Великий Пост: время радоваться. Протоиерей Игорь Гагарин

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

«Возсия весна постная» – поется в одном из великопостных песнопений. Весна – обновление природы, пост – обновление души. Секретом, как провести 49 дней до Пасхи бодро, а не вяло, как почувствовать себя свободным и радостным, и не впасть от всего этого в тщеславие и самомнение, делится протоиерей Игорь ГАГАРИН

Весна – утро года, пост – тоже своего рода утро. Об этом напоминает апостольское чтение последнего воскресенья перед началом поста: «...наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13: 11, 12).


Пост – время радостное, если правильно понимать смысл слова «радость». Одна из распространенных ошибок множества людей заключается в том, что радость отождествляется с удовольствием.

Чем больше в жизни удовольствий, кажется многим, тем радостнее жизнь. Но радость и удовольствие не только не одно и то же, но часто взаимно исключают друг друга. Это понимали еще древние спартанцы. Когда одного спартанца, как пишет Плутарх, спросили: «Что делает вас такими сильными и бесстрашными?», тот ответил: «Презрение к удовольствиям». А ощущение твердости духа, мужества, бесстрашия несет с собой радость.

Все это многие из нас слышали, знают, но на деле не очень-то этому следуют. Отказаться от удовольствий, когда они доступны, не так-то просто. Но Великий пост – время, когда ты это делаешь не один, когда все твои братья и сестры, каждый в свою меру, убирают из своей жизни чувственные удовольствия, и каждый убеждается в том, что это не только не мешает радости, а даже напротив.

«Как же хорошо сейчас на душе», – слышал я неоднократно от своих православных друзей уже на первой неделе Четыредесятницы. Через неделю-другую гортань забывает вкус мяса, зато сердце начинает ощущать вкус свободы. 



Один мой хороший знакомый давно занимается бодибилдингом, достиг больших результатов. Однажды он спросил меня о посте, зачем он нужен. И мне пришло в голову объяснить понятным ему языком. Я назвал пост – духбилдингом. Возможно, такое название спорно, но он меня очень хорошо понял. И стал поститься. Он-то по опыту знал, что сила тела ничего не стоит при отсутствии силы духа.

Разумеется, если свести великопостное упражнение к тренировке силы духа, силы воли, можно очень далеко уйти от подлинной цели поста. Да, конечно, пост – время подвига. Напомню, что для христиан понятие подвига связано не с героизмом, а с подвижничеством, преодолением своих слабостей.

Подвиг – решительное усилие строить жизнь не по принципу «хочу», а по принципу «надо». Наши желания далеко не всегда совпадают с нашим долгом. И далеко не всегда удается победить их. Отсюда уныние – неизбежная расплата за то, что позволили возобладать в себе худшему над лучшим. Во время поста гораздо легче взять себя в руки и не допустить господства тех желаний, которые противны совести.
http://www.nsad.ru/articles/velikij-post-vremya-radovatsya