Венецианский лев св. Марка был сделан в Китае в VIII веке, доказывает новое исследование

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Венецианский лев св. Марка был сделан в Китае в VIII веке, доказывает новое исследование
Крылатый лев, стоящий на колонне на площади Святого Марка в Венеции, является символом города

ВЕНЕЦИЯ. Крылатый лев, стоящий на колонне на площади Святого Марка в Венеции, который является символом города, был сделан в Китае. Новое металлургическое исследование бронзы показало, что большая часть скульптуры была привезена из Китая в VIII веке и, попав в Венецию, была смешана с другими частями и реконструирована, чтобы соответствовать стандартной иконографии крылатого льва, символа св. Марка Евангелиста и самой Венеции, сообщает The History blog.

На основе исследований, проведенных после реставрации 1980-х годов, предполагалось, что статуя была сделана в Анатолии в раннюю эллинистическую эпоху (IV в. до н. э.), но исследование изотопов свинца в металлическом сплаве показало, что они были добыты в шахтах в нижнем бассейне реки Янцзы на юго-востоке Китая.

Исследователи пересмотрели дизайн льва и обнаружили характерные черты скульптур эпохи династии Тан (618-907 гг. н. э.) – им соответствуют голова, грива и грудь льва.

Этот стиль изображения подобных существ имел особую функцию в скульптуре династии Тан – как правило это были стражи гробниц. Известные как фигуры чжэнмушоу, они были фантастическими зверями свирепого поведения, которые помещались у ворот гробниц, чтобы отпугивать злых духов и защищать духов умерших. К 7 веку их обычно ставили парами: один с лицом, похожим на человеческое, другой с лицом льва или зверя.

Некоторые из характерных черт, общих для фигур льва Святого Марка и чжэнмушоу, включают широкие ноздри с усами, направленными вверх по бокам, широко открытый рот с парой широко расставленных клыков в верхней челюсти и более узкими на нижней, плоскую пластину зубов между ними и выступающие глазничные гнезда, в которых были установлены рога. Глазничные кости у льва св. Марка усечены, что указывает на то, что у него тоже когда-то были рога, но их ампутировали, чтобы он выглядел более похожим на льва. Его уши также, по-видимому, были подрезаны и закруглены, так как оригинальные уши чжэнмушоу были выше и заостренными.

Лев, вероятно, проделал свой путь на запад по Шелковому пути через Индию и Афганистан, по которому во времена династии Тан шёл очень активный торговый поток. Этот поток был перекрыт на несколько столетий позже, вновь открывшись во время путешествий Марко Поло в 13 веке.

Нет никаких исторических источников, описывающих, когда лев прибыл в Венецию или когда и как он принял свою нынешнюю форму. Марко Поло писал о нём после своего возвращения из Китая в 1295 году, но он не только уже был на вершине колонны в то время, он уже нуждался в реставрации, так как он находился там в течение десятилетий, подвергаясь воздействию стихий.

Кроме того, он огромен — более 13 футов в длину и весит три тонны — поэтому тот факт, что нет никаких упоминаний о его транспортировке и установке, говорит о том, что он прибыл частями и собирался на месте из фрагментов.

Анализ образцов из различных частей скульптуры показал, что она была перелита по частям и «Франкенштейнизирована» вместе по крайней мере в пять или шесть фаз, и это до того, как Наполеон разграбил ее, а французские строители уронили ее и разбили на 20 частей, когда они были вынуждены вернуть ее после его поражения.

https://sedmitza.ru/text/10445298.html