ВЕЛИКИЙ ПЯТОК. Архимандрит Владимир (Милованов)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

"Яко живоносец, яко рая краснейший, воистину и чертога всякого царского показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения».

Дорогие братья и сестры, в день великого Пятка мы предстоим перед гробом Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, взирая на Его безмерную человеколюбую утробу, Его безграничное человеколюбие, на Его бесконечную человеколюбную божественную мысль нашего искупления. Насколько легко нам, верующим людям, это понимать и насколько кажется странным и страшным, когда видишь и понимаешь, что есть немало людей, которые не только этого не видят и не желают этого замечать. Хотя, казалось бы, что дано человеку? Не только, дорогие братья и сестры, оправдание от греха, не только очищение от вины перед Богом, не только мы избавлены от вины заклятия, не только избавлены от вечной смерти. Мы даже не можем представить себе, что такое, насколько страшна даже временная биологическая смерть, дорогие братья и сестры. А Господь нас избавил от вечного отчуждения от Себя, как источника жизни, потому что Он не только дает жизнь, а Он дает смысл, радость и красоту. Потому что Он по Своей природе безграничная совершеннейшая Любовь и безграничная, дорогие братья и сестры, непостижимая неисчерпаемая Красота. Вот чего бы мы лишились.

Но как Господь показывает Свое милосердие и любовь? Он не устрашениями нас хочет напугать. Он не хочет нас наказать, Он не хочет нас привести в чувство трепета, ужаса или благоговения. А Он показывает, насколько Он кроток, насколько Его любовь не просто совершенна, а насколько Он чрезмерно человеколюбив. Он не только стал человеком, Он истощил Себя. То есть Бог всеблаженный, всесовершенный, вечный, неизменяемый дух, разум и любовь и совершенство и красота, Он изобразился (вторая ипостась) в лице Господа нашего Иисуса Христа. Богочеловек. Как говорит апостол Павел: в Его лице нам открыта полнота Божества телесно (Кол. 2, 9). Взирая на Его пречистый образ Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, мы видим явление и откровение Самого Бога. Великая благочестия тайна, Бог стал человеком. И взирая на Его пречистый лик, мы все имеем возможность созерцать в Нем и явление богоявления Отца и действие, освящающее силу Господа, Животворящего Духа Святого.

Вся полнота нам дана. Посмотрите, дана какая простая сердечная помощь и откровение. Насколько нам легко, верующим, тому, которому насколько возможно от чистого своего сердца и покаянием и молитвой, он может уже взирать на эту красоту любви. Потому что, что может быть проще прийти и человеческим языком и личным примером, по свидетельству Иоанна Златоуста, который так говорит, что Иисус наш Христос проповедовал не только словом, но и Своим внешним видом. Бытием и внешним видом. Насколько Он показывал пример благочестия, целомудрия и чистоты, верности и любви.

И сегодня мы, взирая на пречистый гроб Господа и Спасителя Иисуса Христа, мы видим, что ради нас всех, ради всего человечества, ради каждого из нас Он отдал свою жизнь. Но что происходит? Мы видим, что камень, запечатанный от иудей, и воин, стерегущим Его пречистое тело. То есть люди, одна часть человечества в лице этих фарисеев и саддукеев не только посягнули на жизнь Господа и Спасителя, не только сделали все, чтобы Его убили и распяли, но они сделали так, чтобы Его положили во гробе и привалили самым большим камнем. Более того, поставили стражу и наложили печать, чтобы, по их мнению, никто не смог бы открыть этот гроб. И тем самым они сами себя запечатали. И они, и та часть к величайшему сожалению тех людей, которые не желают себя исправлять. Почему они так поступили? Поверьте, не потому, что они не узнали Христа, что это истинный Бог воплотился. Потому что все пророчества на Нем исполнились.

В Священном Писании Ветхого Завета, дорогие братья и сестры более семисот пророчеств, включая, вы сегодня слышали за Богослужением, такие пророчества, такие слова у пророка Исаии: они уготовали Ему смерть среди разбойников, а Он погребен в гробнице праведного. Или сегодня вы слышали пророчество пророка Захарии, что они, сыны Израилевы, оценили Его в тридцать серебренников и отдали эту цену на покупку земли горшечника. Они все это знали и, убивая, посягали на жизнь Самого Бога. Какое безумие. И посмотрите, Господь в земной Своей жизни им фактически процитировал притчу, которую приводит в своей книге святой пророк Исаия о злых виноградарях. И Он их спрашивает при жизни Своей земной, Господь и Спаситель спрашивает у фарисеев: вот погубили они наследника, считая, что давайте его убьем, и все будет наше.

Вот оно тайное беззаконие, дорогие братья и сестры. Вот это есть сатанизм. Вот это и есть самое страшное преступление, до чего мог достигнуть человек. То есть первично это сделал сатана, а люди воплотили его идею в попытках убить Бога. Но как можно убить Бога, дорогие братья и сестры? Как может солнце остановить свое течение. Вот равносильно пытайтесь на солнце бросать грязь. С чем это возвратится нам? Только на нас все это вернется. Невозможно оскорбить либо тень навести на величие Бога, потому что как поступает человек в этой жизни с Богом, так и Господь в будущем веке с ним поступит. Вот в притче о злых виноградарях Господь, приводя слово пророческое фарисеям и саддукеям, они еще больше озлобились. Они поняли, что это о них Он говорит. Но то, что они уже в своем сердце согласились и пришли к одной мысли, чтобы сделать все, чтобы погубить Спасителя, они погубили только себя.

И то, что мы видим в течение жизни всего человечества и сейчас и до конца мира, есть люди, которые слышат слово Божие, есть люди, которые хотят исправить свою жизнь, хотят покаяться, хотят вернуть себе исходную славу сынов и дочерей Божьих. А кто-то прикрывается мнимыми религиями либо философскими учениями, ищут самооправдания, что просто эта жизнь беззакония, это ж проще убивать, воровать, насиловать, клеветать. Проще. А чтобы сделать добро, нужно прилагать все усилия своей души. И вы знаете насколько благостно исполнять заповеди Божии, но насколько трудно их исполнять. Почему трудно? Не потому что сами заповеди являются трудом, а потому что наша природа падшая претит. Потому что наши страсти, наши привычки злые и греховные мешают исполнению святой воле Божьей. Либо демоны, либо люди, либо то общество, которое соблазняет и всячески пытается подвигнуть греху – вот это, конечно, является самым большим препятствием, чтобы мы во всей полноте насколько это возможно исполняли святые Христовы заповеди.

Но многие и многие люди, и вы в том числе, стараются сделать все, чтобы с Божьей помощью, молитвенно обращаясь к Господу и Спасителю, чтобы пытаясь в своей жизни воплотить эту святыню святых Христовых заповедей. Для чего? Чтобы тот дар, который мы получили даром, Бог пришел за каждым из нас. И даже у одного из святых отцов есть такая удивительная мысль, что если даже один только бы на земле смог человек быть спасенным, ради одного человека Бог пришел бы в мир. Непостижима Его любовь. Есть люди, которые Господь знал и знает, как апостол Павел об этом говорит, что Господь знает Своих, познал Своих, потому что во все времена и до окончания мира будут люди, желающие идти тем благословенным путем, который Господь предуготовал каждому из нас. Потому что мы дети Божии. Невозможно, как бы человек не пытался утопить себя в нечистоте греха, все равно совесть (совесть, советник, это голос Божий) в душе каждого из нас призывает нас к тому, чтобы мы не губили свою бессмертную душу, свой образ, свою славу. Потому что слава, задумайтесь, дорогие братья и сестры, слава чад Божьих в прямом смысле слова. Почему в прямом смысле слова? Потому что Бог нашу природу принял, братья и сестры, не ангельскую, а прославил природу человеческую. Он воплотился, осветил путь рождения, путь жизни, путь взросления, путь послушания. Он Сам в течение всей Своей жизни, посмотрите, являлся всегда примером послушания Своим родителям земным, Матери Божьей. Всегда во всем был примером, и в течение всей своей жизни для нас Он показал то, что мы не только дороги Ему, как создания, а мы дороги для Него, потому что мы Его чада возлюбленные, ради которых Он показал свою безмерную любовь.

Поэтому мы видим, взирая опять же на гроб Господень, видим вот это удивительное откровение. Кто-то остается снаружи гроба Господня, а кто-то приглашается на божественный царский пир, на трапезу Господню, которая именно открывается нам через гроб Господень. Потому что Он, как поет церковное песнопение, он источник нашего воскресения. Он надежда наша, наше упование. Потому что апостол Павел говорит, что если мы во Христе умираем, значит, в Нем мы и воскреснем. Если мы в Нем страдаем, значит, мы в Нем и прославимся. Поэтому взирая на надежду нашу и на упование нашего спасения, будем молиться, чтобы Господь дал нал нам силы действительно оправдать высокое и славное божественное звание быть чадами Божьими. Аминь.

http://www.optina.ru/sermon/vel_pjatok_2016/