Великое событие Благовещения и свобода Богоматери
Блаженной памяти старец Софроний Сахаров в книге “Подвиг богопознания” пишет: Богородица в своей беседе с Архангелом показала, что она не была наивной (см. Лк. 1:34) [1].
В рассказе евангелиста Луки о Благовещении наше внимание часто больше сосредоточивается на величии Божественного схождения и чистоте Девы Марии, которая удостоилась сделаться сосудом Воплощенного Бога Слова, вместилищем Невместимого. Лишь немногие размышляют о той ситуации, в которой оказалась Мария, о Ее чувствах и недоумении, которые Она испытала в тот момент, когда Ангел обратил к Ней свое радостное приветствие.
Но то, что проходит незамеченным многими людьми, не остается без внимания Церкви. Целый канон, поющийся на утрени праздника Благовещения, посвящен разговору Богородицы и Ангела. Гимнограф с великим талантом и искусностью не просто воспевает это событие, но представляет нам некий срез чувств и размышлений Непорочной Девы. Ее мучают и терзают вопросы о биологической невозможности предрекаемого: “Говори самым ясным образом: как зачну Я, Дева непорочная?” (тропарь 1 песни канона утрени). И более ярко: «Таков закон от Бога смертным, чтобы рождение от взаимной любви происходило; но Я совершенно не знаю услаждения с супругом, как же ты говоришь, что должно Мне родить?» (тропарь 8 песни). Чистота и безгрешность Богородицы отнюдь не что-то механическое и закономерное, могущее быть таковым из-за неведения и презрения к человеческим физиологическим функциям. Ей известен путь к деторождению, который был дан людям Богом, – любовный союз мужчины и женщины. Ее недоумение и сам Архангел принимает как нечто справедливое в своей приветственной речи, не унижая ее за это: “Как Ты хорошо сказала словами уст Твоих, дело то непостижимо” (тропарь 8 песни).
Сомнение, которое высказывает Богоматерь, не только касается знания Ею биологических законов, но и демонстрирует уровень Ее духовной жизни. Помня пример праматери и родоначальницы рода человеческого Евы, Богородица боится, что переживаемое Ею является искушением, из-за которого человек лишился Рая. Эти мысли и сопротивление Ангел Божий счел справедливым: “Ты помышляешь, что слова мои коварны, как мне кажется” (тропарь 1 песни).
Трудность, с которой человеческий разум вникает в таинство Божественного воплощения, создает необходимость приблизиться к этому Таинству посредством веры. Вера, тем не менее, не означает как само собой разумеющееся согласие и наивность разума. Вводное замечание старца Софрония показывает, что в Церкви вера предполагает свободу выбора. Свобода эта выражается в исканиях, недоумении и постановке различных вопросов. Она не является данностью духовной жизни, но предполагает постоянную борьбу. “Превечное желание” Бога спасти человека не лишает последнего его важнейшего свойства, которое и делает его личностью и сущностью, – свободы, на которую Бог никогда не посягает [2]. Духовной радости и ликованию, которых исполнилась Богородица с приходом Святого Духа в день Благовещения, предшествовала духовная борьба. Ее слова: “Се Раба Господня. Да будет Мне по слову твоему” (Лк. 1:38) – являются следствием не принуждения, а свободного согласия и послушания с полным осознанием происходящего, как рассказывают нам Священное Писание и Предание.
Согласно старцу Софронию, величие Девы Марии как Матери Иисуса Христа превосходит человеческие критерии. Никто из людей не жил безгрешно, кроме Пресвятой Богородицы, неотделимой от Христа-Бога, Который в свою очередь навсегда останется единосущным человеческому роду [3]. Однако помимо места и роли Богородицы, в христологическом догмате Церкви подчеркнуто свободное послушание Божественной Воле, что делает Богородицу образцом христианской нравственности. Христианин призван духовно родить внутри себя Христа, “единожды рожденного по плоти” [4]. Исследуя творения святого Симеона Нового Богослова, профессор Георгий Мандзаридис замечает: “Все то, что единожды было осуществлено плотским рождением Бога Слова Пресвятой Богородицей, духовно повторяется в каждом верующем. По этой причине чистота Богородицы является примером жизни для христиан” [5].
Богородица становится не только вратами нашего спасения, но и началом и подтверждением истинной человеческой свободы.
Автор: Николаос Койос, глава редакции интернет-издания «Пемптусия».
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
__________________________________________________________
[1] Архим. Софроний Сахаров, “Подвиг богопознания”, изд-во монастыря Иоанна Предтечи, Эссекс, Англия, стр. 315.
[2] Архим. Эмилиан Симонопетрский, “Νηπτική Ζωή και Ασκητικοί Κανόνες”, Афины, 2011, стр. 142.
[3] Οψόμεθα, 240,244-245
[4] Св. Максим Исповедник, Слова, PG 90, 1181AB.
[5] Св. Симеон Новый Богослов, изд-во J. Darrouzès, «Sources Chrétiennes» том 122, стр. 252 & 254.
[6] Георгиос Мантзаридис, Христианская этика ΙΙ, Фессалоники, 2009, стр. 283.
http://www.pemptousia.ru/2016/04/великое-событие-благовещения-и-свобо/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии