ВЕРА АВРААМА И ВЕРА НАША
Беседа на апостольское чтение Недели пред Рождеством Христовым.
Апостольское зачало Недели пред Рождеством Христовым посвящено ветхозаветным праведникам. Начинается их перечень с Авраама, родоначальника еврейского народа. Ему апостол Павел уделяет больше всего внимания в своей знаменитой 11-й главе Послания к евреям, которая представляет собою вдохновенный гимн вере. «Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог… Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» (Евр. 11:9–10, 17–19), – пишет апостол. Об Аврааме, «друге Божием» (см. Ис. 41:8) и «отце всех верующих» (см. Рим. 4:11), будем сегодня говорить и мы.
Когда Бог в первый раз явился Аврааму (тогда еще Авраму), ему было 75 лет (1). Он получает множество обетований, главное из которых – дарование многочисленного потомства. Долгие годы Аврам проводит в странствиях, переходя из одного места в другое, как ему повелевает Бог, но ни одно из обетований не исполняется. Господь продолжает являться, но Его слова пока еще остаются лишь обещаниями.
Через 10 лет странствий Аврам обращается к Всевышнему: «Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой» (Быт. 15:2–3). Неподдельной горечью дышат слова праведника; чувствуется, что его вера колеблется на какой-то грани с отчаянием. Старцу уже 85 лет, ему обещано потомство числом как песок морской, но его жена Сара все так же бесплодна. Господь отвечает: «Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков» (Быт. 15:5). А далее следуют важнейшие для Священной Истории слова: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6). После этого Бог заключает с Аврамом завет.
Но вдруг происходит непредсказуемое. Сара, доселе молчавшая, не выдерживает и начинает требовать решить проблему бесплодия принятым в то время способом. Она вынуждает мужа зачать ребенка с рабыней, чтобы принять рожденного от нее на свои колени и признать дитя своим. И Аврам, который только что заключил завет с Богом, повинуется ей, идя на компромисс со своей верой. Так, как будто бы не было ни богоявлений ему, ни обетований, ни завета. Так, как будто бы детей дает не Бог, а человек.
И ребенок действительно рождается – но теперь Бог исчезает из жизни Аврама. Наступает долгий период молчания Творца, продолжающийся 14 лет. При этом Господь является Агари, и рабыня приносит весть от Яхве Авраму. Как это должно было ранить его! С рабыней Бог разговаривает, а с ним – нет. Долгих 14 лет – и ни одного оповещения, ни одного явления. Трудно себе представить муки Аврама, который не мог не понимать, что молчание Господа связано с его непослушанием и жены.
Но Создатель не отрекся от Авраама. «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тим. 2:13). После 14 лет молчания Господь является 99-летнему Авраму, напоминает обещания, дает заповедь обрезания и меняет ему имя. Через некоторое время Авраам видит Бога у дубравы Мамре и получает весть о скором рождении сына. Спустя год у Авраама и Сарры рождается Исаак.
Но на этом история Авраама не заканчивается. Ему предстояло страшное испытание, во время которого он должен был явить всю силу своей веры и доказать, что любит Бога больше своего долгожданного сына Исаака. Бог повелевает Аврааму принести в жертву сына, но в последний момент останавливает отцовскую руку. После этого Бог повторяет Свои обетования, еще больше расширяя их. Отныне для Господа Авраам – это человек, которого Он называет Своим другом.
Житие Авраама, братья и сестры, очень ярко отражает то, что происходит с нами сегодня в нашей христианской жизни – недаром Авраам назван «отцом всех верующих». Когда мы входим в Церковь, то ведь тоже верим каким-то обетованиям церковной проповеди. Христианство зовет нас, что-то обещая. Кстати, как важно, проповедуя христианство, не обещать человеку обязательного решения в Церкви проблем житейского характера. Мы можем предлагать ему лишь богопознание – и только при том условии, если человек потрудится сам.
Итак, человек входит в Церковь, веруя в обещание истинного богопознания и спасения души. Ему вначале может быть очень хорошо, он будет словно на крыльях парить, чувствуя благодать, разговаривая с Господом в глубине своего сердца. Но потом Бог может скрыться, замолчать. Иногда по нашей вине, а иногда и без нее. Человек может все делать правильно – молиться, поститься, исповедаться, причащаться, стараться исполнять заповеди – и в то же время потерять ощущение присутствия Божьего в своей жизни. Он будет со слезами спрашивать что-то у Бога – но в ответ услышит молчание. Этот кошмар, который в жизни Авраама продолжался 14 лет, так или иначе знаком каждому христианину, потому что и у нас бывают периоды, когда мы теряем Господа, не чувствуем Его – или по нашим грехам, или же промыслительно, из-за Божьего попущения.
Что делать в такие часы, дни, месяцы? Верить и ждать. Залечь на дно и потерпеть. Поплакать и поскорбеть. Человек – не пластинка, круглосуточно играющая задорные марши. Нам свойственно ошибаться, ослабевать, недоумевать, грустить, остро чувствовать одиночество, переживать и бояться. Таков был и Авраам, и ко всему этому причастен и христианин, ибо и ему не чуждо ничего человеческое. Самое главное – сохранить веру в то, что Бог не оставит, что этот трудный период непременно закончится. «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение» (1 Кор. 10:13), – открывает нам апостол Павел.
А еще точно так же, как и Сарра Аврааму, нам кто-то может сказать: «Да сделай ты в том-то и том деле так, как все люди делают. Не будь таким ретроградом!» Например: «Все берут взятки, и ты возьми! Не обидится на тебя твой Бог. Наоборот, потом милостыню дашь и в храм пожертвуешь. И семья рада будет». Или: «Есть горящая путевка в Турцию буквально за копейки. Ну, подумаешь, Страстная Неделя. Потом помолишься! Не каждый день ведь такая возможность появляется. Отдохни, а потом с новыми силами и работать, и молиться». Не раз и не два нам предлагали и еще предложат устроить какие-то свои дела не то что без Бога, но вопреки Ему.
Или, если мы вдруг полюбим кого-то или что-то больше Бога – мужа или жену, детей, родителей, работу, хобби, дом, Творец может сказать нам: верни свою любовь Мне, принеси Мне ее в жертву. И тогда, возможно, нас ожидает серьезное испытание, в какой-то мере подобное тому, что перенес Авраам.
Во всех подобных случаях, перед тем как решить, что делать, вспомним жизнь Авраама. Он тоже был человек и совершал ошибки, на которых призваны учиться мы, его дети по вере, ибо все «верующие суть сыны Авраама» (Гал. 3:7). Все произошедшее с ним есть некий прообраз для духовной жизни христианина. Авраама спасла и возвеличила его вера. Точно так же и христианин часто держится «на плаву» одной только верой. Бывают времена, когда на «дела» нет никаких душевных и телесных сил, надо «залечь на дно» и просто потерпеть, – и тогда у человека остается одна только вера. Так же некогда было и с Авраамом.
Хочется пожелать и самому себе, и вам, дорогие братья и сестры, чтобы ветхозаветные герои стали родными для нас, близкими нам, чтобы мы почувствовали свою духовную связь с ними, с их жизнью. «Все, что писано было прежде, написано нам в наставление» (Рим.15:4), – говорит апостол Павел. Итак, читая про Авраама – читаем про себя. Размышляем о его вере – значит, думаем о вере нашей. Узнаем из Писания о его трудностях –подбираем ключ к нашим трудностям. Любой персонаж ветхозаветной истории является неким прообразом, способным научить нас верить, терпеть, молиться, бороться, ждать. А первый из них, без всякого сомнения, есть Авраам, праотец Христов, друг Божий и отец всех верующих. Его пример пусть назидает нас в светлые дни предпразднства Рождества Христова!
Сергей Комаров
Примечания:
1) Книга Деяний св. апостолов рассказывает о том, что Бог явился Авраму первый раз еще в Месопотамии (см. Деян. 7:2). Но поскольку книга Бытия об этом умалчивает и подробности данного явления нам неизвестны, мы условно будем считать беседу с 75-летним Аврамом первым явлением ему Господа.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии