Вера без дел мертва. Алексей Реутский
Сахалинская православная молодежная организация «Братство Александра Невского» существует уже около десяти лет. За это время ее организаторам удалось развить несколько направлений работы: миссионерские просветительские проекты в рамках региональных молодежных образовательных форумов, социальное служение, занятия спортом, летние и зимние молодежные лагеря, проведение уличных акций и пикетов. Главные цели Братства — приобщить молодежь к Православию и ослабить влияние сект.
В храм через спорт
Всё началось с молодежной секции рукопашного боя, которую при Южно-Сахалинском храме во имя святителя Иннокентия Московского организовал Антон Нарынский. «Моей целью было как- то сплотить, организовать молодых прихожан, а заодно, если получится, заинтересовать и тех, кто далек от Церкви», — говорит он. «Учиться рукопашному бою пришло почти два десятка человек. Среди них была не только церковная молодежь, но и те, кто редко посещает храм, — добавляет один из организаторов Братства Александра Невского (далее — Братство), руководитель миссионерского отдела Южно-Сахалинской епархии протоиерей Виктор Горбач. — Постепенно помимо тренировок мы стали включать в эти занятия и беседы на тему о православной истории России, сделав акцент на биографии выдающихся личностей и наиболее ярких исторических событиях». Со временем ребята стали всё больше интересоваться церковной жизнью, кто-то начал приходить на службы, воцерковляться. Но не зря говорят: вера без дел мертва, поэтому и участие в мероприятиях Братства стало для них естественным и осознанным. Например, в тех же крестных ходах в Южно-Сахалинске, которые полностью готовят сами ребята: информируют своих сторонников в разных районах, организуют транспорт, получают официальное разрешение у властей.
Самый многолюдный из крестных ходов посвящен Дню народного единства 4 ноября. В нем участвует свыше тысячи сахалинцев, а во главе с иконой Казанской Божией Матери идут не только представители духовенства и православных общественных организаций, но и руководители области. «Наши крестные ходы формируют у людей понимание, что они здесь — форпост православной России, что у нашего края есть своя история и традиции, от которых мы не собираемся отказываться», — говорит отец Виктор. Возможно, в Центральной России эти слова покажутся странными. Но на окраине страны, где в советский период были уничтожены все храмы, за души людей уже 25 лет активно борются секты. Цифры говорят сами за себя: из 136 религиозных организаций на Сахалине только 60 — православные, две мусульманские, один католический приход, а остальные — это мормоны, бахаисты, неопятидесятники Свидетели Иеговы и другие. Чтобы привлечь к себе новых членов, они используют разные формы. Где-то вкусно и сытно кормят на собраниях, где-то бесплатно обучают английскому языку и организуют зарубежные поездки.
Заморочить голову молодому человеку, который не имеет твердой духовной позиции, плохо знает свою историю и при этом погружен в социальные проблемы, подготовленному сектанту не составит труда. «В сети есть очень много информации, враждебной Православию. И если нам нечего этому противопоставить, то ее влияние на сознание молодежи будет безграничным, — убежден отец Виктор. — Последний пример — двойное убийство в прошлом году прихожанина и монахини в Воскресенском соборе Южно-Сахалинска последователем неоязыческих идей Н.Левашова, А.Хиневича и проповедника атеизма тележурналиста Александра Невзорова» (см.: ЖМП. 2015. № 4).
Разговор не по шаблону
Когда Михаил, 24-летний выпускник Технического нефтегазового института Южно-Сахалинска, впервые столкнулся с сектантами, почувствовал себя весьма неуверенно: возразить на довод, что у Православной Церкви существует неверное представление о Боге, ему было просто нечего, а очень хотелось. Молодой человек сначала побывал в общеобразовательном летнем лагере для школьников и студентов, интересующихся Православием (см. правку), который ежегодно проводится епархией в селе Дуэ, Александровск-Сахалинского района. К слову, именно здесь 150 лет назад святой Иннокентий (Вениаминов), будущий митрополит Московский и Коломенский, проповедовал Православие местным жителям.
После лагеря Михаил стал активным участником Братства. «Я начал больше читать и интересоваться духовной литературой, в сложных вопросах мне помогали разобраться наши батюшки», — рассказывает Михаил. Кроме того, немало нового он почерпнул и на образовательных православных молодежных форумах, которые проходят на Сахалине. На них приезжают эксперты из Москвы, Петербурга и региональных центров Дальнего Востока.
Через какое-то время Михаил научился дискутировать с сектантами уже на равных. «Я заметил, что они говорят по шаблону, — продолжает он. — Если тему беседы чуть расширить или повернуть под другим углом — они теряются, начинают ссылаться, что их начальник знает больше, а они пока не могут ответить. Сектанты не способны мыслить гибко. Они могут убеждать только людей неподготовленных, а итог такой беседы всегда один — приходите к нам изучать Библию, это изменит вашу жизнь. Более того, иеговисты, например, в разных городах по-разному трактуют Библию, и, когда им указываешь на это, они ничего не отвечают и уходят».
«Кто сильней, тот и прав»
Бывают ситуации, когда интересы Православной Церкви на Сахалине сталкиваются лоб в лоб с интересами ее противников. Настоящей проверкой на зрелость для членов Братства стала борьба за строительство на площади Победы в Южно-Сахалинске кафедрального собора в честь Рождества Христова. Лидер сахалинских баптистов, стремясь привлечь протоиерея Виктора Горбача к уголовной ответственности по статье о возбуждении национальной, расовой или религиозной вражды, написал на него заявление в прокуратуру. «Поводом стали мои публичные слова, что против строительства храма выступают сектанты и коммунисты, — вспоминает отец Виктор. — Когда я попросил его объясниться, он ответил: “Кто сильней, тот и прав. Мы не позволим вам строить здесь никакие храмы. По сути, это был вызов”».
В ответ молодежь из Братства организовала на улицах Южно-Сахалинска пикеты и начала разъяснительно-просветительскую кампанию среди жителей, в ходе которой активисты собирали подписи в поддержку собора. Им пришлось вести дискуссии с противниками строительства, которые мотивировали свою позицию тем, что это площадь Победы и трогать ее нельзя: «Победа отдельно, а Церковь — отдельно». Ребята напоминали оппонентам, что строить храмы в память защитников Отечества — это национальная традиция, а Православная Церковь во время Великой Отечественной войны организовывала сбор средств на поддержку армии, в частности, собрав на танковую колонну имени святого Димитрия Донского.
«Такие уличные дискуссии для молодых очень полезны, в них выявляется и проговаривается личная позиция, — поясняет отец Виктор. — Они не только учатся формировать ее, но и обосновывать. В частности, отвечать на вопрос: почему городу нужен новый храм? Они учатся подбирать убедительные аргументы, параллельно читать полезную литературу, расширяя тем самым свой кругозор, и в то же время отвечать самому себе на вопросы: что происходит в храме, что там самое главное, можно ли назвать себя православным, если ты не исповедуешься и не причащаешься, и т.д.». История стояния за кафедральный собор закончилась успешно: православная общественность одержала убедительную победу. Строительство храма практически завершено, осенью в нем начнутся регулярные богослужения.
Пикеты просвещения
Братство регулярно проводит просветительские акции, приуроченные к православным праздникам, например Дню Крещения Руси, напоминая тем самым своим землякам об истории возникновения Православия на Сахалине. В организации уверены, что это необходимо, ведь люди не только не помнят свою историю, но и готовы принимать на веру даже абсурдную, непроверенную информацию. Благодаря молодежным просветительским акциям сегодня практически каждый сахалинец знает, кто такой святой Иннокентий (Вениаминов), просветитель народов Дальнего Востока, и что благодаря ему православная вера пришла на Курильские острова, а затем и на Сахалин.
«Такие пикеты хороши еще и тем, — добавляет Михаил, — что подчас молодые люди стесняются подойти к священнику, чтобы выяснить какой-то важный для них вопрос. А тут стоит их ровесник, с которым они говорят на одном языке, другая степень доверия и восприятия информации. И ты стараешься донести до него суть православной веры, достучаться до его души на одном языке через понятные для него вещи — учебу, семью, общение с друзьями. Тогда у собеседника возникает желание продолжить общение, чтобы во всем разобраться. Он сам идет на контакт. И постепенно приходит к мысли, что Православие — это его близкое и родное».
Однажды после встречи отца Виктора со студентами Сахалинского государственного университета, на которой он рассказывал об истории возникновения и развития Православия в России, к нему подошел один из преподавателей и спросил: «Вы знаете, что во время христианизации Руси было убито восемь миллионов человек?!» «Я был ошеломлен, — вспоминает священник. — Даже не абсурдностью цифры, а тем, с какой уверенностью он это сказал. Образованный человек даже не взял на себя труд проверить, сколько человек, хотя бы примерно, жило на территории Киевской Руси. Конечно, можно просто улыбнуться на это, но ведь такое мировоззрение капля за каплей формируется и вкладывается в сознание молодежи с разных сторон — от сект, дремучих неоязычников до атеистов».
Молодые люди из Братства пользуются любой возможностью напомнить о православных корнях культуры своим землякам.
Эльвире 19 лет, она учится на 2-м курсе юридического факультета Южно-Сахалинского института экономики, права и информатики. Ей нравится участвовать в общественных мероприятиях, которые регулярно организовывает Братство. «У нас на Сахалине проходил большой свадебный фестиваль. Каждый мог прийти и узнать всё о свадьбе. Это было очень масштабное мероприятие, за день на выставке побывало несколько тысяч человек. Наш стенд был посвящен таинству венчания. Люди подходили, слово за слово, и горожане всё больше расспрашивали о жизни Церкви, в какой-то момент я почувствовала себя миссионером. Некоторые пары сразу заявляли, что венчание не для них, а были и те, кто слушал с большим интересом».
Круговая порука добра
Два года назад при Южно-Сахалинской и Курильской епархии был создан волонтерский корпус «Доброе дело». Его добровольцы и ребята из Братства навещают детей в социально-реабилитационных центрах и детских домах Сахалина. Детям, вынужденным покинуть родную семью, необходима социализация. И от того, кто первым к ним придет в гости, сектанты или православная молодежь, зависит в том числе и их будущее.
«Проблема в том, что, перед тем как оказаться в детском доме, эти дети успевают много повидать и пережить. У них формируются дух безысходности, уныние. Поэтому мы решаем две задачи, — поясняет отец Виктор. — С одной стороны, наши ребята стараются вдохнуть в своих подопечных уверенность в себе, помочь справиться с внутренними проблемами. А с другой стороны, и члены Братства (особенно школьного возраста) наблюдают, каково это — жить в детском доме без родителей и как ценно иметь свою семью».
«В свои первые поездки мы старались их как-то развлечь, ставили кукольные спектакли, пели и танцевали, — говорит руководитель социального направления Полина Туленцева. — А сейчас основной упор делаем на разные формы общения — через развивающие игры, конкурсы и беседы на православные темы». Прежде чем начать что-то рассказывать о Православии, волонтеры расспрашивают детей, что они уже знают и помнят. А уже потом начинают занятия. «Ребята впитывают всё, — продолжает Полина. — И каждый раз ждут нашего приезда. Но если это учреждение посещает и священник, то они, конечно, лучше подготовлены и нам проще. В общении заодно выясняется, кто из ребят крещен, а кто нет, и по их желанию некрещеных крестят».
По словам руководителей воспитательных детских учреждений, для их воспитанников очень важен стереотип поведения. Видя, как общаются между собой и с ними их старшие товарищи, дети стремятся им в этом подражать, что формирует в них ответственное и внимательное отношение друг к другу.
Перед Рождеством и Пасхой Братство по всему Сахалину — от Углегорска до Южно-Сахалинска — собирает подарки для подопечных детских социальных учреждений (канцтовары, игрушки, развивающие игры, книги), подключая к доброму делу несколько тысяч сахалинцев. В благодарность жертвователи получают православный календарь на следующий год. «Такие акции сплачивают наших земляков, как бы скрепляют круговой порукой добра», — говорит отец Виктор.
О самых интересных мероприятиях Братства ребята рассказывают в социальных сетях (так, группа «Православная молодежь Сахалина и Курил» (http://vk.com/sakhpk) в «ВКонтакте» насчитывает 2260 человек) и обмениваются опытом их проведения с единомышленниками из других регионов.
Люди с православным сознанием
Наиболее инициативных членов Братства епархия поощряет поездками по святыням России. Ребята ездят в Троице-Сергиеву лавру, Дивеево, Оптину пустынь, Санкт-Петербург. Ребята приезжают на разные форумы в Москву, Петербург и другие города. По мнению отца Виктора, такие поездки обязательно должны быть частью молодежной работы. Молодые люди ближе узнают друг друга, находят общие интересы и объединяются. Главное, они чувствуют, что не одиноки в каком-нибудь небольшом городе или районном центре Сахалина, Камчатки, Магадана, Чукотки, Приморского края.
«У меня нет ощущения, что я живу где-то на окраине страны. Наоборот, я чувствую, что Россия внутри меня, а я — внутри России. И это чувство единения со страной подкрепляется православной верой. Что бы ни случилось в моей стране, даже на дальних ее рубежах, это и моя боль», — говорит Михаил.
Отец Виктор не огорчается, что постоянное участие в работе сахалинского Братства Александра Невского принимает только треть его членов, а остальные подключаются к работе лишь по мере необходимости. «Нельзя сделать всех православными активистами, которые участвуют во всех направлениях молодежной работы. Задача Братства — не политических или общественных деятелей готовить, а людей с православным сознанием и мышлением, которые несут в своем сердце ценности христианской жизни и помогают обрести их другим людям».
Справка.
Братство Александра Невского- это
Сахалинская региональная организация «Братство Александра Невского» при Южно-Сахалинской и Курильской епархии действует с 2004 г. В ней состоит более 100 человек. В с. Дуэ Александровск-Сахалинского района, на берегу Татарского пролива, с 2006 г. ежегодно проходит летний молодежный палаточный лагерь, который собирает до 130 человек в возрасте от 14 до 25 лет. Образовательную программу проводят преподаватели ПСТГУ, Хабаровской духовной семинарии и вузов Сахалинской области. Участники лагеря изучают катехизис, семейную этику и психологию. С 2014 г. при поддержке Министерства спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области в регионе проходит зимний молодежный образовательный форум «Наследие православных святых в ХХI веке».
С 2008 г. православная молодежь активно участвует в общерегиональных молодежных форумах на Сахалине. Несколько лет на международном молодежном образовательном форуме «Селисах» действовало православное направление. Члены Братства делились своим опытом проведения массовых акций и получали гранты на реализацию общественно значимых проектов. Среди них: «Школа социально-ответственного лидера», «Наши славные даты», социально-ответственная молодежь Сахалина, «Сотвори свое чудо» и другие…
Традиционными стали организованные Братством праздничные шествия, которые проводятся в День народного единства от Воскресенского кафедрального собора до одной из центральных площадей города. Шествие собирает более тысячи человек и является одним из самых массовых мероприятий в Сахалинской области.
С 2008 г. Братство проводит благотворительную акцию «Сотвори свое чудо». В декабре, накануне Дня памяти Святителя Николая Чудотворца, активисты организации объявляют о сборе подарков для воспитанников социальных учреждений Сахалинской области. На центральных площадях Южно-Сахалинска, Корсакова и Холмска — самых крупных городов области — проводится сбор подарков. Каждому участнику дарят карманный календарь с православными праздниками и символикой акции.
На втором этапе, в дни рождественских праздников, активисты передают подарки в детские дома и социально-реабилитационные центры Корсаковского, Углегорского, Томаринского и Анивского районов, а также областного центра.
С 2010 г. активисты Братства поздравляют жителей и гостей Южно-Сахалинска с Днем Крещения Руси — памятной датой, которая официально отмечается на территории Российской Федерации. В 2013 году отмечалась юбилейная дата — 1025 лет со дня этого важного исторического события. Молодые люди раздавали буклеты о празднике, а тем, кто был крещен, но по какой-то причине не имел нательного крестика, надевали его как напоминание о таинстве крещения. Акция проходила возле областной библиотеки, кинотеатра «Октябрь», а также в сквере Пограничников. Всего было роздано более трех тысяч листовок и брошюр, а около 100 сахалинцев получили в подарок нательный крестик.
В 2013 г. активисты Братства Александра Невского организовали и провели первый на Сахалине футбольный турнир команд приходов Сахалинской епархиии. Он прошел 2 июня в Южно-Сахалинске. На спортивном стадионе «Спартак» собрались команды Воскресенского кафедрального собора, храмов Святителя Иннокентия Московского, Святителя Николая Чудотворца, Смоленской иконы Божией Матери (Новоалександровск), патриаршего подворья храма Святого благоверного князя Александра Невского (с. Троицкое) и храма Рождества Пресвятой Богородицы (Невельск). На торжественном награждении участников приветствовали епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон, а также представители ФК «Сахалин» Алексей Серебряков и Александр Гаглоев. Они поздравили участников с состоявшейся игрой и вручили победителям медали и кубки.
http://e-vestnik.ru/analytics/molodeg_sahalin_9078/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии