а значит, приходится на рабочий день, далеко не все желающие могут в этот день сходить в храм, съездить на кладбище, чтобы помянуть своих близких. Уже в течение многих лет Радоница объявляется нерабочим днем во многих областях России, к примеру, в Волгоградской, Оренбургской, Брянской, а также в Кузбассе, Краснодарском крае, республиках Адыгея и Карачаево-Черкесия (то есть и в тех регионах России, население которых традиционно является многонациональным и многоконфессиональным).
Что касается «вопросов» от других конфессий… Главные праздники ислама уже давно являются нерабочими днями в регионах с преобладающим мусульманским населением. В Саратовской области все-таки абсолютное большинство ее жителей является православными людьми. Уверяю вас: когда православные соблюдают свои традиции - это вызывает только уважение у представителей других религий, которые очень серьезно относятся к соблюдению своих собственных обычаев.
Истинная свобода - свобода от греха
- В последнее время Церковь активно проявляет свою позицию по многим вопросам светской жизни. Например, священнослужители выступали в дискуссиях о введении универсальной электронной карты, предлагали ввести некий дресс-код... Это признак нашего времени? Как Вы относитесь к тому, что многие люди негативно высказываются об участии Церкви в таких вопросах?
- Духовенство Русской Православной Церкви и верующие миряне являются полноправными гражданами своей страны, а значит, имеют право высказываться по всем тем поводам, которые волнуют людей. В частности, решение о введении универсальных электронных карт вызывает множество вопросов у каждого думающего человека, и таких сомнительных решений властью принимается очень много (вспомним, скажем, бурную общественную дискуссию относительно реформы системы образования). Да, есть и те, кто относится негативно к любой общественно-значимой деятельности Церкви и к любым высказываниям ее представителей. Я отношусь к этому спокойно. Безусловно, всегда были и будут люди, которым глубоко чуждо христианское отношение к миру. К примеру, понятие целомудрия сегодня часто просто осмеивается. Или возьмем понятие свободы: для нас истинная свобода - это свобода от греха. В современном мире, как правило, это слово имеет совсем иную трактовку.
- Градус жестокости в обществе зашкаливает. Ни одни сводки новостей не обходятся без сообщений о перестрелках, убийствах, терактах. Какую моральную оценку Вы могли бы дать обществу? Можно ли верой исцелить сердца и души современников?
- Да, вы правы. Но если мы говорим «зашкаливает», значит, имеем в виду некую шкалу, систему координат. От христианской нравственной системы ценностей общество в целом давно отказалось - это следствие целого века воинствующего безбожия и не менее разрушительного напора идеологии потребления, господствующей сегодня. Вера действительно может исцелить человека, буквально воскресить его душу, мне неоднократно приходилось наблюдать это. Но выбор - за самим человеком. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь своего сердцавойду к нему (ср: Откр. 3, 20) - говорит Господь. Но, повторю, откликнуться на этот призыв должен сам человек. Принудить к вере невозможно.
Самое время проявить сострадание
- Только за последние полгода стране и миру пришлось пережить несколько крупных природных катаклизмов. Все больше людей склонны видеть в этом некое предзнаменование, предупреждение человечеству. Стоит ли прислушаться к этому мнению? Как Церковь относится к подобным рассуждениям?
- Для верующего человека совершенно естественно помнить о смерти: все мы знаем, что когда-нибудь оставим этот мир и предстанем на суд Господень. Более того, это памятование очень важно для того, чтобы человек смог должным образом выстроить свою земную жизнь. «Помни последняя твоя (завершение твоей жизни), и во век не согрешишь», - гласит святоотеческая мудрость. В этом смысле происходящие катастрофы для нас, во-первых, - еще одно напоминание о том, что, несмотря на все технические достижения цивилизации, жизнь и смерть человека всецело находятся в руках Божиих. Во-вторых, часто это возможность проявить лучшие человеческие качества - милосердие и сострадание, помочь тем, с кем случилась беда. Если так относиться к происходящим испытаниям, то у человека не останется поводов унывать, отчаиваться и высчитывать дни до очередного «объявленного» лжепророками конца света.
Через несколько дней, даст Бог, все мы встретим праздник светлого Воскресения Христова, и в наших храмах прозвучит ликующее свидетельство апостолов, своими глазами видевших Спасителя, весть о его Воскресении и победе над смертью. Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? (1 Кор. 15, 55). Этой Пасхальной радости и обретения спасительной веры я хотел бы пожелать всем.
Записала Алена Егорова
АиФ-Саратов, №16, 2011 г.
Источник: Православие и современность
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии